Подготовка к ЕГЭ
"Непреодолимого на свете нет ничего" А.В. Суворов, полководец
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с обучающимися.
В помощь Интернет:очень нарядный и интерактивный сайт http://russkiy-na-5.ru/, практика на http://rus.reshuege.ru..
Рассуждение - это тип речи, в котором автор даёт объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.Текст-рассуждение отвечает на вопрос почему? зачем?
Для описания характерно употребление номинативных и безличных предложений, однородных членов, опорных обстоятельств, эпитетов, метафор: мглистый осенний день, кружащая падающая листва, в дрожащей дымке, поздней осенью, тень осенних дней, неувядающая грусть, вуаль тени…
В повествовании, отражающем динамику действий, употребляются глаголы-сказуемые со значением последовательности действий (пришел, увидел, победил), сопровождающиеся соответствующими обстоятельствами места времени, обстоятельства образа действия (вечером, в саду, легко).
Для рассуждения характерны те языковые средства, которые выражают причинно-следственные отношения: обстоятельства причины, цели, условия, следствия; СПП с такими же придаточными; слова со значением оценки, утверждения или отрицания чего-либо, сопоставления, противопоставления, обоснования и т.п. (горе человеку, если он один, ведь…; поэтому; а это очень важно, так как…).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система подготовки к ЕГЭ (из личного опыта) | 301 КБ |
obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu_pri_podgotovke_k_ege_chast.ppt | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец). Думать и творить, творить и думать – вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с обучающимися.
В связи с этим считаю актуальными следующие задачи: Изучить широкий спектр учебно-методического, дидактического материала с целью оптимального применения при подготовке к ЕГЭ; Использовать подобранный материал в качестве источника для проблемных заданий, в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы обучающихся; Осуществлять личностный подход при формировании знаний, умений и навыков учащихся для более эффективной подготовки к ЕГЭ и снятия психологического дискомфорта, который часто встречается при подготовке к экзамену; - Способствовать формированию у школьников самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели, навыка планомерной, результативной деятельности и способности к самореализации, самоконтролю.
Документы для ознакомления Рекомендации выпускникам Бланки заполнения заданий типа А, В, С (замена ошибочных ответов) Критерии проверки и оценки выполнения части С 4. Классификация грамматических и речевых ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания
- Дидактические материалы Учебно-методический комплект - Методическое пособие для учителя и учащихся «ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания» -Тематические тесты -Карточки для дифференцированного контроля - Дидактический материал для комплексного повторения (из журнала «Русский язык») -
Технология выполнения части С
Критерии оценивания сочинений Проблема Комментарий Позиция автора Собственная позиция Логичность Выразительность Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Грамматические ошибки Речевые ошибки Этические ошибки Фактические ошибки в фоновом материале
Проблема Комментарий Позиция автора Своя позиция Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод
Языковые клише Формулировка проблем исходного текста Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой мы размышляем; к которой мы неоднократно возвращаемся; по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагивается. проблема (чего?), (род. падеж): нравственного выбора экологии добра и зла и т.д.
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается … проблемы. Уделяет внимание ... проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему... Много места уделено проблеме... Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею... Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Отражение позиции автора исходного текста четко, прямо, непосредственно в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов; через модальный план текста риторические вопросы; риторические восклицания; порядок слов; лексические повторы; оценочную лексику. Авторская позиция может быть выражена
Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что… Задача автора – убедить читателей в том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:… «…» - это высказывание точно отражает позицию автора. … - вот основная идея (мысль) текста. - вот итог авторских раздумий по основной проблеме Позиция автора очевидна:…
Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной! с удовольствием прочитал… нельзя остаться равнодушным… к сожалению,… к немалому удивлению, узнал, что… убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызывать симпатии читателя разделяя негодование автора, хочу сказать, что… оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что… интересно то, как автор… и т.п.
