Подготовка к ОГЭ (9 класс)

1) Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку

Общеизвестно, что чем раньше начнёшь готовиться к экзамену, тем легче будет его сдавать. Вопрос лишь в том, с чего начать? Для начала определитесь, как вы будете готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или обучаться с репетитором. Здесь будет рассматриваться самостоятельная подготовка, так как на курсах вам всё расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.

Прежде всего надо понимать, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Первая часть работы – Часть 1 – это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, т. е. написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

В целом же сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

Вторая часть экзаменационной работы – Часть 2 – это задания с кратким открытым ответом. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). В заданиях требуется сформулировать ответ самостоятельно и записать цифрами или словами.

Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии, важных для содержательного анализа; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.

Нужно отметить важность определения в тексте средств речевой выразительности, без умения видеть которых, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел и разобраться в смысловых акцентах, помогающих выявить авторскую позицию.

Предлагаемые задания также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Стоит обратить внимание, например, на задания, связанные с определением грамматической основы предложения (задания 8 и 11). Понятно, что неумение видеть грамматическую основу, заключающую в себе и опору грамматической структуры, и ядро смысла предложения, влечёт за собой непонимание предложения, искажение его содержания, а следовательно, и непонимание или недопонимание всего текста в целом.

Содержание заданий части 2 не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5-9 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.

Третья часть работы – Часть 3 – это письменный развёрнутый аргументированный ответ на одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3), направленный на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста. Часть 3 выполняется на основе всё того же текста, с которым работали над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи - рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать свой ответ, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.    

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере, служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность к аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и поступки.

2) Подготовка к ОГЭ. Как писать сочинение

Как писать сочинение 15.1. на лингвистическую тему?

•1. Внимательно прочитайте задание С15.1. Определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение.
(Весь материал прикреплен, см. ниже)
3)ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ и ЕГЭ

Образовательный портал для подготовки к эезаменам - http://rus.reshuege.ru/

Пробные варианты ЕГЭ с ответами и пояснениями - https://ege.yandex.ru/russian/

Банк заданий на сайте ФИПИ, демоверсии - http://www.fipi.ru/

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Как писать сочинение 15.1. на лингвистическую тему? Подготовила учитель русского языка и литературы Малакшинова Е.С.

Слайд 2

Памятка 1. Внимательно прочитайте задание С15.1 . Определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение.

Слайд 3

2. Определите ключевое слово (слова) темы, например: запятая, синонимы, орфограммы в приставках, вводные слова, безличное предложение...

Слайд 4

3. Внимательно читайте текст, выделяя слова (словосочетания) части предложения (№ предложений), которые будете приводить для доказательства, обоснования и аргументации своего утверждения. Используйте разные графические обозначения (не более 5), например, для обозначения знаков препинания, или № предложений: О, <>,{}, или подчеркивания: ___,===,~~~~~/.

Слайд 5

4. Сгруппируйте выделенные примеры из текста по общим признакам (функции, значения, принципы, роль…). (Должно быть 2-3 группы.)

Слайд 6

5. Дайте чёткий ответ на поставленный вопрос темы сочинения. Можно начать сложноподчиненным предложением с союзами потому что, так как, для того что... или сложным бессоюзным предложением. В формулировке утверждения (тезиса) должны содержаться слова темы или основной мысли и термины - понятия, которые надо будет подтверждать выбранными примерами из текста. Сочинение можно начать ???????

Слайд 7

6. В основной части сочинения надо привести не менее 2 примеров и прокомментировать их. Доказательство можно начать со слов: В тексте автор использует... Так в тексте ... помогают, выделяют, определяют... Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец.... Это обусловлено тем... Это объясняется, подтверждается тем... Это позволяет предположить... Помните, что первое доказательство должно подтверждаться несколькими примерами. Оформить примеры можно цитатой или так: (предложения 5, 7, 9) .

Слайд 8

7. В заключение сочинения необходимо сделать вывод, желательно сформулировать собственное мнение, подтвердив тезис. Используйте слова: Итак,... Таким образом,... Я разделяю точку зрения...

Слайд 9

8. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Слайд 10

9. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.

Слайд 11

Образец сочинения-рассуждения Зачем нужна пунктуация? Знание пунктуации обогащает возможности письменной речи. Письменная речь без знаков препинания или при неправильном их использовании очень трудна для понимания. Знаки препинания либо разделяют текст на основные синтаксические единицы - предложения, либо выделяют отрезки и единицы речи внутри предложения. В тексте Ю.Бондарева основным разделительным знаком препинания является точка (предложения 1 и 2 абзацев). Так с помощью этого знака препинания автор разделил первый абзац на 5 предложений, имеющих смысловую и интонационную законченность. Конец предложения Ю.Бондарев обозначает ещё вопросительными (предложение 11,17) и восклицательными знаками препинания: в предложениях 16,18,23, 25 выражены эмоции героев произведения. Читая вслух, мы должны произносить их с повышением тона. Запятая (в данном тексте это часто встречающийся знак препинания) выполняет не только разделительную, но и выделительную функцию: в предложениях 1,3,4 запятая разделяет части сложноподчиненных предложений, а в предложениях 13, 16, 17 запятыми выделены обращения. Таким образом, пунктуация регулирует расстановку знаков препинания в письменной речи и облегчает зрительное восприятие и понимание текста.

Слайд 12

Дополнительная информация: 1. По своим функциям знаки препинания делятся на 2 группы: выделительные и разделительные (отделительные). 2. Не путать с основными принципами пунктуации: интонационный, логический (смысловой), структурно-синтаксический. 3. Примеры - аргументы должны быть только из текста! 4. Писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему лучше всего объёмом 90-120 слов.

Слайд 13

( Выполнено по материалам тренировочных вариантов экзаменационной работы для проведения ГИА/ авт.-сост. И.П.Цыбулько , Л.С.Степанова. Вариант 5).