Игровое дидактическое пособие "Круг времени"

Земляк Екатерина Анатольевна

Детям дошкольного возраста непросто освоить понятие времени. Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования. Моделирование – это один из самых перспективных способов развития дошкольников.  Его применение открывает ряд дополнительных возможностей в работе с детьми. В том числе помогает воспитанникам получить представления о времени и мое игровое пособие «Круг времени». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое дидактическое пособие «Круг времени» - вырезала круг из оргалита, обклеила самоклеящейся цветной пленкой. Кармашки сделала из листов для брошюратора (прозрачные верхние листы), наклеила на двухсторонний скотч, по центру установиоа стрелки, картинки заламинировала.

Актуальность:

 Слайд 1

Детям дошкольного возраста непросто освоить понятие времени. Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования. Моделирование – это один из самых перспективных способов развития дошкольников.  Его применение открывает ряд дополнительных возможностей в работе с детьми. В том числе помогает воспитанникам получить представления о времени и мое игровое пособие «Круг времени».

Слайд 2

        Новизна и оригинальность пособия  в том, что оно объединяет в себе несколько моделей: сутки, неделя, год.

        Игровое пособие представляет собой модель часов, внутренний круг которых отражает модель суток - поделен на четыре сектора, средний круг – дни недели (семь секторов с цветами радуги), внешний круг модель года (двенадцать секторов окрашенные в оттенки цветов, характерные для времен года).

Слайд 3

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.

Задачи:

1.Знакомить детей с единицами измерения времени.

2. Учить ориентироваться в частях суток, днях недели, временах года, выделять их последовательность и использовать слова: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро.

3. Закреплять названия дней недели, месяцев.

4. Развивать у детей  речевую активность.

5. Развивать у детей познавательные потребности.

Слайд 4

Например:

Игра: «Когда это бывает?» (части суток)

Цель: Закрепить части суток и их последовательность.

Материал: картинки: зубная щетка, подушка, тарелка, игрушка и т.д.; картинки с действиями: утренняя гимнастика, занятие, просмотр вечерней сказки, спящий ребенок.

Ход:

Перед детьми картинки, на которых изображены деятельность людей или предметы соответствующие той или иной части суток. Ребятам предлагается рассмотреть их и соотнести  с соответствующими секторами на модели.

Слайд 5

Игра: «Когда это бывает?» (времена года) аналогично предыдущей.

Цель: Закрепить особенности времен года и их последовательность.

Материал: картинки с сезонными особенностями и видами деятельности.

Ход: (второй вариант)

Детям предлагается отгадать загадку и установить фишку (Югорку) в соответствующий сектор на модели:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает –  когда это бывает? И.т.

Слайд 6

Игра: «Определи день недели»

Цель: Закрепить названия и последовательность дней недели.

Ход:

Детям предлагается ответить на познавательные вопросы, например: «Определи, каким цветом обозначен четверг, если понедельник обозначен красным?»; «Покажи на модели выходные дни»; «Каким цветом обозначена среда?»; «Определи какой сегодня день недели и поставь Югорку в соответствующий кармашек».

Усложнение: ребятам предлагаются карточки с названиями дней недели, надо прочитать и расставить карточки в кармашки соответственно дню недели.

Слайд 7

«Обозначь последовательность дней недели цифрами», «Какой по счету будет пятница»,

«Рассели  смешариков по дням недели», «Кто из смешариков придет к нам в гости в пятницу?», «В какой день недели придет к нам в гости Нюша?» и.д.  

         К игре со смешариками была проведена предварительная работа. Ребята определили, что в понедельник к нам в гости приходит Нюша, т.к. она розового  цвета, что соответствует красному цвету понедельника, во вторник – Копатыч, он похож на оранжевый цвет вторника и т.д., таким образом, распределили все дни недели, но так как нет зеленого смешарика  решили, что  четверг будет днем  Ежика, он живет под елкой. Таким образом, смешарики помогали запоминать последовательность и названия дней недели.

Слайд 8

Игра: «Круглый год»

Цель: Закрепить названия и последовательность времен года и месяцев.

Ход:

Детям предлагаются задания типа «Найди на модели ноябрь», «Назови месяц, обозначенный голубым цветом», «Покажи на модели зимние, весенние месяцы», «Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает», «Распредели названия месяцев по порядку», «Обозначь осенние месяцы» и т.д.

Слайд 9

Игра: «Посчитай-ка»

Цель: Закрепить умение выполнять арифметические действия.

Ход:

На модели в маленьком и среднем круге расположены цифры, в большом внешнем круге арифметический знак, например +,  воспитатель, показывает стрелками какие цифры  необходимо сложить, а ребенок выполняет действие с выставляет соответствующую цифру в большом круге.

Автор: Земляк Екатерина Анатольевна – воспитатель, НРМ ДОБУ «Д/С «БУРАТИНО». Поселок Каркатеевы, Нефтеюганский район, Тюменская область, Россия.