Обмен опытом

Районная научно-практическая конференция
«Педагогические инновации в процессе модернизации районной системы образования»
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная работа школьников на уроках русского языка и литературы»

За последние годы сочетание «проектная и исследовательская работа школьников»  стала привычным – вошло в школьную практику и закрепилось в речи.

Психологи и педагоги  видят в учебно-исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.

(прилагается доклад+презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Алтанская СОШ»

Районная научно-практическая конференция

«Педагогические инновации в процессе модернизации районной системы образования»

Тема: «Учебно-исследовательская и проектная работа школьников на уроках русского языка и литературы»

   

Малакшинова Елена Самсоновна,

учитель русского языка и литературы

с. Усть-Алтан, 2013

Содержание

1. Учебно-исследовательская и проектная работа школьников - огромный образовательный       потенциал.

2.     Развивающие и предметные цели исследовательской и проектной работы.

3.  Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников.

4.    Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

Учебно-исследовательская и проектная работа школьников

по русскому языку и литературе

За последние годы сочетание «проектная и исследовательская работа школьников»  стала привычным – вошло в школьную практику и закрепилось в речи.

Психологи и педагоги  видят в учебно-исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.

Проектные и учебно-исследовательские виды работ эффективны в достижении концептуальных для современного школьного образования личностных и метапредметных результатов. В плане личностного развития школьников наиболее важны мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Ведение школьниками проектных и учебно-исследовательских работ способствует развитию  и формированию многих метапредметных компетенций, перечисленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.

Выстраивая предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку, нужно учитывать специфику новых образовательных технологий – их ориентированность на развитие личности обучающихся. Вместе с тем эти цели должны соответствовать  современной образовательной концепции.

Развивающие цели исследовательской и проектной работы школьников по русскому языку соотносится с задачами формирования личности школьников в любых областях общего образования:

- развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;

- развитие исследовательского поведения и исследовательских умений;

- развитие самостоятельности в приобретении знаний;

- развитие творческой инициативы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие научного мировоззрения;

- развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений, соотнесении их с приложенными усилиями.

Предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку логично определять через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую).

Лингвистическая компетенция – это умение применять знания в самом языке, его системе, лингвистике как науке. В ходе исследовательской и проектной работы по русскому языку предполагается формирование и развитее у обучающихся следующих знаний и умений, овладение определенными  видами деятельности, составляющими лингвистическую компетенцию:

- представлений  об исследовательской работе по русскому языку;

- знаний о достижениях лингвистической науки;

-знаний о системности языка;

- языковой рефлексии;

- умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала;

- исследовательских умений

Коммуникативная компетенция – способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Проектная и исследовательская работа ставит обучающихся перед необходимостью:

- читать и находить  нужную информацию;

- создавать и редактировать текст научного стиля речи;

- свертывать и развертывать текст;

- публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога и диалога);

- отстаивать свою точку зрения в ходе диспута;

     Развитие культуроведческой компетенции – также одна из образовательных задач, которая решается при ведении учащимися исследовательской работы:

- через понимание русского языка как системы меняющейся вместе с развитием общества;

- через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознание норм речевого этикета.

Существенно изменившая система образования требует от учителя пересмотреть формы и методы преподавания учебных дисциплин. Соответственно,  задача учителя не только перевести сложившуюся веками систему образования в инновационное пространство, отвечающее социальному запросу общества, но и созданию новой модели ученика, адаптированной к новым условиям обучения. Необходимо изменить не только методику преподавания своего предмета, но и свою собственную психологию.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников.  Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения  - проблемы, с которыми сталкиваемся на своих уроках мы, учителя -  словесники.  Используя метод проектов,  развиваю исследовательские навыки своих учеников, тем самым решая вышеперечисленные проблемы.

Систему работы при этом выстраиваю стандартно:

  1. как правило, на начальном этапе при изучении темы или раздела задаю ребятам вопрос: «Что бы  вы хотели узнать по данной теме?»  
  2. проводим  «Мозговой штурм»: формулирование и обсуждение тем исследований,  что дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания;
  3.  ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).
  4. выдвигаем предположения – гипотезы. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?
  5. тренируемся в выборе метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат
  6. определяем состав творческих групп,
  7. составляем «ленту времени» продвижения по теме исследования;
  8. собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага);
  9. анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  10. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе;
  11. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

На подготовительном этапе:

  1.  памятки  по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных  объектов на внешние носители.
  2.  дидактический материал в виде инструктивных помощников: «Требования к оформлению исследовательской работы», «Требования к защите работы», «Требования  к оформлению тезисов»

Предложенная схема помогает создать проблемно-мотивационную среду.  Ученик  не  получает    готовые    знания,    а   учится    добывать    их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить.

