Методическая копилка

          1) Программа курса "Полезные навыки" 9 класс          

Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, - «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост.  Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич,  Е.А.Попова; Иркутск,2010

      «Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.

 

         2) Программа курса "Комплексный анализ текста" 9 класс

           Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» в 9 классе составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2010).

    Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка выпускников к ГИА.

3) Мастерская "Учимся стихосложению"

Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% - труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.

  Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

       Рабочая программа по курсу «Полезные навыки» в 9 классе составлена на основе превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, - «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», авторы: Л.Колесова, О.Романова / Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост.  Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич,  Е.А.Попова; Иркутск,2010

      «Полезные навыки» являются продолжением современной программы превентивного обучения, базирующейся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. 

Целью  «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. 
Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 

2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 

3. Научить детей эффективно общаться. 

4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 

5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. 

     Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Полезные навыки» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе.

      Программа ориентирована на использование  учебных пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной); рабочих тетрадей по классам.

      Рабочая программа «Полезные навыки» в 9 классе рассчитана на 17 часов и распределена на первое полугодие учебного года.

     

      Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются. «Полезные навыки» включают материалы для учителя, учеников и их родителей.

      В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

      В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 ,7 , 8, 9 классах - по восемь уроков.

     Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению.

В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ.

В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках. 

     Рабочие тетради, предусмотренные для детей с  5 по 9 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

     Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

     Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

     Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать

• правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и

• корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к

• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

                                   Формы и методы организации  учебной деятельности

Методы обучения: методы превентивного обучения:

- групповая работа;

- кооперативное обучение;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- ролевое моделирование;

- упражнения – энергизаторы;

Структура занятия:

- форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);

- правило группы;

- упражнения – энергизаторы;

- основное упражнение, использование рабочей тетради;

- вспомогательное упражнение;

- рефлексия;

-обратная связь, выводы.

Знания не оцениваются.

Обратная связь, положительная психологическая атмосфера, анализ уроков обучающимися – важные индикаторы успешности занятия.

                                      Требования к знаниям и умениям учащихся

  Обучающиеся должны знать:

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Уметь:

Делать здоровый выбор

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Обладать навыками:

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Самоконтроля, самооценки

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

                                           

                                       

                                Календарно-тематическое планирование в 9 классе

№ п/п

                       Тема занятий

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата факт.

1

Моя внешность

2

2

Чувства. Которые мы переживаем

2

3

Как преодолеть конфликт

2

4

Насилие

2

5

Близкие отношения и риск

2

6

Как заражаются ВИЧ

2

7

Рискованное поведение и ВИЧ

2

8

Безопасное поведение и ВИЧ

2

9

 Итоговое занятие

1

17

                                       Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое психоактивное вещество

2

2

Соблюдай безопасность

2

3

Кто и почему употребляет психоактивные вещества

2

4

Давление, влияние, ситуации

2

5

Ингалянты

2

6

Мое здоровье

2

6класс

1

Тревожность

1

2

Как преодолеть тревожность

1

3

Как начать разговор

1

4

Как поддерживать и завершать разговор

1

5

Манипулирование

1

6

Манипулирование и давление

1

7

Наркотики

1

8

Наркотики

1

7 класс

1

Я и мои поступки

1

2

Самооценка и самовоспитание

1

3

Как преодолевать стеснительность

1

4

Ответственность

2

5

Что такое марихуана

1

6

Правда и ложь о марихуане

1

7

Вперед к здоровью

1

8 класс

1

Мои ценности

1

2

Красота и здоровье

1

3

Возраст, доверие, независимость

1

4

Мое настроение и общение с людьми

1

5

Мое настроение и общение с людьми

1

6

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

1

7

Развлечения в компании

1

8

ВИЧ/ Спид

1

9 класс

1

1

Моя внешность

1

2

Чувства. Которые мы переживаем

1

3

Как преодолеть конфликт

1

4

Насилие

1

5

Близкие отношения и риск

1

6

Как заражаются ВИЧ

1

7

Рискованное поведение и ВИЧ

1

8

Безопасное поведение и ВИЧ

1

                           

 Литература:

1.Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними. Сост.  Н.Г.Одинец , Т.П.Аксютич,  Е.АПопова; Иркутск,2010

2.Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор»,        «Полезная прививка».Авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)

     3.Рабочие тетради по классам.

                                                          



Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» в 9 классе составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2010).

    Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка выпускников к ГИА.

 Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, обеспечение языкового развития  учащихся; овладение ими речевой деятельностью. Углубление и расширение знания предмета для самоопределения в выборе будущей профессии. Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку.
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому; языку; 
2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления  -  наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Формы  и методы организации занятий.

Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.

Основные методы и технологии:

 технология разноуровневого обучения;

 развивающее обучение;

 технология обучения в сотрудничестве;

 коммуникативная технология.

 проблемный метод

 частично-поисковый метод

Прогнозируемые результаты

1. Учебная успешность учащихся, готовность к выбору для дальнейшего профильного обучения.

2. Учащиеся должны знать, как аргументировано, убедительно и грамотно воплотить собственную мысль, создавая текст с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.

3. Учащиеся должны уметь:

– определять тему, главную мысль текста, вычленяя его ключевые слова, его стиль и тип    речи;

        – доказывать мысль аргументами и фактами;

        – составлять свой текст на определенную тему, применяя различные языковые средства;

        – редактировать созданный текст, исключая речевые и грамматические ошибки.

По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему.

 

Содержание курса

1.Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов.

Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные синонимы. Антонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные антонимы. Неологизмы, архаизмы, их роль в художественном произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Работа с толковыми словарями.

Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем Эпические, лирические и драматические произведения.

