Методическая копилка
Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, - «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.А.Попова; Иркутск,2010
«Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» в 9 классе составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2010).
Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка выпускников к ГИА.
Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% - труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_poleznye_navyki_9_klass.docx | 26.72 КБ |
progr.kompl_.analiz._v_9_klasse.docx | 27.3 КБ |
masterskaya_uchimsya_stikhoslozheniyu.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, - «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.А.Попова; Иркутск,2010
«Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Полезные навыки» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе.
Программа ориентирована на использование учебных пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной); рабочих тетрадей по классам.
Рабочая программа «Полезные навыки» в 9 классе рассчитана на 17 часов и распределена на первое полугодие учебного года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются. «Полезные навыки» включают материалы для учителя, учеников и их родителей.
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 ,7 , 8, 9 классах - по восемь уроков.
Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению.
В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ.
В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 5 по 9 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать
• правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и
• корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к
• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Формы и методы организации учебной деятельности
Методы обучения: методы превентивного обучения:
- групповая работа;
- кооперативное обучение;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- ролевое моделирование;
- упражнения – энергизаторы;
Структура занятия:
- форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);
- правило группы;
- упражнения – энергизаторы;
- основное упражнение, использование рабочей тетради;
- вспомогательное упражнение;
- рефлексия;
-обратная связь, выводы.
Знания не оцениваются.
Обратная связь, положительная психологическая атмосфера, анализ уроков обучающимися – важные индикаторы успешности занятия.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | |
1 | Моя внешность | 2 | |||
2 | Чувства. Которые мы переживаем | 2 | |||
3 | Как преодолеть конфликт | 2 | |||
4 | Насилие | 2 | |||
5 | Близкие отношения и риск | 2 | |||
6 | Как заражаются ВИЧ | 2 | |||
7 | Рискованное поведение и ВИЧ | 2 | |||
8 | Безопасное поведение и ВИЧ | 2 | |||
9 | Итоговое занятие | 1 | |||
17 |
Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | |
1 | Что такое психоактивное вещество | 2 |
2 | Соблюдай безопасность | 2 |
3 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества | 2 |
4 | Давление, влияние, ситуации | 2 |
5 | Ингалянты | 2 |
6 | Мое здоровье | 2 |
6класс | ||
1 | Тревожность | 1 |
2 | Как преодолеть тревожность | 1 |
3 | Как начать разговор | 1 |
4 | Как поддерживать и завершать разговор | 1 |
5 | Манипулирование | 1 |
6 | Манипулирование и давление | 1 |
7 | Наркотики | 1 |
8 | Наркотики | 1 |
7 класс | ||
1 | Я и мои поступки | 1 |
2 | Самооценка и самовоспитание | 1 |
3 | Как преодолевать стеснительность | 1 |
4 | Ответственность | 2 |
5 | Что такое марихуана | 1 |
6 | Правда и ложь о марихуане | 1 |
7 | Вперед к здоровью | 1 |
8 класс | ||
1 | Мои ценности | 1 |
2 | Красота и здоровье | 1 |
3 | Возраст, доверие, независимость | 1 |
4 | Мое настроение и общение с людьми | 1 |
5 | Мое настроение и общение с людьми | 1 |
6 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 1 |
7 | Развлечения в компании | 1 |
8 | ВИЧ/ Спид | 1 |
9 класс | 1 | |
1 | Моя внешность | 1 |
2 | Чувства. Которые мы переживаем | 1 |
3 | Как преодолеть конфликт | 1 |
4 | Насилие | 1 |
5 | Близкие отношения и риск | 1 |
6 | Как заражаются ВИЧ | 1 |
7 | Рискованное поведение и ВИЧ | 1 |
8 | Безопасное поведение и ВИЧ | 1 |
Литература:
1.Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост. Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич, Е.АПопова; Иркутск,2010
2.Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка».Авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)
3.Рабочие тетради по классам.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» в 9 классе составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2010).
Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка выпускников к ГИА.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, обеспечение языкового развития учащихся; овладение ими речевой деятельностью. Углубление и расширение знания предмета для самоопределения в выборе будущей профессии. Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку.
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому; языку;
2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Формы и методы организации занятий.
Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
проблемный метод
частично-поисковый метод
Прогнозируемые результаты
1. Учебная успешность учащихся, готовность к выбору для дальнейшего профильного обучения.
2. Учащиеся должны знать, как аргументировано, убедительно и грамотно воплотить собственную мысль, создавая текст с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.
3. Учащиеся должны уметь:
– определять тему, главную мысль текста, вычленяя его ключевые слова, его стиль и тип речи;
– доказывать мысль аргументами и фактами;
– составлять свой текст на определенную тему, применяя различные языковые средства;
– редактировать созданный текст, исключая речевые и грамматические ошибки.
По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему.
Содержание курса
1.Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов.
Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные синонимы. Антонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные антонимы. Неологизмы, архаизмы, их роль в художественном произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Работа с толковыми словарями.
Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем Эпические, лирические и драматические произведения.
Литературное лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Употребление языковых средств. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
11. Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.
Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра
Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое(красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.
Средства языка художественной словесности.
Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.
111.Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышение и понижение голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.
