Дети среднего возраста

Cеменова Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Выполнение домашних заданий

           детьми среднего возраста

  1. Лексика

Цель: обогащение словарного запаса, активизация речи.

Выполнение: назвать 5 слов по данной теме и обобщить их.

Пример: огурец, помидор, репка, фасоль, перец - ЭТО овощи.

  1. Грамматика

Цель: формирование грамматических форм русского языка.

Выполнение: согласование прилагательных и существительных

Пример: Какая? (морковка) … , … , … Какой? (перец) … , … , …

Выполнение: согласовать числительные и существительное.

Пример:         1 морковка, 3 морковки, 5 морковок

  1. Фонетика

Цель: знакомство со звуками -  гласными и согласными,

дифференцировка согласных по твердости - мягкости.

Выполнение: раскрасить букву: гласную - красным карандашом,

согласные - синим (твердый) и зеленым (мягкий). Подобрать

слова, начинающиеся на данный звук. Взрослым записать их в

тетрадь.

  1. Графические навыки

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаге.

Выполнение: раскрасить обводку цветными карандашами,

соблюдая границы обводки и не оставляя «белых» пятен.

  1. Речевая память

Цель: тренировка речевой памяти.

Выполнение: выучить стихотворение наизусть

  1. Связная речь

Цель: построение фразы с  союзом А.

Выполнение: сравнить два предмета по любым признакам.

Пример:         Помидор красный, А огурец зеленый.



Предварительный просмотр:

Советы родителям по закреплению

лексических тем «Овощи, фрукты».

Вместе с детьми.

              Возьмите ребенка с собой на рынок или в магазин (отдел) «Овощи и фрукты». Покажите, какие овощи, фрукты там продаются. Спросите, какие овощи, фрукты он узнал. Назовите малознакомые: баклажаны, цветная капуста и т.д. Попросите повторить новые названия. Проверьте, не путает ли ваш ребенок понятия овощи и фрукты.

              Обратите внимание ребенка на цвет, форму овощей и фруктов. Сравните их на вкус, на ощупь, на запах и т.д.

            Угостите ребенка морковкой. Спросите, что слышно, когда ее грызешь. Предложите ребенку апельсин и спросите, много ли в нем сока.

              Покажите ребенку, какие овощи вы кладете в винегрет. Попросите их перечислить (по памяти). Расскажите, из каких фруктов вы варите компот. Попросите  перечислить возможные варианты.

        Выучите наизусть короткое стихотворение про овощи, фрукты.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Какие ты знаешь овощи (фрукты)
  2. Где и на чем они растут? (в огороде на грядке, в саду на деревьях)
  3. Овощи (фрукты) какие? (прилагательные: круглые, желтые, спелые и т.д.)
  4. Образуй пары слов «Один-много»: репа-репы, лимон-лимоны и т.д.
  5. Расскажи, чем полезны овощи (фрукты) и что из них можно приготовить.



Предварительный просмотр:

Средняя группа 

Правило

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные бывают простыми и Й-отированными.

Простые гласные: А  О  У  И  Ы  Э

        Гласный звук на схеме обозначается красным цветом.

Пример: астра, облако, утка, иволга, эра

 

Й-отированные гласные:     Е  Ё  Ю  Я

Пример: ель, ёжик, юбка, яблоко

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие.

        Согласный звук считается твердым, если после него стоит А  О  У  Ы Э.

Твердый согласный звук на схеме обозначается синим цветом.

Пример: палка, пост, пуговица, пышка

        Согласный звук считается мягким, если после него стоит И  Е  Ё  Ю Я  или мягкий знак. Мягкий согласный звук на схеме обозначается зеленым цветом.

Пример: лист;  лев, лён, люстра, лямка;                                                         льдинка



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Для закрепления грамматических тем,

выполните с ребенком домашнее задание,

четко проговаривания окончания слов в словосочетаниях.

Для этого используются слова по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья»

«Согласование прилагательных  и существительных»

1 упражнение: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Пример: краснЫЙ помидор, спелАЯ клубника, сладкОЕ яблоко,  

                                                    соленЫЕ огурцы и т.д.