1. Так, к примеру, создается творческая лаборатория. На основе изученных тем учащимся предлагается написать лингвистическую  сказку, не упуская основных морфологических характеристик  исследуемой части речи.  «История   возникновения   деепричастий»   (7   класс), «История, рассказанная местоимением» (6 класс),   «Это непростое наречие». (7 класс)  « Категория состояния. Самостоятельная часть речи?»

2. Работа в группах (парах). Анализ информации, выстраивание
формулировок, выводов. Так ученики   после изучения темы «Поэты серебряного века» исследуют особенности поэтического мастерства понравившихся поэтов, проводят исследование «Цветопись в творчестве поэтов серебряного века».   Итог такой деятельности -   пресс-конференция «Береги «великий  и могучий русский язык!». Каждый предлагает свой проект исследования в области лингвистики русского языка.
Таким образом, у учеников формируется  умение быть оппонентами, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.

3. Творческая лаборатория (в группах, в парах). Создание проекта «Англоамериканизмы в русском языке».

Таким образом,  использование метода проектов для формирования навыков исследовательской деятельности позволяет в корне изменить систему получения знаний. Цель такой формы работы:

  • Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и
    действиях; например, к предметной неделе русского языка и литературы ребята исследовали материал на тему: «Кирилл и Мефодий – основоположники русского алфавита».        
  • Развитие коммуникативных умений, так, к  примеру, подготовка бесед в рамках предметной недели: «Д.И.Лихачев. Жизнь - служение  языку», «Из истории имени», «Этимология фразеологизмов».
  • Развитие умения  работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения
  • Развитие критического мышления

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развить

- навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов,

- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным,

- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,

- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.

Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик
проживает ситуации выбора,  то у него формируется самостоятельность, 
без которой невозможна творческая личность.  «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, это станет моим навсегда» (китайская пословица).      

Литература:

1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку //Русский язык в школе.-2007.-№2

2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку //Русский язык в школе. – 2011. - №5.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей /Под ред. А.С.Обухова. – М., 2006.

4. Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе //РЯШ. – 2009. - №7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-исследовательская и проектная работа школьников на уроках русского языка и литературы Подготовила: Малакшинова Елена Самсоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Усть-Алтанская СОШ »

Слайд 2

Главное в это время не то, где мы, а то, в каком направлении мы движемся. Холмз

Слайд 3

Формы уроков урок-творческий отчет урок-защита идей урок-ролевая игра урок «Мой поэт» урок- конференция урок- открытых мыслей урок- конференция урок- круглый стол урок «Мой герой»

Слайд 4

гриб грибной грибочек грибник грибковый

Слайд 5

Конфуций утверждал: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт».

Слайд 6

Серьезное название должности подчеркнет важность личного вклада в общее исследование оппоненты идеологи разведчики иллюстраторы архивариусы Диагностика

Слайд 7

АЛГОРИТМ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА 1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме. 2. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем. 3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи. 4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.

Слайд 8

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Слайд 9

Исследовательская деятельность на уроках литературы Заинтересованное знакомство с текстом произведения . Сочетание исследовательских и творческих задач позволяет реализовать себя каждому ученику . Успешное исследование, проведенное по одному произведению, является стимулом к проведению аналогичной работы по другим произведениям. С лабые ученики могут участвовать с большой отдачей в общей работе класса .

Слайд 12

Критерии выполнения исследовательской работы. 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подго­товленность к опубликованию. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, пред­лагаемых решений. 4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библио­графии, цитируемость. Оформление, соответствующее стандартным тре бованиям. Критерии защиты исследовательской работы 1 . Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подхо­дов, результатов; убедительность и убежденность. 2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи. 3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость , дружелюбие, стрем­ление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, добро­желательность, контактность.

Слайд 13

Исследование на уроках русского языка Самостоятельный вывод правила по примерам Сопоставительная работа Групповая работа Составление тезисов к определенной те ме Трактовка правила в учебниках различных авторов ( Ладыженская , Разумовская, Бабайцева ) П роверка результатов по разноуровневой карточке

Слайд 14

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию» 1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки. 2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки. 3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение. 4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступле ние.

Слайд 15

Работы с применением компьютерных технологий: · Создание презентаций: «Времена года в произведениях литературы и живописи», «А.С.Пушкин» и др. Работы творческого характера: · Создание этимологического словаря · сборник сказок собственного сочинения „ В стране Языкознания“.