Русский язык

1) Исследовательская  работа по русскому языку на тему:
«Жаргонизмы в нашей речи».

Выполнила: Егорова София, ученица 9 класса МБОУ«Усть-Алтанская СОШ»

Руководитель проекта:  Малакшинова Елена Самсоновна, учитель русского языка и литературы

Предметрусский язык

Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.

2) Использование технологии лингвистической сказки.

Конспект урока (см. прикрепленный файл)

3) Световые прилагательные в художественном тексте

В русском языке есть единицы, которые можно включить  в лексико-семантическую группу «световой признак».Так, световые прилагательные получили те или иные соотносительные переносные значения. Например, раскрытие внутреннего состояния лица через деталь внешнего описания может создаваться на основе переносных значений световых прилагательных. Они присутствуют в портретных описаниях, вступая в синтаксические связи с существительными лицо, выражение лица, улыбка, глаза, взгляд, взор, выражение глаз и др.  Например, светлое выражение лица, ясная улыбка, мрачная усмешка, темное от горя лицо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:

«Жаргонизмы в нашей речи».

Выполнила: Егорова София, ученица 9 класса МБОУ«Усть-Алтанская СОШ»

Руководитель проекта:  Малакшинова Елена Самсоновна,

                                             учитель русского языка и литературы

Предметрусский язык

Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.

Задачи проекта:

  1. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.
  2. Определить понятия "жаргон" и "сленг".
  3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы с целью определения :
  • круга наиболее употребительных жаргонных слов,
  • частотности употребления жаргонизмов,
  • причин употребления школьниками жаргонизмов.
  1. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.  
  2. Систематизировать материал.  
  3. Сделать выводы по теме исследования.  
  4. Выполнить компьютерную презентацию.  

Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

 Методы и приемы работы: чтение и анализ  научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной  лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.

Объект исследования: учащиеся 5-9 классов МБОУ «Усть-Алтанская СОШ»

.

     Содержание 


 Введение                                                                                                      
1. Пояснительная записка                                                                   
1.1. Область исследования, объект исследования.                                                      
1.2.Актуальность темы.

1.3. Формулировка цели и задач исследования.                                                       
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.     

2. Теоретические исследования                                                           
2.1.Что такое сленг?

2.2. Молодежный сленг.

2.3. Причины употребления сленга.

3. Практические исследования                                                                   
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью  определения :

  • круга наиболее употребительных жаргонных слов,
  • частотности употребления жаргонизмов,
  • выяснения отношения школьников к молодежному сленгу.

4. Вывод

5. Список используемой литературы

6. . Приложения

 Введение

  С первого и  по  одиннадцатый  класс мы  изучаем  русский  язык. Это  один  из  самых трудных  школьных  предметов.  Но  ни у  кого  не  возникает сомнений  в том,  что  изучать  русский  язык  надо. Кому  надо?  Мне, моим  друзьям-одноклассникам, тем, кто  придёт в  школу  после  нас. Моим  детям,  внукам. Я  искренне верю в то,  что  русский  язык – « великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.

 Однако что же мы слышим сегодня из  уст  современной молодежи?

 « У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?  Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.

                                  1. Пояснительная записка 

1.1. Область исследования –жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника. 
Объект исследования –устная речь учащихся моей школы
База исследования –обучающиеся 5-9 классов

МБОУ «Усть-Алтанская СОШ»

1.2. Актуальность
-  ограниченная лексика  распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено  в школьных учебниках русского языка;
-    молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; 
-  исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить  причины использования учащимися подобной лексики. 
1.3. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.

Гипотеза:

в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это? 

      Задачи: 

  • Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.
  • Определить «сленг».
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 5-9 классов школы с целью определения:

- круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и  жаргонных слов;

- причин употребления школьниками  сленга и жаргонизмов.

  • Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.  
  • Сделать выводы по теме исследования.  
  • Выполнить компьютерную презентацию.

    1.4. Этапы исследования: 

-Изучение научной  литературы, подбор теоретического материала.

-Проведение анкетирования, обработка результатов.

-Написание  проекта.