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Автор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Утверждение, высказанное автором ,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:… Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
Проблемы и аргументы Проблемы Аргументы Нравственные - отцов и детей А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев « Отцы и дети», К. Паустовский «Телеграмма», А. Островский «Бесприданница», «Гроза»; Н.В Гоголь «Тарас Бульба» - сохранения чувства собственного достоинства Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Н. С. Лесков « Человек на часах», Л.Н. Толстой « Кавказский пленник», А. Платонов « В прекрасном и яростном мире», В.Г. Короленко « Дети подземелья» - истоки морали А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев « Муму», Д.И. Фонвизин « Недоросль». проблема гуманизма А.И. Солженицын « Матренин двор», М. Шолохов «Судьба человека» - проблема сочувствия, доброго отношения к людям В. Распутин «Уроки французского», А. Платонов « Юшка» - проблема переосмысления жизненных ценностей в условиях войны В. Кондратьев «Сашка», Б. Васильев « В списках не значился», М. Шолохов « Судьба человека», В. Распутин «Живи и помни» - проблема нравственного выбора человека. А.А. Ахматова «Реквием», В.Г. Распутин « Дочь Ивана, мать Ивана», Е.И Носов « Живое пламя», К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Социальные. - социальной несправедливости М. Горький « На дне», Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание» - одиночества в огромном мире людей М. Горький « Старуха Изергиль» - проблема русского характера М. А Шолохов « Судьба человека» Экологические. - охраны и защиты окружающей среды В.Астафьев «Царь – рыба», «Последний поклон»; М.Ю Лермонтов «Три пальмы», «Кавказ» - отношения к природе как источнику жизни, красоты, радости А.П. Чехов «Вишневый сад», И.С. Тургенев « Отцы и дети»
Шаблон работы над частью С Вступление_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проблемы, поднятые в тексте:__________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комментирование проблемы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Позиция автора:______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________СоСобственное мнение по проблеме___________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 аргумент________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 аргумент________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность Эффективное использование дидактических материалов позволяет достигать более высоких результатов деятельности обучающихся; 2. Повышает мотивацию учащихся; 3. Помогает в развитии навыков совместной работы и индивидуализации в обучении; 4. Развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.
Результаты единого государственного экзамена Предмет Учебный год Успеваемость Качество знаний Средний балл школьный региональный Русский язык 2010-2011 100% 60,0 56 2012-2013 100% 58,6 60,7 Русский язык (9 класс ГИА) 2013-2014 100% 4,0 3, 0
Сколько времени потребно единственно на то, чтобы овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. М.М. Карамзин, 1802 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассуждение Рассуждение - это тип речи, в котором автор даёт объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Текст-рассуждение отвечает на вопрос почему? зачем?
Языковые особенности типов речи Для описания характерно употребление номинативных и безличных предложений, однородных членов, опорных обстоятельств, эпитетов, метафор: мглистый осенний день, кружащая падающая листва, в дрожащей дымке, поздней осенью, тень осенних дней, неувядающая грусть, вуаль тени…
В повествовании, отражающем динамику действий, употребляются глаголы-сказуемые со значением последовательности действий ( пришел, увидел, победил ), сопровождающиеся соответствующими обстоятельствами места времени, обстоятельства образа действия ( вечером, в саду, легко ).
Для рассуждения характерны те языковые средства, которые выражают причинно-следственные отношения: обстоятельства причины, цели, условия, следствия; СПП с такими же придаточными; слова со значением оценки, утверждения или отрицания чего-либо, сопоставления, противопоставления, обоснования и т.п. ( горе человеку, если он один, ведь…; поэтому; а это очень важно, так как…).
Задание Прочитайте опорные слова. Можно ли по ним определить тему текста и тип речи? Используя опорные слова, создайте свое высказывание. 1) Н астоящие друзья - старые; друзья молодости; время сближений; горе человеку, если он один; подлинные друзья приобретаются в молодости, поэтому… 2) Усеянное веснушками лицо; широко распахнутые глаза; пухлые губы; неизъяснимая прелесть; надолго запоминалось…
Структура рассуждения В рассуждении три части: тезис (основная мысль) - доказательства (аргументы) - вывод. Вывод должен быть кратким и четким (лучше, если он будет оформлен одним предложением) и непременно связанным с тезисом, подтверждая или опровергая его.
План сочинения-рассуждения Композиционные элементы Примеры 1. Тезис Друзья молодости оказались самыми верными… Настоящие друзья – старые … 2. Доказательства Подлинные друзья приобретаются в молодости, ведь молодость – это время сближений… 3. Вывод Береги честь смолоду
Виды рассуждений 1. Рассуждение-доказательство имеет структуру: подведение к вопросу – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса (аргументы) – выводы. Цель аргументации – убедить в правильности тезиса или опровергнуть его, поэтому он может вводиться словами например, чтобы убедиться, почему же; предположение о … неверно, поэтому (следовательно); действительно, если бы…
2. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить факты, выявить причинно-следственные отношения, обобщить подходы к явлению и т.д. Рассуждение строится в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет: Человек должен быть интеллигентом. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет?.. (Д.С. Лихачев)
Модель сочинения-размышления: подведение к проблемному вопросу – система проблемных вопросов – ответы на них (выводы). Языковые средства: Я думаю (считаю, уверен, надеюсь, полагаю, знаю…); остановлюсь на…; Я никогда не сомневался (всегда сомневался) в том, что…; каждому очевидно (понятно), что…; на мой взгляд…; вот почему, например, …; об этом свидетельствуют следующие факты …; как выяснилось…; во-первых…; значит в этом заключается суть…; однако, по-видимому…
Задание: Напишите сочинение рассуждение на одну из предложенных тем. Темы: Книга – источник знаний о мире, о людях, о прошлом…; Совесть – верный руководитель жизни людей; Спешите делать добрые дела; Быть милосердным – значит… Алгоритм-подсказка Прежде чем писать, продумайте ответы на вопросы: 1) О чем вы расскажете в тексте? 2) С чего вы начнете? 3) Что будете утверждать? 4) Какие аргументы (примеры) приведете? 6) Какой вывод сделаете?