 «Образование прилагательных от существительных»

2 упражнение: Игра «Меню» - что можно приготовить из овощей

Пример: Суп из гороха (какой?) гороховЫЙ суп

Котлета из морковки (какая?) морковнАЯ котлета

Пюре из картофеля (какое?) картофельнОЕ пюре

Оладьи из кабачков (какие?) кабачковЫЕ оладьи и т.д.

3 упражнение: «Сок из фруктов»

Пример: Сок из ананас (какой?) ананасовЫЙ сок

Сок из сливы (какой?) сливовЫЙ сок  и т.д.

4 упражнение: «Джем, начинка для пирога, варенье из ягод»

Пример: Джем из клубники (какой?) клубничнЫЙ джем

Начинка для пирога из черники (какая?) черничнАЯ начинка

Варенье из брусники (какое?) брусничнОЕ варенье

5 упражнение: «Листопад»

Пример: лист с березы (какой?) березовЫЙ лист



Предварительный просмотр:

Советы родителя по закреплению

лексических тем «Ягоды, грибы».

Вместе с детьми.

              Спросите у своего ребенка, названия каких грибов он знает. Если есть возможность, возьмите его с собой в лес за грибами. Покажите, где растут грибы, как их можно узнать по внешнему виду. Обратите внимание ребенка на названия: подберезовик – значит,  растет под березой, подосиновик – под осиной, опята – на пне. Вместе  рассмотрите гриб. Какая у него ножка и шляпка (на ощупь, цвет, размер)?

              Научите ребенка различать съедобные и ядовитые грибы. Расскажите про мухомор – его очень любят белки, а для человека он вреден. Спросите, как можно заготовить грибы на зиму.

              Спросите у своего ребенка, какие ягоды он знает. Выучите  названия лесных и садовых ягод. Соберите вместе с ним ягоды и внимательно их рассмотрите, попробуйте на вкус. Спросите: эта ягода какая?

              Расскажите, как можно заготовить ягоды на зиму. Какое варенье или компот можно сварить из этих ягод: из клубники – клубничное варенье, из брусники – брусничное и т.д.

        Поясните, чем полезны ягоды для здоровья, какой лечебный эффект оказывают: малина снижает температуру, клюква лечит горло и т.д.

              Выучите наизусть короткое стихотворение про ягоды и грибы.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Какие ты знаешь грибы?
  2. Где в лесу можно найти подберезовик, опята?
  3. Какие ты знаешь ягоды? (лесные, садовые) Где и на чем они растут?
  4. Образуй пары слов «Один-много»: поганка-поганки, груздь-грузди и т.д.
  5. Расскажи, как можно сделать запас грибов и ягод.

Советы родителя по закреплению

лексических тем «Осень. Деревья».

Вместе с детьми.

                 Вспомните лето. Сравните летние дни и сегодняшний день. Найдите, какие изменения произошли в природе.

              Укажите ребенку, по каким признакам можно узнать, что наступила ОСЕНЬ (похолодание, осадки, длительность ночи и дня, смена одежды и т.д.).

              Сходите на прогулку в парк (сквер, лес, за город). Если повезет увидеть, как с деревьев падают листья, поясните, что такое листопад. Соберите осенние листья. Определите, с каких деревьев они? (с березы – березовый листок, с клена – кленовый и т.д.) Сравните  цвет листьев  летом и осенью.

              Попробуйте найти насекомых (бабочек). Спросите у ребенка, почему  их не видно? Прислушайтесь, услышите ли вы щебетание птиц. Спросите у ребенка, почему пропали птицы, почему они улетают в теплые края? Посмотрите на небо, каким оно стало осенью?

              Выучите названия осенних месяцев. Прочитайте ребенку стихи  классиков про осень.

        Выучите наизусть короткое стихотворение.  

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Какие ты знаешь признаки и приметы осени?
  2. Куда улетают птицы? Почему?
  3. Осенняя погода какая? (прилагательные: холодная, дождливая и т.д.)
  4. Какие ты знаешь деревья? Какой цвет листьев осенью?
  5. Расскажи, что такое листопад.