-Создание компьютерной презентации

Методы исследования: 
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- сбор лексики;
- анкетирование; 
- анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).

2. Теоретические исследования. 

 

ЛЕКСИКА

Словарный состав  русского языка с точки зрения сферы ее употребления  можно отобразить в таблице:

                   Если слово в современном русском языке

употребляется свободно,

неограниченно

не вошло в состав свободно

употребляемой лексики


     
употребляется в определенной сфере деятельности ( наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка., скальпель, мольберт

употребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия:упакован-ный (богатый), тачка (машина), комп (компью-тер)

употребляется на определенной территории:

голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)

      

Общеупотребительная  лексика

Профессиональная лексика

Диалектная лексика

Жаргонная лексика

Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными,  например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.

Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова.  К  необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.

       

 

2.1 Что такое сленг? 

Существует несколько определений сленга.

 Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи,  не совпадающий  с нормой литературного языка.  Для чего же нужен сленг?

   Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной,  говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге:  «Я просто тащусь от этой песни!»)  

   Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:            

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

2.2.Молодёжный сленг 

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

   На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.

    Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

         

       2.3 Причины употребления сленга.

      Сленг – разновидность нелитературной речи.  Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.

     Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?  

Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила  языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы).  Выясняла, что учащиеся 5-9 классов  моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому  легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

В анкетах  я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:

Название группы

 Примеры

1

Части тела

 грабли (руки), пачка, башня (голова), моргало (глаза), варежка (рот), локаторы (уши);

2

Слова,обозначающие людей по профессии

училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер);

3

Бытовая техника

ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), ноут (ноутбук);

4

Транспорт

мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, хорёк (модели автомобилей)

5

Слова, обозначающие людей по родству

предки, родичи, (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень)

6

Учеба

домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка

7

Продукты питания

хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая)

8

Деньги

бабки, бабло, баксы, штука, чирик

9

Слова-оценки

классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)

10

Глаголы

отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

11

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара,  тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова, амбал

 

        В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения  сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без  них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения).   В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики  считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).

                             

                           

               3. Практические исследования

3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью  определения

      Закономерным показался мне  вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно»,  «Помогают самоутвердиться». Я  поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной»,  если начнут разговаривать литературным языком.  Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.

  Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор.   На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет.  Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе  тем  как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга:  пятиклассники и шестиклассники  чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра)  старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.

  Из бесед со взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал.  Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но  употребление этих выражений было низким , этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово.  Учителя нашей школы знают много слов современного сленга,  некоторые  иногда употребляют их в шутку.

                                                    4. Вывод.

       В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга  как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы  активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в   речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, жаргонных  слов и выражений.

     Больше всего в речи  ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом,  они хотят создать свой мир, отличный от мира  взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не  задумывалась над тем, как говорит.

Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла.  Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи  учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы  встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией  общения. Знать о невозможности  ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния  ограниченной в употреблении  лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.

                            6. Список  использованной  литературы

  1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
  2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.

     3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).

    4.  Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.

    5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.

   6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

   7. Материалы Интернет

                                                         

                                                        7. Приложения       

      Вопросы анкеты для учащихся:

  1.  Что такое молодежный сленг?
  1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)
  1.  Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
  1.   Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
  1.   С какой целью  вы их употребляете?

      а) Считаете, что модно, современно.

      б) Нужны в речи для связи слов.

      в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

      г) Делают речь понятнее для друзей.

      д) Помогают  самоутвердиться.

      е)  Придать своей речи живость, юмор.

 

        7.   Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.

           

   8.   Стараетесь ли вы обойтись без них?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.

Варианты ответов

5 класс

6класс

7 класс

8класс

9 класс

да

5%

8%

17%

50%

45%

Нет

10%

25%

30%

-

25%

Не думал об этом

85%

67%

53%

50%

30%

         Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.

9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

а) Да

б) Нет

в) Не думал об этом

    Выборочный опрос учащихся  6 и 7 классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов.  Всего было опрошено 14 человек.

