Консультации для педагогов

Земляк Екатерина Анатольевна

 Воспитатель относится к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Д/С«БУРАТИНО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Интегрированные занятия в детском саду

Составила: Земляк Е.А.,

старший воспитатель

 Общая характеристика занятий

            Встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.
            Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);
• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

            Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.
            В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.
           
Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
            Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная        игра).
           
Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет,        создает        эмоциональный        настрой.
           
Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение»         через произведения музыки, литературы, живописи).
            Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы
(интегрированное занятие)

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
  2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

 Основная особенность интегрированного занятия

   К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:
• содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
• предметов образовательного цикла между собой;
• деятельности двух и более педагогов и др.

Характеристика интегрированного занятия

• Является одним из направлений межпредметной интеграции.
• Имеет среднюю степень интеграции.
• Структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм. 
• Форма имеет смешанную структуру.
• Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.

Педагогические возможности интегрированного занятия

            • Формирование в единстве знаний и умений.
            • Коммуникативность умений.
            • Повышение интереса к учению.
            • Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированных занятий:

            • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
            • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
            • углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;
            • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
            • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированного занятия:

            • все занятии е подчинено авторскому замыслу;
            • занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
            • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
            • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
            • цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
            Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как
научно – деловое построение, в котором важны:
            • комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
            • соотношение изученного и изучаемого;
            • соединение отдельных зачетов в один общий.
           
Трудности проведения интегрированного занятия

            • Сложность отбора учебного материала.
            • Подробное структурирование занятия.
            • Проблема личной совместимости педагогов.
            • Общий подход к оценке знаний и умений детей.
            • Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

            Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной. однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

    Методика подготовки интегрированного занятия
(рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

  1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
  2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание. интеграция которого наиболее важна.
  3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
  5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
  6. Продумать развивающие задачи.
  7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).
  8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
  9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
  10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

 Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

  1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
  2. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
  3. При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
  4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
  5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
  6. При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.
  7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
  8. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

 Работа по созданию системы интегрированных занятий

         Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Этапы создания системы интегрированных занятий

  1. Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.
  2. Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.
  3. Вопросы оплаты интегрированных занятий.
  4. Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей.
  5. Планирование тематики и развернутых планов занятий.

 Анализ интегрированного занятия

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

  1. Качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.
  2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.
  3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

 Специфика анализа (по С.В. Кульневичу)

  1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
  2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
  3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

      - в создании нового раздела (программы);
      - цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
      - единичных интегративных занятий.

  1. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:
  2. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
  3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
  4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
  5. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).
  6. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.
  7. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

 (Извлечение: Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2014г.

 Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Консультация для педагогов, специалистов

Психо-физиологический аспект интегрированных занятий.

Составила: Земляк Е.А.

старший воспитатель

Необходимость взаимосвязанного использования разных видов деятельности в воспитании и развитии ребенка определяется тем, что, применительно ко всем его видам, можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования способностей ребенка. Главная наша задача – это углубление понимания, создание условий для эмоциональной отзывчивости, и развития творческой активности и воображения детей, способствующих формированию интереса к познанию нового. На интегрированных занятиях применяются новые, более эффективные формы и методы работы, создаются ситуации, при которых к восприятию нового материала подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание,        обоняние,        вкус.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса у детей к познанию, является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания. Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития, и игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным. Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс,        сделать        его        наиболее        эффективным.
Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка. Такой подход позволяет охватить весь педагогический процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Интегрированные занятия в ДОУ

по познавательному развитию и изодеятельности

Составила: Скляренко Г.Н.,

старший воспитатель


Несмотря на кризис современной социально-педагогической ситуации, в системе дошкольного образования все явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гумманизация его содержания, усилие личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений – вот далеко не все позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование.

Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок, цель процесса локализуется вокруг полного максимального раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность воспринимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном “творческом продукте” через рисование. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Причем педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусств свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления в картине художника достигает особой выразительности за счет специфических средств того или иного вида искусства.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника – это умение незаметно “входить”, “вползать” в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на их правополушарные особенности.

Принципиально важным в организации занятий является активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.

Каждая система занятий должна базироваться на единых методических основаниях.

Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счёт глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке.

Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребёнка при восприятии музыкального, зрительного ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. В более старшем применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.

Метод “подмастерия”. Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующие моменты:

Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребёнка на содержание занятия. Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечивает заинтересованность детей проблемой занятия.

К каждому занятию педагогу надо готовить соответствующий его целям сценарий, продумывать ход занятия, подбирать такой зрительный ряд, оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребёнка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребёнка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественнее образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать “по ситуации” - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в “режиме интеграции”. Кроме этого независимо от тематики занятия, его организация включает в себя упражнения психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувствительном уровне. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности, именно оно “работает” в различных видах искусства.

Проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребёнка за счёт ограниченного включения проблемной ситуации в ход занятия, причём профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребёнок её воспринял как личную проблему. В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребёнка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта малыша.

Деятельностная основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях и пр. При этом “акт творчества” отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает знания, а отдаёт их, обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребёнка рисованием создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности. В последствии, на интегрированных занятиях, открывается широкое поле для творческого преломления полученных детьми знаний.

Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребёнку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке приобретает черты особой значимости: это часть его символического “Я”. Эти предметы, находя своё место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствуют осуществлению “грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя”. (М.В.Осорина).

Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. Очень хорошо использовать такую организационную форму, как совместная деятельность. В ней в большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач нравственного, духовного и интеллектуального развития ребёнка в процессе поиска детьми общей цели, возможных путёй её осуществления, реализации намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт “вместе думать”, с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. У ребёнка, при условии переживания им чувства успеха в деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи.

На занятиях педагог должен быть внимательно, бережно относиться к эстетическим, творческим проявлениям ребёнка, обучать, но осторожно, не убивать, а побуждать ростки творчества.

Интегрированные занятия длятся от 25 до 45 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлечённости. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Занятия должны проводиться подгруппами, так как педагог должен быть внимателен к каждому ребёнку, а может ли это быть, если он работает с группой в двадцать и более детей? Возникающие сложности у ребёнка в процессе работы и не находящие своего разрешения, не только не способствуют развитию, а наоборот, стимулируют проявление раздражительности, неуверенности в своих силах, отказ от приложения умственных и творческих усилий, направленных на поиск путей выполнения намеченного. В итоге – неудовлетворенность результатом от хода занятий художественной деятельностью, а в лучшем случае – выход на шаблон в изображении предметов и, в целом, фактически выведение личности из деятельности, Объективно обеспечивающей ребёнку постоянный тренинг важных психических процессов (воображения, образного мышления, восприятия, памяти и пр.), качеств и свойств личности (целеустремлённости, самостоятельности, поисковой деятельности и пр.).

Следовательно, чтобы ребёнок развил свой творческий потенциал в изобразительной деятельности, но должен иметь возможность получать помощь от педагога. Но это, согласитесь, возможно, только при индивидуальном подходе к ребёнку и в условиях работы с небольшой группой детей, что требует кардинальных изменений в построении педагогического процесса и профессионализма воспитателя.

Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребёнка. Сам материал, который использует ребёнок на занятии, его многоцветие, выразительность средств даёт удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости и удовольствия. Ребёнок любит свою работу, гордится ею и ждёт положительной оценки. Через рисунок можно заглянуть в душу ребёнка и вместе с ним восхититься и порадоваться результату.

РКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

"Интегрированный подход к образовательному процессу  в ДОУ"

        Составила: Скляренко Г.Н.,

старший воспитатель

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

  До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

  Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Поэтому встает вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия  (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

    Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

 2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

 5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

 6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

  Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

 -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

 -разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

 Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

 -чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

 -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом занятии;

 -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

 -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;

 -систематичность и доступность изложения материала;

 -необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной  поддержке.

 2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

 3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

 4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

 5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

(Извлечение: сайт «Все для детского сада»)

"Интегрированный подход к образовательному процессу  в ДОУ"

   Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

  До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

  Всё это привело с к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

    Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

 2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

 5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

 6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

 

  В детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий по различным направлениям на основе единого тематического планирования.

    Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

    Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

 -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

 -разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

 

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

 -чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

 -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом занятии;

 -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

 -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;

 -систематичность и доступность изложения материала;

 -необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной  поддержке.

 2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

 

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

 4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

 5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

 

 

Интеграция направлений представлена на схеме.

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Анализ занятия
Общие сведения:
• дата проведения занятия,
• группа,
• фамилия, имя, отчество воспитателя;
• тема занятия,
• задачи.

  1. Анализ целей занятия
    1. Оценка правильности и обоснованности определения воспитателем задач образования, воспитания и развития воспитанников.
    2. Учет при определении целей занятия его места с системе занятий.
    П. Содержание занятия
    1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
    2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.
    3. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.
    5. Реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений.
    6. Эффективность использования материала темы для формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического воспитания.
    7. Выбор и применение воспитателем разнообразных источников получения знаний.
    III. Методика проведения урока
    1. Соответствие использованных методов цели и содержанию занятия, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе педагога.
    2. Развитие познавательной активности воспитанников, организация самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие воспитанникам интереса к знаниям.
    3. Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы на занятие.
    4. Методика и эффективность использования на занятии наглядности, технических средств обучения.
    IV. Организация занятия
    1. Тип и структура занятия, их соответствие цели, содержанию и методам.
    2.Организационная четкость, рациональное распределение и использование учебного времени;
    4. Ознакомление воспитанников с темой, планом и конкретными заданиями ; подведение итогов занятия.
    5. Мотивация воспитанников на занятии, их прилежание и заинтересованность.
    V. Соблюдение воспитателем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к занятию.
    1. Соблюдение педагогического такта, норм
    педагогической этики.
    2. Морально-психологический климат на занятии.
    3. Собранность и внимательность педагога на занятии, его самообладание, стиль и тон в его работе. Внешний вид, манеры поведения.
    4. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность педагога.
    Выводы и предложения
    1. Общая оценка занятия по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию воспитанников.
    2. Краткая характеристика основных достоинств и недостатков.
    3. Рекомендации педагогу.
  2. учреждений образования Самарской области


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организация эколого-развивающей среды

в дошкольном учреждении.

                                              

Колокольчики звенят для нас сердечно,

                                           И поют весною соловьи.

                                                 Красота природы будет вечной,

                                                        Только не жалейте для нее своей любви.

 

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста в современном мире приобрело первостепенное значение. Особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.  

Ознакомление дошкольников с природой – это и средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к ней.  

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.  

 

Модель предметно-развивающей среды в группах ДОУ  

 

 

 

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

 1.Экологический уголок:  

  • Комнатные растения и картотека к ним;
  • Карты мира, края, звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Макеты "Скотный двор", «Зоопарк» и т.п.;
  • Календари природы;
  • Огород на окне;
  • Природный материал

2.Минилаборатория:  

  • Материалы для детского экспериментирования

(стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);

  • Микроскоп;
  • Природный материал.

3.Библиотека:  

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными и растениями;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
  1. Экологический театр:
  • Костюмы, атрибуты, куклы, маски для экологических инсценировок; аудиозаписи.  
  1. Экологический музей.
  2. Экологическая тропинка на территории  детского сада:  
  • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
  • Различные породы деревьев;
  • Огород, цветник (различные виды цветов, кустарники, ягоды).

        В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы или  Лаборатория природы.

Для обучения и работы с дидактическими пособиями в уголке природы размещаются стол и стулья.  

Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.  

Для релаксации – используют разнообразные комнатные растения, фонтан. Предназначение, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. В экологическом уголке можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями нужно не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.  

            Кроме постоянных растений в уголках природы могут находится временные объекты природы, например «мини-огород на окне» - лук, чеснок, петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.  

В каждом уголке природы должны быть места - для выполнения трудовых операций (фартуки, лейки и т.д.).

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:  

         Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)  

                 Разнообразие  

  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)  
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)  
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)  

                 Безопасность  

Оформление экологического уголка  должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.  

Оборудование и материалы 

Примеры коллекций 

  1. Коллекции “Летающих семян” 

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

  1. Коллекция других семян и плодов 

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

  1. Коллекция соцветий 

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

  1. Коллекция камней 

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.  

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).  

  1. Коллекции песка, глины, почвы 

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

Оформление растительных коллекций

Можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.  

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Лаборатория 

Мини-лаборатория создаётся для детского экспериментирования. Здесь, под руководством воспитателя, можно проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.  

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.  

В лаборатории можно разместить объекты для наблюдений. “Прозрачный горшок” - (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.  

Для создания экологической тропы особое внимание  нужно уделить организации экологического пространства на территории детского сада. Растения на территории ДОУ являются своеобразным «зеленым щитом», они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.  

Таким образом, создавая лаборатории, экологические уголки необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.  

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.  

Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними. И кто знает, может быть в ближайшем будущем, именно наши воспитанники, станут знаменитыми защитниками природы!

составила Земляк Е.А.  

старший воспитатель:

 

 



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

        Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

         Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

           Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

          Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

           Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

           Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

           Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

           Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

          Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

            В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству’!, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

            Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

             Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

        Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

       Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

        К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

        Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

         Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

         Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

        Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

           Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, “Мой город”, “Столица нашей Родины — Москва”).

           Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” ( в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

          Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

              Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям, — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

            В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

          Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

          Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему "Растим патриотов"

 

« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

 Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-     чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-     уважительное отношение к языку своего народа;

-     заботу об интересах родины;

-     гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-     уважительное отношение к историческому прошлому своего   народа, его обычаям и традициям;

-     стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

 Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата   направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

          создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции ( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

         методическое обеспечение :

     - наличие картотеки на имеющийся материал

     - целесообразность месторасположения материала

     - соответствие содержания возрасту детей

     - доступность свободного пользования

     - эстетичность в оформлении

         наличие игр и пособий для организации с детьми

- дидактические игры

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

-иллюстративный материал

- рукописные игры

     - соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:

- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

- Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах: «Развитие речи», «Социально – коммуникативное» и «Познавательное развитие».

- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей.

Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления присутствуют в нашей педагогической деятельности каждый день, ведь детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен возрастным особенностям детей. Все эти средства патриотического воспитания мы, музыкальные руководители, используем в тесном контакте с педагогическими работниками. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, с которой дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На русских народных песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качестваво все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию художественный образ через движение. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Одним из воспитательных средств, в котором музыкальные руководители реализуют все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. При подготовке к проведению мероприятий дети не только разучивают стихи, песни, танцы, но узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Это также аспект совместной работы музыкального руководителя и воспитателей.

Остановлюсь на некоторых из них.

Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» - это день воинской славы, в который мы чтим и учим детей чтить традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! При подготовке празднования у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

Праздники с мамой - «День матери»«Праздник 8 марта» посвящены формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

День России и День народного единства проводятся с целью воспитания чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. В процессе подготовки и проведения мероприятия у дошкольников формируется понимание принадлежности к русскому народу и России, как единой Родине всех проживающих на её территории людей; расширяются представления о народах, проживающих в России, о дружбе и мире, о значении сплоченности в жизни человека и целого народа.

День семьи, любви и верности, и День пожилого человека посвящен формированию у дошкольников представлений о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Такие праздники, как День космонавтики, День знаний, День российского флага и др. расширяют представление детей об истории и традициях нашей страны.

День города Энгельс - это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время - родной край, родной город, родная улица. Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Народные игры и спортивные конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции, так как дают возможность привлечения родителей.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Большинство родителей разучивают стихи, песни с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. В группах в приемном помещении вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультациипедагоги привлекают их к совместному труду с детьми (например, конкурсы на зимние постройки, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. В нашем детском саду организовываются тематические выставки семейных поделок, рисунков, фотографий, проводится совместная проектная деятельность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.

Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.