Педагогический совет с элементами деловой игры

Земляк Екатерина Анатольевна

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:

«Системно-деятельностный подход в

духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»

с элементами деловой игры.

Цель:

Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению
  2. Обновить содержание и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Ход педсовета:

Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. Для выросшего поколения чужды понятия «Родина», «патриотизм», «отечество». Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек». Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины-родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ведущий: 

- В течение 2020-2021 учебного года педагоги учреждения работали по теме: «Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников». В рамках данной темы была проведена тематическая проверка.

Аналитическая справка прилагается.

Ведущий:

Приветствие:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов России…»

Слайд.

Воспитать патриотов России –
это значит…

Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.

Слайд. Цель и задачи Педагогического ринга.

Цель:

- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Ведущий: 

    М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок -дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой Дона, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…»

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять участие в игре в форме мозгового штурма «Педагогический ринг».

Сегодня мы будем выявлять Ваши знания по нравственно – патриотическому воспитанию. Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы, а также следить за ходом игры, соблюдать педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды.

(Обратить внимание присутствующих на слайд)

- Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

(на столах лежат конверты с карточками и вариантами предполагаемых ответов)

Задание:

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Слайд с таблицей

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Ведущий:

 - А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Слайд с направлениями

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное направления.

Ведущий:

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

1 Раунд: (удар в бубен) Ребусы

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

родинаРодина

памятьПамять

орденаОрдена

москваМосква

честьЧесть

россияРоссия

hello_html_mc930f64.pngГерб

hello_html_m38c6300a.png

        Гимн

hello_html_52c2032e.pngВойна

hello_html_m1f7f3c78.pngПобеда

2 раунд (бой в бубен). Эрудиты (мозговой штурм)

1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ (Образовательная программа ДОУ).

2. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта? (Принцип дифференциации).

3. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

4. Земля, где ты родился? (Родина).

5. Древнее название России? (Русь).

6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

7. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

8. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

11. Что означает «эмпирические знания»(Знания, основанные на опыте).

12. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

13. Кто несет ответственность за воспитание ребенка(Родители).

14. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

15. Официальная эмблема государства? (Герб).

16. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

17. Что означают цвета Российского флага?

БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести

СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие

КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир

18. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

-единство;

-верность;

-силу;

-власть.

19. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

20. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.)

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

3 раунд (удар в бубен): Игра по экологии

Ведущий:

предлагаем вопросы–загадки:

  1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
  2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
  3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
  5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
  6. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
  7. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
  8. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
  9. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
  10. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Загадки:

             Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

 (Родник)

В неё льется, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

(Река)

Ведущий:

- Ни один  народный праздник не проходит без веселья,  игр, состязаний.

представляем народную подвижную игру:

 

«Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают три ленточки.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе 3 ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

                                           4 раунд (удар в бубен) Подвижная игра

 Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

5 Раунд (удар в бубен) из нескольких заданий:

1. Отгадайте русские загадки:

Длинна, как дорога, коротка, как блоха (жизнь)

Чувство, которое любого красит (стыд)

Шарю - пошарю, в угол встану (веник)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

Зимой нет теплей, а летом холодней (печка)

Что не сеяно родится (трава)

2. «Вспомни пословицу»

Каждой команде раздается карточка с 3 пословицами

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает (преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

      3. Игра: «Скажи иначе пословицу»

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят»

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

Ведущий:

6 раунд. «Черный ящик». (Бой в бубен!!!)

Против команд играют родители ДОУ.


Внимание! Вопрос!

В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…..(Самовар).

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать звезду и записать наней, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что звезды сами по себе не держатся, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

А.С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!

Наш детский сад имеет большой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию, принимает активное участие в поселковых мероприятиях.


Список литературы:

  1. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2012г.
  2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». – М.: «Сфера», 2010г.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». – М.: 2009г.
  4. Козлова С.А. «Мой мир». – М.: «Сфера», 2010г.
  5. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей». – М.:2010г.
  6. Мосалова «Я и мир». – М.: «Детство», 2013г.
  7. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: «Линка- Пресс», 2009г.
  8. Шорыгина Т.А. Родные сказки «Нравственно-патриотическое воспитание». – М.: «Прометей; Книголюб», 2010г.
  9. Интернет ресурс.