Значение средств художественной изобразительности. Употребление переносного значения слов – тропов. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развёрнутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение и стиль писателя. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Парадокс, алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса, парцелляции.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.Художественный образ. Художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
|
1. | Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание | 1 |
| ||
2. | Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. | 2 | |||
3. | Фразеологизмы | 2 | |||
4. | Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 2 | |||
5. | Текст. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. | 2 | |||
6. | Формы словесного выражения | 1 | |||
7. | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 2 | |||
8. | Литературное эпическое произведение | 1 | |||
9. | Литературное лирическое произведение | 1 | |||
10 | Роды, виды и жанры словесности | 1 | |||
11 | Эпическое произведение | 1 | |||
12 | Лирическое произведение | 1 | |||
13 | Драматическое произведение | 1 | |||
14 | Средства языка художественной словесности | 2 | |||
15 | Семантика фонетических средств языка. | 2 | |||
16 | Семантика словообразования | 2 | |||
17 | Значение средств лексики | 1 | |||
18 | Значение средств художественной изобразительности | 3 | |||
19 | Значение изобразительных средств синтаксиса | 2 | |||
20 | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 2 | |||
21 | Роль словесности в развитии общества | 1 | |||
22 | Итоговое занятие | 1 | |||
34 |
Литература:
1.Журналы «Русский язык в школе»
2.Журналы «Русский язык и литература для школьников», №1-10, 20
3.Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:Издательство «Экзамен», 2009
4.Г.Т.Егораева. ГИА 2014. Русский язык. Тренировочные задания. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009 (в книгу включено 10 вариантов, максимально приближенных к демонстрационной версии экзаменационной работы по русскому языку, и ответы ко всем вариантам).
Предварительный просмотр:
Мастерская «Литературное творчество»
1. Постановка проблемы и ее актуальность.
Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% - труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
2. Краткая характеристика группы.
Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше - девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.
3. Цели и задачи работы мастерской:
1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;
2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
4. Формы проведения занятий:
-учебные занятия по технике стихосложения;
-сочинение стихов, песен, частушек;
-аналитический разбор написанного;
-творческие конкурсы, викторины;
-проведение вечеров;
-составление литературного альманаха. 2
5. План работы на год.
1 четверть
1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).
2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.
3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».
4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.
2 четверть
1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.
2.Сочинение стихов о природе
3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.
4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».
5.Новогодний «Огонек»
3 четверть
1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.
2.Размер стиха. Плавность стиха.
3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.
4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.
5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).
6.Отбор стихов для литературного альманаха.
4 четверть
1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».
2.Критический анализ и разбор написанного.
3.Подготовка произведений для литературного альманаха.
4..Упражение «Краткость – сестра таланта».
5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».
6.Итоги.
К концу года учащиеся должны:
- иметь представление о правилах стихосложения;
- уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;
-знать упражнения по развитию творческих навыков.
Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:
В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.
Приложение
Т в о р ч е с т в о р е б я т
Под девизом: «Все способны!»
а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.
Я подарил тебе цветы
Они – как светлые банты.
Твои чудесные глаза –
Как будто чистая слеза.
Опять закат, опять рассвет,
И я скажу тебе: «Привет!»
В моей руке – твоя рука.
Мы будем вместе на века
* * *
Обычно дарят нам цветы
Одни лишь умные шуты.
У них изящная рука,
Зато всегда болят бока.
У них веселые глаза,
Но где-то там внутри слеза.
Они несут надежды свет
И людям дарят свой рассвет.
(Саша Б., Женя П.)
б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.
Моя рука дрожащая
На печку опускается,
Берет свечу торящую
И снова поднимается.
Свеча еще горящая,
Потухнет в скором времени.
Звезда вдали летящая,
Погаснет в этой темени.
(Анвар И.)
* * *
Я играю в куклу Машу.
По утрам даю ей кашу,
Днем причесываю, мою,
Дверь в машинку ей открою.
Ну а вечером – бай – бай,
Глазки Маша, закрывай?
Кукле делаю услуги.
Мы с ней лучшие подруги.
(Аюна Б.)
в) Стихи по готовым рифмам («буриме»).
Недавно кончились дожди.
Плохой погоды ты не жди.
И тихо слышны в небесах
Знакомые нам голоса.
И я пишу слова
Про наши острова.
Там чистая вода
Всегда, всегда, всегда!
* * *
Вот опять идут дожди
Ты меня, конечно, жди.
Приплывешь на острова,
Зазвучат твои слова.
Разойдутся небеса,
Зазвучат тут голоса,
Испарится вся вода…
Буду я с тобой всегда.
(Валя М.)
* * *
Теперь, мой старый добрый друг,
Поедем мы с тобой на юг.
Туда, где круглый год жара –
Для солнца и добра пора.
Взберемся мы с тобой на волны
И будем вместе счастья полны.
И будем ввечеру мы где-то
Летать по пляжу, как кометы.
(Саша Б., 9 кл.)
* * *
Сегодня еду я на юг.
Но где ты, мой любимый друг?
На улице играет лето,
А ты все пропадаешь где-то.
Сегодня сильная жара.
Настала летняя пора.
А в море бурно плещут волны,
И радости они все полны.
(Анвар И.
Литература:
Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 - № 6.
Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная
Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972
Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984