Аттестация 2020. 3.5. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Богославская Ирина Валерьевна

На  этапе внедрения самообразования возникает потребность делиться опытом с коллегами по вопросам обучения, воспитания, использования новых технологий для достижения высоких результатов профессиональной деятельности.

На заседаниях  школьной кафедры учителей начальных классов, классных руководителей,  на районном методическом объединении, в интернет сообществах и электронных СМИ представила опыт работы в услових инклюзивного образования с детьми ОВЗ, поделилась наработками подготовки к ВПР по окружающему миру, опытом патриотического воспитания детей. Участвовала в презентации образовательного учреждения на дне открытых дверей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ЗПР в обычном классе - как их учить?

 

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

 Попробую ответить на этот вопрос подробно.

 

         Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической  (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

 

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать  то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно  для этого нужно делать?

 Перво-наперво – найти в литературе либо в  сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

 

Следующим и самым главным шагом будет составление для  этого ученика  АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых.  Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

 Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснитьглубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

 

Содержание программы для детей с ЗПР  практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся  на какое-то времяприостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки».  Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

 Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.

 

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно  участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники,  родители…  (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

 Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с  обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

 

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

 Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит?  Учителю необходимо уделять для него  на уроке отдельное  время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

 

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается ихоцениваниякакими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу»,  «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный  ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать  тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы.  Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.

 

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный  минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

 

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

 А сейчас ещё несколько  советов.

 

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК  в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

 

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

 



Предварительный просмотр:

Подготовка к ВПР по окружающему миру. Из опыты работы.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  по предмету «Окружающий мир» ПОЗВОЛЯЕТ  оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС Начального Общего Образования. Таким образом, ВПР предназначена  для диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, а также сформированности универсальных учебных действий.

После написания работы каждым учителем был проведен глубокий анализ. Проверочная работа показала пробелы в знаниях обучающихся по отдельным темам. В основном затруднения вызваны тем, что в начальной школе на изучение данных тем было отведено 1-2 часа. Содержание некоторых тем и жизненный опыт обучающихся не позволяет успешно справиться с заданиями.

Недостаточный уровень сформированности знаний и УУД в соответствии с требованиями ФГОС отмечены по следующим блокам ООП НОО:

Мы обращаем ваше внимание на вопрос 3.

 Проверяет уровень овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, умение работать с географической картой, на которой обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных животных. За время обучения в начальной школе по программе «Школа России» теме «Материки» отводится один час в 3 классе.

Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир,  чтобы карта являлась его помощником, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, мы сконструировали систему творческих заданий, помогающих ребёнку успешнее усвоить данный материал. Игры: узнай материк по очертаниям, узнай по описанию.  Кроссворды, вопросы - загадки и др.

- Какой материк омывается тремя океанами?

- Какой океан омывает все материки кроме Африки?

- Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.

Дети становятся старше, усложняются и задания:

• Расположи названия материков в данной таблице: Северное полушарие Южное полушарие Западное полушарие Восточное полушарие.

• Пират Флинт закопал клад на острове, но мне удалось добыть координаты этого места 5° с. ш. и 100° в. д. Где зарыт клад? (о. Суматра)

В вопросе  5 проверяется умение распознать конкретные части тела и органы. Во втором классе знакомятся с внутренним и внешним строением человека. Такие части тела, как икра, лодыжка, предплечье, ключица  не упоминаются. В третьем классе дается понятие систем органов человека.

Вопрос 6 связан с элементарными способами изучения природы - его основой является

-  описание реального эксперимента,

- проверяет умение вычленять из текста информацию,

- сравнивать описанные в тексте объекты, делать вывод на основе проведенного опыта. Проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения.

Формированию предметных знаний, личностных и метапредметных  умений способствуют  несложные наблюдения и опыты с использованием простейшего лабораторного  оборудования и измерительных приборов,  умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов,  делать выводы на основании полученных результатов – важный фактор «роста» наших маленьких исследователей.

        В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

  • задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;
  • необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;
  • приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.
  • отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности   обучения.

Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

  • умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы/

В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

        Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты. Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

        Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни
казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания
которых он просто не получится. Например, простой опыт, который
должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному,
может не получиться, если глина будет сухой.

При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают   не   самое   существенное.   5. После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

Учителю надо помнить, что дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным выводам и обобщениям.  Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка. Учитель должен продумать вопросы, которые будет давать ученикам.

Вопрос 7 проверяет способность на основе приведенных знаково- символических изображений сформулировать правила поведения. Это задание включает в себя не только  часто встречающие в населенных пунктах знаки по правилам дорожного движения.

Все знаки делятся на несколько групп: красный треугольник- предупреждающие, запрещающие- красные круги.

Также дети  формулируют правила поведения в природе, на эту тему достаточно отводится уроков в каждом классе. А  вот еще знак- этикетки на вещах. Эту тему не изучают в начальных классах, но жизненный опыт может пригодиться для выполнения этого задания.

Как заинтересовать обучающихся на изучение этой темы? Можно начать с диалога.

На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью

- Что-то я не вижу твою новую куртку.

- Постирала, набивка вся сбилась.

- Ты её вернула?

- Нет! Не взяли! Оказывается её вообще нельзя стирать.

На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью

Варианты домашних заданий по желанию учащихся:
-написать короткое сочинение-рассуждение « Что было бы, если бы исчезли с товаров этикетки?

-разработать  этикетки на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар.
-изучить символы на товарах, которым отдают предпочтение;
-рассказать о значении символов друзьям и членам семьи.

Мы построили свою работу по следующим направлениям:

- в рамках урока;

- в рамках внеурочной деятельности.

Нами составлен банк заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается.

В рамках уроков учителями проводятся блочные задания, состоящие из 4-5 упражнений  и рассчитанные на 10-15 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводим, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир» и сайт НИКО (на каждый тип заданий представлено 14-17 упражнений).

Одним из вариантов получения дополнительной информации является работа над проектами в группах. Каждая группа работает над определенной темой в течение месяца. Итогом данной работы является защита проектов в классе. При необходимости группы меняются темами.

В рамках подготовки к ВПР учителями ТАКЖЕ проводятся обучающие проверочные работы, носящие диагностический характер. Время выполнения работы 45 минут. Проведение данных работ дает возможность учащимся получить представление о структуре, количестве заданий, форме, об уровне сложности, о требованиях к записи ответа, а также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы. С результатами тренировочных работ обязательно знакомятся родители на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, в рамках которых родители получают рекомендации по корректировке выявленных недочетов.

Обобщив, пока еще небольшой опыт по подготовке к ВПР, мы пришли к выводу, что учителям необходимо так организовать обучение учащихся на протяжении 4 лет и повторение в течение последних месяцев, чтобы отработать  все планируемые результаты по предмету и предоставить возможность учащимся овладеть стратегией выполнения всероссийских проверочных работ.

     Предложения по устранению недостатков

  • Следует продумать работу с различными источниками информации.
  • Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.
  • Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию.
  • Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из разных источников.
  • Включать в рабочие программы и программы внеурочной деятельности практические работы с проведением опытов и использование лабораторного оборудования.


Предварительный просмотр: