Семинар - практикум

Земляк Екатерина Анатольевна

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Экологическое воспитание дошкольников»

"В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного. 
И если выйдет случайное явление

– ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания на протяжении всей жизни. Идея непрерывного экологического образования может быть обеспечена созданием определенной системы, начиная с детства.

Существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях интенсивно развиваются умственные и практические способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера.

Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими и научными ценностями. А для этого нужно идти в ногу со временем быть компетентным во всех аспектах экологического воспитания дошкольников.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования. Одной из эффективных форм работы с педагогами для меня является «семинар – практикум», состоящий из теоретической и практической частей, он помогает обобщить и систематизировать передовой опыт, показать в действии нужные приемы и методы работы.

В результате такой плодотворной работы у воспитанников детского сада отмечается положительная динамика в формировании навыков экологической культуры. Отзывчивость, доброта, чуткость, ответственность за природу, за всё живое эффективно влияют на развитие личности каждого дошкольника.

Слайд 2

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Вступительное слово.
  2. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Разминка.
  2.  Блиц – конкурс
  3.  Решение педагогических ситуаций
  4.  Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  5.  Творческий конкурс.
  6.  Музыкальный конкурс.
  1. Итоги.

                                                   

Вступительное слово:

        Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами.

Слайд 3

 Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Слайд 4

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Слайд 5

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  •  Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  • Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.)

Слайд 6

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
     уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы?  
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  •  Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)

Слайд 7 (после ответов)

  •  Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)  щелчок
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.) щелчок
  •  Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) щелчок
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

                                                 

Слайд 8

У вас есть карточки с заданием  попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение): 

Слайд 9

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Слайд 10

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс

            «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  • - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  • - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  • - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  • - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  • - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  • - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  • - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  • - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  • - Ворона кричит зимой – (к метели).
  • - Лягушки квакают – (к дождю).
  • - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  • - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Слайд 11

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Слайд 12

1.5.  А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

(Слайды с 13 по 30)

Горизонталь:

1. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

3. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

4. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

5. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

6. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

7. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

8. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

 

13. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

Вертикаль:

2. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

6. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед).

9. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

12. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

14. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

15. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

Слайд 31 - 33

1.6. Творческое задание.

Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах.  Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Слайд 34

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!


Приложение

Ситуации для обсуждения

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

 Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

 Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

4. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя.  Как бы вы поступили в данной ситуации?

5. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

 Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

6. Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

 Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

7. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.  

Д

О

Ж

Д

Ь

Т

У

М

А

Н

С

С

О

Л

Н

Ц

Е

П

М

Я

Н

Л

Е

Т

О

Е

Б

Ь

З

С

Р

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

З

И

М

А

Ц

О

К

Д

Л

У

Н

А

Т

Е

Н

Ь

И

Л

И

С

Т

О

К

Е

В

О

Д

А

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7.Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок  из песен о природе.

А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое просвещение педагогов Подготовила: старший воспитатель НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» Земляк Е.А.

Слайд 2

Цель: 1.Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; 2. Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности. Задачи: Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; Развивать познавательный интерес у педагогов; Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Слайд 3

Экологическое воспитание в детском саду способствует: формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе; формированию бережного отношения к природе. «Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя»

Слайд 4

задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: Первая задача - формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Слайд 5

Цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению. « Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Слайд 6

Элементы предметно – развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников. - уголок природы: модели и схемы; - наглядный материал; - календарь природы; - картотеки труда, наблюдений и экспериментов; - лаборатория; - учебные панно; - методическая, энциклопедическая и художественная литература; - экологическая тропа; - мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; - экологические коллекции и мини-музеи; - зимний сад, паспорта растений.

Слайд 7

Методы экологического воспитания дошкольников. СЛОВЕСНЫЕ р ассказы воспитателя и детей; ч тение произведений о природе; беседы. НАГЛЯДНЫЕ - наблюдение; - демонстрация картин; - демонстрация моделей; - демонстрация диафильмов, кинофильмов, диапозитивов; ПРАКТИЧЕСКИЕ - игра; - элементарные опыты; - моделирование;

Слайд 8

Экологическое воспитание осуществляется в виде различных форм : экологические занятия и беседы; экскурсии и фенологические прогулки; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); наблюдения в природе; экологические досуги и праздники; игры; практическая работа (опыты); консультации с родителями; тематические выставки.

Слайд 9

Принципы создания экологического уголка в детском саду Наличие растений и животных; Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.); Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода; Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых); Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными; Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы; Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Слайд 10

Блиц – конкурс “ Как растения и животные предсказывают погоду ”

Слайд 11

Решение педагогических ситуаций ”

Слайд 12

Отгадать кроссворд на тему: « C днем рождения, земля!»

Слайд 13

13 14 8 15 11 2 9 1 3 12 4 5 10 6 7

Слайд 14

Д О Ж Д Ь Т У М А Н С С О Л Н Ц Е П М Я Н Л Е Т О Е Б Ь З С Р С Е Н Т Я Б Р Ь З И М А Ц О К Д Л У Н А Т Е Н Ь И Л И С Т О К Е В О Д А

Слайд 15

Творческий конкурс (оригами - лебедь)

Слайд 16

Лебедь - это символ чистоты . Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и Здоровья окружающей среды .

Слайд 18

Спасибо з а в нимание !