Предварительный просмотр:

Средняя группа 

Правило

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные бывают простыми и Й-отированными.

Простые гласные: А  О  У  И  Ы  Э

        Гласный звук на схеме обозначается красным цветом.

Пример: астра, облако, утка, иволга, эра

 

Й-отированные гласные:     Е  Ё  Ю  Я

Пример: ель, ёжик, юбка, яблоко

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие.

        Согласный звук считается твердым, если после него стоит А  О  У  Ы Э.

Твердый согласный звук на схеме обозначается синим цветом.

Пример: палка, пост, пуговица, пышка

        Согласный звук считается мягким, если после него стоит И  Е  Ё  Ю Я  или мягкий знак. Мягкий согласный звук на схеме обозначается зеленым цветом.

Пример: лист;  лев, лён, люстра, лямка;                                                         льдинка



Предварительный просмотр:

Тайна

Танк

Тарелка

Тачка

Тонна

Тополь

Топор

Тормоз

Тумба

Тура

Туфли

Тучка

Тыква

Тысяча

Тычинка

Тигр

Тигренок

Тигрица

Тик

Тиканье

Тина

Тимофей

Тимур

Типаж

Тирада

Тираж

Тире

Тис

Тиски

Тихо

Давление

Даль

Дама

Дачник

Дог

Доллар

Доспехи

Дочь

Дубок

Думы

Духи

Душевая

Дымок

Дырка

Дыхание

Диагноз

Диагональ

Диаграмма

Диван

Дивизия

Дизель

Дикарь

Дикобраз

Дима

Динар

Динозавр

Диплом

Дипломат

Директор

Дирижер

Уважаемые родители!

Проверьте умение ваших детей различать

согласные звуки по твердости-мягкости

в начале слова



Предварительный просмотр:

Советы родителя по закреплению

лексической темы «Дикие животные».

Вместе с детьми.

              Попросите своего ребенка назвать диких животных, живущих в наших лесах. Образуйте множественное число: лиса – лисы, волк – волки. Следите за правильностью ударения  в словах.

              Загадайте загадки и опишите вместе с ребенком внешний вид отгадки – дикого животного. Определите для каждого животного  характерные признаки: ветвистые рога, длинные уши.

              Выучите названия «домиков», в которых живут дикие животные: нора, берлога, дупло и т.д. Спросите, чем питаются дикие животные, какой образ жизни ведут? (ночной, хищник).

              Уточните, все  ли животные меняют шубки при смене времени года? Всех ли животных можно встретить в лесу зимой? Кто спит? Где? Когда проснется? Какие запасы делают на зиму?

              Помогите ребенку выучить название детенышей диких животных: бельчонок, лисенок, медвежонок и т.д.

              Прочитайте своему ребенку рассказы В.Бианки про диких животных.

        Выучите наизусть короткое стихотворение про дикое животное.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Каких ты знаешь диких животных?
  2. Где они живут? (в берлоге, в дупле, в норе, под кустиком)
  3. Животные какие? (прилагательные: трусливый, длинноногий и т.д.)
  4. Образуй пары слов «Кто у кого?»: у волчицы-волчонок, волчата и т.д.
  5. Опиши внешний вид и повадки любого дикого животного.



Предварительный просмотр:

Советы родителя по закреплению

лексической темы «Домашние животные».

Вместе с детьми.

              Вспомните или прочитайте своему ребенку  еще раз сказки «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Крошечка – хаврошечка», «Волк и семеро козлят».

              Назовите животных, которые являются персонажами этих и других сказок. Почему они названы домашние животные? Могут ли они самостоятельно жить без хозяина? Где они  живут? Чем питаются? Какую пользу приносят человеку?  

              Загадайте загадки и опишите вместе с ребенком внешний вид  отгадки – домашнего животного. Придумайте ему кличку.        

              Проверьте, не путает ли ваш ребенок понятие птицы  и животные. Обратите его внимание вашего ребенка на то, что у каждой птицы 2, а у животного 4 лапы.