На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:

6класс

7класс

всего

А

Модно, современно

4

3

7

Б

Нужны в речи для связи слов

2

2

4

В

Делают речь понятнее

1

1

2

Г

Что-то другое

1

-

1

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако  необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного  человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.



Предварительный просмотр:

                                      Использование технологии лингвистической сказки.

Учитель  Малакшинова Е.С.
Урок русского языка в 6-м классе.

Тема: «Правописание приставок на -з, -с».
Тип урока – объяснение новой темы.
Оборудование урока: классная доска, , изображение Королевы Грамматики , самодельные дидактические карточки, тест.

Цели урока:

  1. Должны узнать правила правописания приставок, не изменяющихся на письме, и приставок на –з, -с.
  2. Закрепить умение выделять и объяснять орфограмму правописания приставок.
  3. Совершенствовать умение строить связную речь, умение анализировать лирическое произведение.
  4. Воспитать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитать нравственно-этическое отношение к понятию бесчеловечность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к работе по теме урока.

Слово учителя: Сегодня в гостях у вас Королева Грамматика. Она говорит:
- Здравствуйте, дети. Я узнала, что вы неплохо знаете русский язык, поэтому я провожу конкурс: «Кто правильно напишет пропущенные буквы в приставках?»
Бе..шумный мотор;
Бе..вкусная ягода;
Бе..заботная жизнь;
Бе.. страшный юноша. (Учащиеся пишут в тетради, учитель проверяет). 
Королева Грамматика:
- Ребята, молодцы, но все-таки есть ошибки. А хотите узнать, по какому правилу надо писать такие приставки? Тогда слушайте мою сказку. 

  1. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка «Правописание приставок на-з, -с».

Жили-были приставки в Королевстве Языкознания. Их было очень много: в-, об-, под-, над-, пред-, с-, от-, о-, по-, до-, про-, через-, без- и другие. Это был веселый, жизнерадостный и доброжелательный народ. Приставки любили путешествовать в паре с разными словами. Однажды на пути приставок оказалась высокая гора Глухие согласные. Все приставки дружно стали карабкаться на гору. Многие приставки быстро совершили переход через эту гору, а только приставки на –З с большим трудом сделали это. Когда они спускались с горы, их невозможно было узнать: худые, уставшие, задыхающиеся. Теперь они выглядели иначе: на –С. Таким образом, ребята, приставки на –з перед глухими согласными изменяются, пишутся на –с.

  1. Упражнения на закрепление теории. 

Учитель: А теперь, ребята, покажем королеве Грамматике, как вы поняли правило. Сначала вспомним, каких глухих согласных мы знаем.(Хором произносят глухих согласных).
Упражнение 1. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Произвести ра..чет, ра..читаться с кем-либо, бе..ценный подарок, во..хождение на гору, великолепная ..дравница. (Учащиеся объясняют правописание приставок, определяют: глухой или звонкий согласный звук - первый после приставки звук в корне ).
Упражнение 2. От следующих слов надо образовать имена прилагательные с приставками без- и бес-. Например: без воды- безводный.
Без аварий, без людей, без билета, без воли, без края, без пользы, без связи, без шума, без цели, без ответа, без чести, без границ, без рассудка, без хлеба, без денег, без цвета, без жизни, без успеха.
Упражнение 3.Учитель читает стихотворение Эммы Мошковской «Не верится».
Человек бесчеловечный.
Даже не верится.
Крокодил Бескрокодильный.
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный.
Но опасный, бессердечный
Человек бесчеловечный.

  • О чем это стихотворение? Кого с кем сравнивает автор?
  • Человек бесчеловечный. Оксюморон. Какой он?
  • Мини-диктант. Запись слов из стихотворения: бесчеловечный, безобидный, бескрокодильный, бессердечный.
  1. Проверочный тест.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. 1. Бе..смертный, бе..водный, ро..вальни.
     2. Во..раст, и..жарить, ни..вергать.
     3. Ро..пись, ра..чет, бе..брежный.
Б. 1. Чре..мерный, чере..чур, ра..пилить.
    2. Бе..помощный, ро..ыгрыш, бе..вкусный.
    3. Во..ход, ра..писка, бе..цветный.
В. 1. Ра..резать, ра..ширить, ра..чертить.
     2. В..дыхать, ра..дать, и..бежать.
     3. И..пугаться, бе..радостный, ра..пустить.
6. Работа по карточкам. 
7. Домашнее задание. Обобщение урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Световые прилагательные в художественном тексте (на материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир ») Подготовила: Малакшинова Е.С., учитель русского языка и литературы МБОУ « Усть-Алтанская СОШ»