Литературное лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Употребление языковых средств. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

11. Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.

Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра

Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.

Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое(красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.

Средства языка художественной словесности.

Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.

111.Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышение и понижение голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.

Значение средств художественной изобразительности. Употребление переносного значения слов – тропов. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развёрнутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение и стиль писателя. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Парадокс, алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса, парцелляции.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.Художественный образ. Художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности.

Календарно-тематическое планирование

Тема

К-во часов

 Дата по плану

 Дата факт.

 

1.

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание

1

 

2.

Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов.

2

3.

Фразеологизмы

2

4.

Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

2

5.

Текст. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

2

6.

Формы словесного выражения

1

7.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

2

8.

Литературное эпическое произведение

1

9.

Литературное лирическое произведение

1

10

Роды, виды и жанры словесности

1

11

Эпическое произведение

1

12

Лирическое произведение

1

13

Драматическое произведение

1

14

Средства языка художественной словесности

2

15

Семантика фонетических средств языка.

2

16

Семантика словообразования

2

17

Значение средств лексики

1

18

Значение средств художественной изобразительности

3

19

Значение изобразительных средств синтаксиса

2

20

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

2

21

Роль словесности в развитии общества

1

22

Итоговое занятие

1

34

              Литература:

1.Журналы «Русский язык в школе»

2.Журналы «Русский язык и литература для школьников», №1-10, 20

3.Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:Издательство «Экзамен», 2009

 4.Г.Т.Егораева. ГИА 2014. Русский язык. Тренировочные задания. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009 (в книгу включено 10 вариантов, максимально приближенных к демонстрационной версии экзаменационной работы по русскому языку, и ответы ко всем вариантам). 



Предварительный просмотр:

                  Мастерская «Литературное творчество»

1. Постановка проблемы и ее актуальность.

Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% - труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.

  Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.

 2. Краткая характеристика группы.

 Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.

  Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше -  девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.

3. Цели и задачи работы мастерской:

1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;

2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления  к самореализации личности через собственный литературный труд.

4. Формы проведения занятий:

-учебные занятия по технике стихосложения;

-сочинение стихов, песен, частушек;

-аналитический разбор написанного;

-творческие конкурсы, викторины;

-проведение вечеров;

-составление литературного альманаха.                                                                    2

5. План работы на год.

1 четверть        

1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).

2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.

3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».

4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.

2 четверть

1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.

2.Сочинение стихов о природе

3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.

4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».

5.Новогодний «Огонек»

3 четверть

1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.

2.Размер стиха. Плавность стиха.

3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.

4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.

5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).

6.Отбор стихов для литературного альманаха.

4 четверть

1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».        

2.Критический анализ и разбор написанного.

3.Подготовка произведений для литературного альманаха.

4..Упражение «Краткость – сестра таланта».

5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».

6.Итоги.

К концу года учащиеся должны:

- иметь представление о правилах стихосложения;

- уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;

 -знать упражнения по развитию творческих навыков.

                                    Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:

В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.  

 

             

                                                                       Приложение       

 Т в о р ч е с т в о  р е б я т

                                           Под девизом: «Все способны!»

а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.

    Я подарил тебе цветы

    Они – как светлые банты.

    Твои чудесные глаза –

    Как будто чистая слеза.

             Опять закат, опять рассвет,

              И я скажу тебе: «Привет!»

              В моей руке – твоя рука.

              Мы будем вместе на века  

                           * * *

Обычно дарят нам цветы

Одни лишь умные шуты.

У них изящная рука,

Зато всегда болят бока.

                 У них веселые глаза,

                 Но где-то там внутри слеза.

                 Они несут надежды  свет

                 И людям дарят свой рассвет.

                                       (Саша Б., Женя П.)

                           

б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.

Моя рука дрожащая

На печку опускается,

Берет свечу торящую

И снова поднимается.

     Свеча еще горящая,

     Потухнет в скором времени.

     Звезда вдали летящая,

     Погаснет в этой темени.

                             (Анвар И.)

                  * * *

Я играю в куклу Машу.

По утрам даю ей кашу,

Днем причесываю, мою,

Дверь в машинку ей открою.

       Ну а вечером – бай – бай,

        Глазки Маша, закрывай?

        Кукле делаю услуги.

        Мы с ней лучшие подруги.

                               (Аюна Б.)      

  в) Стихи по готовым рифмам  («буриме»).

                           Недавно кончились дожди.

Плохой погоды ты не жди.

И тихо  слышны в небесах

Знакомые нам голоса.

И я пишу слова

Про наши острова.

Там чистая вода

Всегда, всегда, всегда!

                     *  *  *        

Вот опять идут дожди

Ты меня, конечно, жди.

Приплывешь на острова,

Зазвучат твои слова.

Разойдутся небеса,

Зазвучат тут голоса,

Испарится вся вода…

Буду я с тобой всегда.

                                 (Валя М.)

                      *  *  *

Теперь, мой старый добрый друг,

Поедем мы с тобой на юг.

Туда, где круглый год жара –

Для солнца и добра пора.

 Взберемся мы с тобой на волны

И будем вместе счастья полны.

 И будем ввечеру мы где-то

Летать по пляжу, как кометы.

                             (Саша Б., 9 кл.)

                       *  *  *

Сегодня еду я на юг.

Но где ты, мой любимый друг?

На улице играет лето,

А ты все пропадаешь где-то.

Сегодня сильная жара.

Настала летняя пора.

А в море бурно плещут волны,

И радости они все полны.

                (Анвар И.

                                                                                                   

   

 

                                                                                                                                 

                                                                         

           Литература:

       Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 - № 6.

       Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная          

       Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.

       Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972

       Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971

       Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984