Схема фрагмента рассуждения тезис (позиция автора) / \ [ согласие с автором ] [ несогласие с автором ] подтверждение тезиса опровержение тезиса / \ аргументы контраргументы
Типы аргументов (по Ю.В. Щербининой) 1. По характеру направленности: а) рациональные и б) иррациональные Рациональные делятся на : а) факты (цифры, даты); б) ссылки на авторитеты (документы, законы, мнения экспертов, высказывания авторитетных личностей); в) примеры (жизненные и литературные); г) «заведомо истинные суждения» (аксиомы, традиционно принятые в данном обществе как безусловно верные).
2. По силе воздействия: а) главные (основные); б) исчерпывающие (наиболее сильные); в) запасные (резервные); г) спорные («за» и «против»).
Виды аргументов (по Н.А. Борисенко) 1. Логические: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные; примеры из жизни или художественной литературы.
2. Психологические аргументы: эмоциональная убежденность пишущего; ссылки на авторитетные источники (пословицы, афоризмы, цитаты); примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг, патриотизм и т.д.). 3. Иллюстративные аргументы – это примеры, поддерживающие аргумент.
Структура аргументации Тезис – аргумент 1 + иллюстрация – аргумент 2 + иллюстрация - вывод
Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрация к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе отрицательный заряд. Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух? Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Иллюстрация к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иудушка вовсе не сквернословит, на каждом шагу сыплет уменьшительно-ласковыми словами (капустка, лампадка). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничего не характеризует человека лучше, чем его речь
Аргументация этических проблем будет заключаться в том, чтобы показать актуальность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае аргументация чаще всего выступает не как логическое обоснование, а как определенным образом выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению. Так, нравственная ценность выражений «Любите детей (природу, родину, родителей…) не может быть оспорена; в этом случае для аргументации своей позиции нужно использовать иррациональные, психологические аргументы.
Тренировочные задания Для накопления примеров из художественной, научной или публицистической литературы можно предложить еженедельные тренинги по аргументации тезисов, представляющих собой высказывания известных людей, афоризмы, пословицы ( потом их можно использовать в качестве аргументов) , например: Поэзия – источник самых высоких, прекрасных и чистых пожеланий (Н.А.Некрасов) Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле (Б. Брехт) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит и думает (Д.С. Лихачев)
Как часто неправильно употребленное слово порождает ошибочное мнение (Г. Спенсер) Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить другого (М. Твен) Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В.А. Сухомлинский) Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать (Л.Н. Толстой) Верный способ судить о характере и уме человека – по выбору им книг и друзей (К. Гельвеций) Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели (Ф. Бэкон)
Типичные ошибки в аргументации Подмена тезиса, когда ученик аргументирует один тезис, но делает вывод по другой проблеме. Приведенные примеры не являются аргументами для выдвинутого тезиса. В качестве аргумента приведены только примеры (часто наскоро выдуманные) без объяснения их связи с текстом. В части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы, отсутствуют переходы между ними. Отсутствует вывод.
Речевые клише 1. Какие проблемы поднимает автор? … посвящен проблемам..; …задумывается над вопросом..; на первый план выдвигается мысль о..; в центре внимания автора находятся… 2. Комментарий проблемы. … эти слова хорошо объясняют позицию автора..; произведение призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю..; …текст многое объясняет..; автор приглашает к разговору о..; это интересное и нужное произведение..; может быть, особенно сильное впечатление связано с …
3. Аргументация своей позиции. … знакомясь с.., вспомним еще раз..; приведу пример другого рода..; перефразируя слова писателя, можно сказать, что..; приведенные примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы..; мне запомнился случай..; возникает, однако, вопрос..; позволю себе сделать небольшое отступление..; представим себе, как..; чтобы пояснить свою мысль, приведу пример… и т. под.
Композиция сочинения-рассуждения Вступление Формулирование проблемы (К1) Комментарий (К2) Авторская позиция (К3) Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме (согласие/несогласие с позицией автора): первый аргумент (+ иллюстрация), второй аргумент (+ иллюстрация) (К4) Выводы
Последовательность работы с текстом (подготовка к выполнению части С по русскому языку ЕГЭ) Текст и его признаки. Определение темы и микротемы, основной мысли, идеи текста. Виды информации (содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, подтекстовая). Средства связи в тексте. Абзац и сложное синтаксическое целое. Стили и жанры речи. Типы речи. Описание, повествование и рассуждение, их отличительные признаки, языковые средства. Композиция рассуждения. Типы аргументов. Способы аргументации.