Слайд 2

В русском языке есть единицы, которые можно включить в лексико-семантическую группу «световой признак».Так, световые прилагательные получили те или иные соотносительные переносные значения. Например, раскрытие внутреннего состояния лица через деталь внешнего описания может создаваться на основе переносных значений световых прилагательных. Они присутствуют в портретных описаниях, вступая в синтаксические связи с существительными лицо, выражение лица, улыбка, глаза, взгляд, взор, выражение глаз и др. Например, светлое выражение лица, ясная улыбка, мрачная усмешка, темное от горя лицо.

Слайд 3

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» световые прилагательные – одно из интересных изобразительных средств в портретных характеристиках действующих лиц, в передаче внутреннего состояния героев. Толстому важно подчеркнуть характер улыбки или своеобразие выражения лица того или иного персонажа. Автор сосредотачивает внимание на выражении глаз, характере взгляда.

Слайд 4

Примеры из текста «…князь Андрей со скучающим видом отбывающий светскую повинность на вечере Анны Шерер , обращается к жене, обходя ее взглядом , но тут же, увидев Пьера, может улыбнуться неожиданно доброю улыбкой …» у Сони мягкий взгляд кошечки ; Запоминаются тупые глаза Аракчеева; Зеркальные, не пропускающие к себе глаза Сперанского

Слайд 5

Световые прилагательные в романе лучистый – посредством этого определения Толстой рисует внутренний мир своих любимых героев: Например, одна из портретных зарисовок княжны Марьи: «… вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремления к добру, покорность, любовь, самопожертвования – все это светилось теперь в этих лучистых глазах…» (т.7, с.26)

Слайд 6

Световые прилагательные в романе В портрете Николиньки : «… когда все поднялись к ужину, Николинька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами.» (т.7,с.291)

Слайд 7

С помощью световых прилагательных автор открывает пустое и фальшивое во внешне блестящем, порою даже привлекательном и вызывающем восхищение, заражающем своей ослепительностью. Потому определения светлый, сияющий, ясный в характеристиках князя Василия, Элен и других людей их круга столь ироничны. Один и тот же прием используется автором, чтобы подчеркнуть общее «салонных» персонажей. Князь Василий Курагин появляется в салоне Шерер «со светлым выражением плоского лица». Это действительно маска, обычная салонная маска, отражает бездуховность героя. Для маленькой княгини Лизы Болконской «светлая улыбочка» – лишь возможность подчеркнуть свою привлекательность, показать свои «блестящие» зубки, но эта улыбка пуста, как пуста ее душа.

Слайд 8

Случай употребления слов сияющий и светлый по отношению к любимым героям встречаются у Толстого чрезвычайно редко, так световыми определениями ( светлый, сияющий, ясный ) писатель своеобразно наделил в романе героев нелюбимых. Слова – определения светлый и ясный в характеристиках Долохова приобретают смысл «холодный», «колющий», «жестокий», «исполненный дерзкой прямоты»

Слайд 9

В сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем, когда князь, глядя на «худое и бледное», «с распухшими губами» лицо Наташи, которое в этот момент было даже «не красиво» и «страшно», «не видел этого лица, а видел ее сияющие глаза, которые были прекрасны » (т.6,с.394)

Слайд 10

При помощи разнообразного использования световых прилагательных Толстой подчеркивает свое понимание прекрасного, показывает, что прекрасно лишь то лицо, которое одухотворено мыслью и чувством, черты которого освещены огнем внутренней жизни, а не искусственным деланным светом. Итак, употребление световых прилагательных, как художественных определений в романе «Война и мир» является одним из основных средств при создании портретных характеристик.