        Помогите ребенку выучить название детенышей домашних животных: котенок, жеребенок, теленок, поросенок и т.д.

        Выучите наизусть короткое стихотворение про домашнего животного.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Каких ты знаешь домашних животных?
  2. Как они голос подают? (звукоподражания-глаголы)
  3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?
  4. Образуй пары слов «Кто у кого?»: у козы-козленок, козлята и т.д.
  5. Назови семьи домашних животных (кот, кошка, котенок).



Предварительный просмотр:

Логопедическое задание

Для закрепления грамматических тем,

выполните с ребенком домашнее задание,

четко проговаривания окончания слов в словосочетаниях.

Для этого используются слова по лексическим темам «Дикие животные и их детеныши» и «Домашние животные и их детеныши»

«Согласование прилагательных с существительными»

1 упражнение: КАКОЙ? КАКАЯ?  КАКИЕ?

Пример:         серЫЙ, голоднЫЙ, злОЙ – это волк

                рыжАЯ, хитрАЯ, ловкАЯ – это лиса

                трусливЫЕ, белЫЕ, длинноухИЕ – это зайцы

                «Изменение существительных по числам»

2 упражнение: Игра «Кто у кого»:

                        у белки – бельчонок, бельчата

                        у кровы – теленок, телята

«Образование прилагательных от существительных»

3 упражнение: «Чей, чья, чьё»

Пример:         хвост лисы (Чей?) – лисИЙ хвост

                        лапа лисы (Чья?) – лисьЯ лапа

                ухо лисы (Чьё?) – лисьЕ ухо и т.д.

                хвост собак (Чей?) – собачИЙ хвост

                лапа собаки (Чья?) – собачьЯ лапа

                ухо собаки (Чьё?) – собачьЕ ухо и т.д.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

В праздничные выходные дни

        Не забудьте о заданиях, рекомендованных для домашнего выполнения. Не упустите возможность использовать это драгоценное время с пользой для развития ребенка, но только не выполняйте эти задания своими руками.

            Повторите с ребенком  

- речевой материал пройденных тем, проговорите грамматические задания, - вспомните стихотворения, выученные наизусть;

- скороговорки на буквы;

- логоритмика: стихи для пальчиков;

-ликвидируйте «белые пятна» в раскрасках обводок, сделайте все невыполненные задания.  

        Повторите слова по звукопроизношению, следите за правильной артикуляцией звуков, плавностью речевого выдоха.

        Просто побеседуйте, поговорите со своим  ребенком. Следите за тем, что при ответах ребенок использовал фразы – распространенные предложения, а не отдельные слова.



Предварительный просмотр:

Советы родителя по закреплению

лексической темы «Профессии».

Вместе с детьми.

              Расскажите своему ребенку про свою работу. Если возможно, возьмите его на место работы и покажите, что вы делает. Заучите название специальности родителей или родственников (знакомых).

              Прочитайте ребенку стихотворение С. Маршака «Кем быть». Спросите, про какие профессии говорится в нем? Для чего нужны разные профессии, и какая из них самая важная?  Расспросите своего ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет и почему?

              Приучайте ребенка трудиться и уважать труд других. Поручите его  какую – нибудь обязанность по дому и контролируйте обязательное выполнение порученного. Оценивайте деятельность своего ребенка.

              Спросите у ребенка, люди каких профессий работают в детском саду. Пополните  словарный запас  новыми словами. Следите за правильным названием профессии.

              Выучите наизусть короткое стихотворение о любой профессии.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Какие ты знаешь профессии?
  2. Кем работают твои родители?
  3. Люди каких профессий работают в детском саду? (глаголы)
  4. Образуй пары слов «Один-много»: повар-повара, врач-врачи и т.д.
  5. Расскажи, кем ты хочешь стать, когда станешь большим?

Советы родителя по закреплению

лексической темы  «Инструменты».

Вместе с детьми.

