Классные часы

1) Тема: Как научиться быть ответственным  за свои поступки.

Уроки этики поведения для детей и взрослых.

2) Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса
«Выбор профессии – дело серьезное".
3) Классный час «Ставим условие: долой сквернословие!»

              Ставим условие: долой сквернословие! Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.

                                                                "От гнилого сердца и гнилые слова"

                                                                                         Русская пословица.

            Основная задача :убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Как научиться быть ответственным за свои поступки . Уроки этики поведения для детей и взрослых.

Слайд 2

Вежливость порождает и вызывает вежливость Э . Роттердамский .

Слайд 3

Анкетирование №1 Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком « - ». громко кричать; драться; перебивать в разговоре другого человека; списывать из чужой тетради во время контрольной работы; задавать неуместные вопросы; свистеть; ругаться; жадничать; сплетничать;

Слайд 4

навязываться в друзья; проявлять подлость; заниматься вымогательством; не обращать внимания, если над кем-то издеваются; молчать, если кто-то совершил подлость или преступление; приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство; завидовать кому-то; жаловаться на кого бы то ни было; быть равнодушными к чужой беде.

Слайд 5

Анкетирование №2 Из приведённых ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный , глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый , грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный .

Слайд 6

Ситуации для дискуссии Ситуация 1. Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоём. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом…

Слайд 7

Ситуация 2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одёргивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки…

Слайд 8

Ситуация 3. На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына…

Слайд 9

Ситуация 4. Ребёнок проводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы…

Слайд 10

Ситуация 5. Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребёнка…

Слайд 11

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей. - Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. - Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. - Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

Слайд 12

- Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка. - Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. - Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка.

Слайд 13

Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное". Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию. Задачи: 1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни; 2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность; 3) Расширить знания учащихся о мире профтруда; 4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Слайд 2

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Слайд 3

Факторы, которые влияют на выбор профессии. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Слайд 4

2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Слайд 5

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

Слайд 6

4. Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

Слайд 7

5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

Слайд 8

6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

Слайд 9

7. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

Слайд 10

8. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Слайд 11

Факторы, которые влияют на выбор профессии. *Знания о профессиях, рынке труда *Мнение сверстников *Склонности, интересы *Способности *Здоровье *Мнение родителей, семьи *Позиция учителей, психологов, врачей *Уровень притязаний и самооценка *Личный профессиональный план (план карьеры)

Слайд 12

Выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия: Хочу---------------мои желания Могу------способности и возможности Надо--------востребованность профессии

Слайд 13

Ситуация № 1. Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. К какому рисунку относится это описание?

Слайд 14

Ситуация № 2. Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. К какому рисунку относится это описание?

Слайд 15

Ситуация № 3. Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. Как же у Саши получился такой удачный выбор? К какому рисунку относится это описание?

Слайд 16

Классификация профессий: Человек-природа. Человек-техника. Человек-человек. Человек-знаковая система. Человек-художественный образ.

Слайд 17

Человек-природа. Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

Слайд 18

Человек-техника. Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,

Слайд 19

Человек-человек. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

Слайд 20

Человек-знаковая система. Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.

Слайд 21

Человек-художественный образ. Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Слайд 22

Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».

Слайд 23

«Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.» К.Д. Ушинский



Предварительный просмотр:

                           

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     «Усть-Алтанская средняя общеобразовательная школа»

     

                                              Классный час

                     «Ставим условие: долой сквернословие!»

 

                                             (в 5 – 7 классах)

Провела: Малакшинова Е.С.,

классный руководитель 7 класса

Усть-Алтан, 2014

                                   Ставим условие: долой сквернословие!

                                Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.

                                                                От гнилого сердца и гнилые слова

                                                                                         Русская пословица.

Основная задача :убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приёмы:беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы)

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Оформление:

написать на доске:

а)тему, эпиграфы;

б)слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, трус, предатель;

в) рифмы для антирекламы/: мат-ад,брат, богат,девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться- добиться, злиться, больница, лечиться;

оставить место для памятки.

План классного часа:

 

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

2.Игра «Эстафета добрых слов».

3.Информационный блок «Заразные слова».

4.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

5.Творческие задания:

а)памятка «Как избавиться от сквернословия?».

б)антиреклама сквернословия.

6.Заключительное слово.

7.Подведение итогов.

                                      Ход классного часа:

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

классный руководитель:

Сегодня мы будем говорить о здоровье.Приходилось ли вам слышать о такой болезни «капролалия»?( Дети отвечают)

Это тяжёлое психическое заболевание встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания./но об этом позже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле- печаль

И долглвечней-царственное слово.

                                         А. Ахматова

Царственное слово- самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова, какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).

Обожествление слова- это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Россия- страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово-серебро, а молчание – золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день- спасёшься»Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху?(Ответы детей)

Классный руководитель: Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством7 Послушайте ещё одно стихотворение А. Ахматовой.

                  Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

   Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом , за берёзку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах- и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?( Ответы детей)

Классный руководитель. Да, судя по тому, как горят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

Ещё одна цитата.            Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими- спасти, какими -вдохновить? (читает слова, записанные на доске)

2.Игра «Эстафета добрых слов»

Классный руководитель: Большой знаток слова, автор знаменитого словаря , Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказнно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово.( дети выполняют задание)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

3Информационный блок « Заразные слова»

Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова...Вернёмся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные « обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат- обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2 Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово- за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человекуже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже- он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

  1. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты

  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
  • Сквернословие -это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
  • Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

5.Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Классный руководитель. Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата- это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? ( дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

  • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  • читать русскую классическую литературу;
  • запоминать стихотворения, афоризмы.
  • Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители( ёлки-палки, блин, фиг..). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Составление антирекламы сквернословия.

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф- от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции- студенты, журналисты-придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,

- Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!

- Наше условие-долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? Давайте попробуем!(дети выполняют задание, читают свои лозунги)

 

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат ( немного глуповат)!

-Мат- помоев ушат!

-Мат-дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

6.Заключительное слово.

Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

 7.Подведение итогов. Рефлексия.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? ( ответы учащихся)

 

 

Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, трус, предатель

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле- печаль

И долглвечней-царственное слово.

А. Ахматова

«Слово-серебро, а молчание – золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает».

          Стихотворение А. Ахматовой.

                     Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

   Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить

Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказнно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

«копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные « обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат- обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2 Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово- за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже- он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

                     

              

              «Как избавиться от сквернословия?»  

  • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  • читать русскую классическую литературу;
  • запоминать стихотворения, афоризмы.

 

                         Антиреклама сквернословия

  •  Кто использует мат, тот умишком небогат ( немного глуповат)!
  •  Мат- помоев ушат!
  •  Мат-дорога в ад.
  •  Мат уродует девчат.
  •  Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
  •  Мат - это ядов концентрат!
  •  В классе мы найдём управу на словесную отраву!

        Древняя библейская мудрость  гласит:

«Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».

Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах,

 а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

 А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

 

Рефлексия.

Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?