ЭССЕ

Земляк Екатерина Анатольевна

Детство – главная ценность! Казалось бы, это, само собой разумеется… Мы все родом из детства и, в конце концов, помним из него преимущественно хорошее. Мы любим наших детей, и нас не нужно уговаривать любить их ещё больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              НРМДОБУ Д/С «БУРАТИНО»

ЭССЕ – я воспитатель.

Земляк Екатерина Анатольевна

«Расскажи  - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Детство – главная ценность! Казалось бы, это, само собой разумеется… Мы все родом из детства и, в конце концов, помним из него преимущественно хорошее. Мы любим наших детей, и нас не нужно уговаривать любить их ещё больше.

Мы беспокоимся об их будущей судьбе больше, чем, когда - то беспокоились о судьбе собственной, и нам хочется, чтобы наши дети были счастливее, способнее и умнее нас. Казалось бы, мы делаем всё, что в наших силах, и всё же, и всё же… Часто я погружаюсь в свои мечты… Что бы я сделала для детей, для детского сада?   Может быть такое…  В группах по 10 - 15 детей. Штат психологов, медиков… У детского сада свой счёт в банке, свой автобус, чтобы, скажем, отвезти детей в музей или в картинную галерею.  В каждой группе цветной телевизор, видеомагнитофон, яркие красочные игрушки, компьютер, компьютерные игры. Ковры на полу, бассейн, зимний сад и прочее, прочее, прочее…

 Но, возвращаясь в реальную жизнь, я вдруг понимаю, ведь дети не могут ждать, они приходят к нам сегодня и сейчас. А может им и не нужны эти компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны.

И возникает вопрос, как же нам их воспитывать? Чему? Для чего? Вечные педагогические вопросы… Детский сад – это особый мир, в нём переплетаются такие противоречия, что никакая система обучения, даже самая- самая, не способна мудро разрешить их.

Гармония возникает от ежедневной ювелирной работы воспитателя, воспитателя – исследователя. Мелочей не бывает. Занятия в детском саду – бесценный опыт человеческого общения. Ребёнок учится давать оценку миру, людям, самому себе: я умею; я понимаю; как интересно слушать; как здорово, что слышат меня; я умею рассуждать; я умею думать…

Или всё с частицей «не»: я не умею, я не понимаю…

Мудрый педагог поможет ребёнку призадуматься, вслушаться в себя, в свои мысли и душу.

Почему воспитатель – исследователь? Да и кто он такой? Что он может дать нового детям? Какие открыть перед ними горизонты?

 Как бы нам не хотелось, но наше современное общество ставит перед нами педагогами очень ответственные задачи -  обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени сможет развивать ребёнка, в какой педагог умеет грамотно управлять учебно -  воспитательным процессом. А грамотно сможет управлять педагог, который не только обладает теоретическими и практическими умениями, любит детей и т.д., но ещё и обладает умениями и навыками исследовательского поиска.  То есть воспитатель с творческим подходом, который выражается в варьировании, комбинировании содержания, форм, методов и приёмов работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром, его преобразованием.

В своей работе мне хочется научить детей познавать неизведанное, удивляться и восхищаться миром. Поэтому в педагогическом процессе использую наглядно – практические методы: наблюдения, элементарные опыты, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, которые способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, и ему необходимо помочь в освоении окружающего мира.

А. Савенков утверждает, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того, когда родители впервые ведут его в детский сад.

В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку, и требуются в самых разных сферах. В наше время исследовательское поведение рассматривается – как стиль жизни современного человека.

По теории А.Савенкова - это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления к самостоятельному изучению. Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

 И если я буду использовать современные технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, ТРИЗ, исследовательский метод, метод проектов);

То у детей:

  • Повысится поисковая, речевая активность.
  • Будут развиваться интеллектуальные, творческие способности, мышление.
  • Научатся отстаивать своё мнение и не бояться новых неожиданных решений.

Решением моей проблемы стала образовательная программа «Маленькие исследователи»

Моя дорога к осуществлению моих целей и задач трудна и захватывающе интересна. Сколько я изучила литературы и методик, а, сколько ещё предстоит изучить… «Ни дня без строчки»  - без познания, изучения и осмысления педагогической и художественной литературы невозможно творить, это все равно, что художник, имеющий в руках только уголь.

 Передо мной стала задача - искать новые события, сделать жизнь детей более насыщенной разнообразием занятий, дополнять то, что уже делается тем, что может делаться ещё.

Я прилагаю все свои усилия для того, чтобы занятием развивать способности детей, естественным путём развить в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения, сделать их способными к самостоятельной жизни и деятельности.

Занятие в детском саду я понимаю не как «урок – занятие» для детей, а как   то, чем их «занять» в повседневности, в их реальной детской жизни. Чем же? Чем - то интересным, полезным, радостным… «А если не интересно, но надо?» - спросите вы. Тогда нужно думать, как неинтересное дело сделать интересным.  То есть занятия, на которых знания не получаются, а добываются детьми. Дети ищут их вместе со мной – учатся учиться.

Я пытаюсь сделать «занимательной» еду, сон, прогулку, процесс одевания и т.д. Чтобы ребята осваивали не только знания и навыки, но и главное – «способ жить» в предлагаемых обстоятельствах, удивляясь, восхищаясь, радуясь. Для меня очень важно, принципиально, чтобы любое занятие начиналось с вопроса «модель трёх вопросов», поиска знаний вместе с детьми. Стремлюсь создать условия для детского общения. Чтобы освоение, уточнение материала шло также в диалоге с детьми.  Тогда он будет растворяться в реке детской жизни, не закончится «сегодня», а составит возможность дальнейшего поиска знания.

Самое главное для меня - оценивать свою работу с позиции завтрашнего дня, иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, находить наиболее эффективные способы воспитания детей, совершенствовать своё мастерство.

Для жизни ребёнка это очень важно, от этого зависит, будет ли он достойным человеком, появится ли у него стремление к успеху, желание учиться.

Как важно педагогу - исследователю быть естественным, видеть естество в каждом ребёнке, укреплять его, сохранять, приумножать и способствовать раскрытию природного дара, который заложен в каждом человеке.

Пора и дары детства – это любознательность, удивление, разгорающееся воображение и неуёмная энергия. И я буду делать всё, чтобы эти чувства и качества не угасали, по крайней мере, на протяжении дошкольного периода. Ведь каждый должен прожить, прочувствовать, поэкспериментировать полученные знания и приобрести свой собственный опыт.

Земляк  Екатерина Анатольевна