              Поинтересуйтесь у своего ребенка, сможет ли человек работать без  инструментов?  Спросите, какие инструменты он знает? Для выполнения, каких работ, они нужны? Можно ли быстро и легко  выполнить работу без помощи инструментов?

              Спросите, какие инструменты нужны для работы людям различных профессий. Проговорите вместе с ребенком, какие действия выполняются разными инструментами: пилой  - пилят, кистью красят, иглой шьют  и т.д.

              Покажите ребенку, какие инструменты есть дома и для каких работ они нужны. Обратите его внимание, что труд этот не безопасен,  и самому работать с инструментами надо аккуратно и под присмотром взрослых.

              Составьте вместе с ребенком  короткий рассказ про «помощников» человека.

              Выучите наизусть короткое стихотворение про инструменты.

Опросник.

Ответить на вопросы,

составить распространенные предложения.

  1. Какие ты знаешь инструменты?
  2. Людям каких профессий они нужны для работы?
  3. Какими инструментами пользуются дома мама, папа, бабушка?
  4. Образуй пары слов «Один-много»: игла-иглы, лопата-лопаты и т.д.
  5. Расскажи, какие инструменты помогают тебе в делах?



Предварительный просмотр:

АПРЕЛЬ

Заключительное задание III периода по грамматике.

«Цветные страницы»: красная, желтая, зеленая,  

синяя, белая, черная

Цель: формирование грамматических форм русского языка;

согласовать прилагательных и существительных

по родам.

Выполнение: приклеить, нарисовать или раскрасить картинки соответствующим цветом, составить словосочетания (взрослым записать их), четко проговорить окончания прилагательных.

                        Какой? КраснЫЙ …

                        Какая? КраснАЯ …

                        Какое? КраснОЕ …

                        Какие? КраснЫЕ …



Предварительный просмотр:

Детям среднего возраста,

выполняя задание по грамматике,

выучить наизусть стихи

Эта страница

Красного цвета:

Красное солнце

И красное лето.

Что же на свете

Лучше и краше?

- Разве, что дети

Веселые наши.

Вот желтая страница –

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

Как нитка золотая

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

Эта страница зеленого цвета.

Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей.

Это страница – морская,

На ней не увидишь земли

Крутую волну рассекая,

Проходят на ней корабли

Это белая страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая хвостом след.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Вот черная страница, ночная:

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машине не спят.



Предварительный просмотр:

C – Ш:

Саша, Суша, Сушки, Шест, Шесть, Шерсть,  Шалость, Шелест, Спешка, Усмешка, Шоссе, Стишок, Смешок, Смешинка, Сашенька, Солнышко, Стеклышко, Сынишка, Трусишка, Старушка, Нашест, Машинист, Пастушок; Старший, Пушистый, Душистый, Шоссе, Послушный; Слышно, Страшно, Смешно; Слушать, Слышать, Сушить, Спешить, Смешить,   Расшумелись.

З – Ж:

Жизнь, Железо, Желтизна, Залежи, Зажим, Зажать, Забежать, Задержать, Задолжать,

Заржать, Заряжать, Заслужить, Закружить,  Зажигать.



Предварительный просмотр:

Л-твердый

ЛЬ-мягкий

Р-твердый

РЬ-мягкий

Лаваш

Лавка

Лак

Лариса

Ласка

Лоб

Лодка

Лось

Лошадь

Лужа

Лук

Лукошко

Луч

Лыжи

Лыжник

Ливень

Лизун

Лимон

Лимузин

Линейка

Линза

Линия

Липа

Лирика

Лист

Листок

Литва

Литр

Лифт

Лицо

Радость

Рак

Ракушка

Рассада

Робот

Ров

Родители

Рост

Ружье

Рука

Русалка

Рыба

Рыбак

Рыжик

Рынок

Рига

Ридикюль

Рикошет

Рикша

Ринг

Рис

Риск

Рисование

Рисунок

Ритм

Ритмика

Риф

Рифление

Рифма

Рифмовка

Уважаемые родители!

Проверьте умение ваших детей различать

согласные звуки по твердости-мягкости

в начале слова