Дети старшего возраста

Cеменова Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Выполнение домашних заданий

детьми старшего возраста

I период

  1. Лексика

Выполнение: выучить наизусть загадку, нарисовать отгадку (взрослым загадку записать в тетрадь).

  1. Звуковой анализ

Выполнение: подобрать слова по месту звука (твердого, мягкого)

в слове (начало-середина-конец) (взрослым записать их в тетрадь).

  1. Речевая память

Выполнение: выучить наизусть скороговорку на букву. 

  1. Графические навыки

Выполнение: выполнить раскраску обводки цветными карандашами и штриховку обводки простым карандашом.

  1. Логоритмика

Выполнение: выучить наизусть стишок  и выполнять с движениями пальчиков (сжимать-разжимать кулачок).

 I I период

  1. Составление рассказа

Выполнение: взрослым приклеить в тетрадь любую сюжетную картинку. Составить по ней рассказ из 5-7 предложений (взрослым рассказ записать в тетрадь). Подготовить пересказ.

I I I период

  1. Грамматика «Радуга»

Выполнение: приклеить или нарисовать картинки соответствующего цвета радуги, составить словосочетания (взрослым записать их).



Предварительный просмотр:

Задания по лексической теме «Овощи».

1. Назови, какие овощи ты знаешь?  Где они растут? Когда созревают?

Каким  одним словом можно назвать капусту, морковь, репку, редиску? (овощи)

2. Выучить загадку про любой овощ. Нарисовать  или приклеить отгадку.

3. Словообразование. Единственное – множественное число

«Один – много»:  помидор - (помидоры), огурец - (огурцы) и т.д.

                                       Уменьшительно – ласкательные суффиксы

«Ласково»: помидор - (помидорчик), огурец - (огурчик) и т. д.

4. Ответить на вопросы:         помидор какой?

                                        морковь какая?

                                                   огурцы какие?         (3 – 4 прил.)

5. Составить рассказ о любом овоще: форма, цвет, на вкус, на ощупь, где растет, чем полезен, что из него можно приготовить и т. д.

Словарный запас.

СЛОВА: картофель, морковь, помидор, огурец, перец, лук, капуста, цветная капуста, свекла, репа, редька, редиска, кабачок, патиссон, баклажан, тыква, дыня, фасоль, горох, чеснок, подсолнух, кукуруза, щавель, укроп, петрушка, салат, черемша, сельдерей, ревень, хрен; борщ, щи, суп, пюре, салат, запеканка;  

заготовки, засолка, маринад;

огород, огородник, урожай, грядка, корзина, ящик, лопата, лейка и т.д.

ПРИЗНАКИ: зеленый, красный, желтый, синий, фиолетовый, белый, розовый;

большой, маленький, крупный, мелкий, круглый, овальный;  

горький, сладкий, свежий, соленый, гладкий, шершавый, сочный, твердый;  вкусный, хрустящий, полезный, капустный, морковный свекольный и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: выращивать, пропалывать, удобрять, поливать, ухаживать; созревать, поспевать;

собирать, убирать, срывать, выдергивать, выкапывать, срезать;

жарить, варить, консервировать, солить, заготавливать, сушить и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь овощи? (перечислить и обобщить)
  2. Где и на чем они растут? (в огороде на грядке)
  3. Назови цвет и форму 4 – 5 овощей по выбору (прилагательные).
  4. Образуй пары слов «Один - много»: помидор – помидоры и т.д.
  5. Расскажи, чем полезны овощи, и что их них можно приготовить?

Задания по лексической теме «Фрукты».

1. Назови, какие фрукты ты знаешь? Где они растут? Когда созревают?

Каким одним словом можно назвать яблоко, виноград, ананас, киви? (фрукты)

2. Выучить загадку про фрукты. Нарисовать или приклеить отгадку.

3. Словообразование. Единственное – множественное число

«Один – много»:  яблоко - (яблоки), лимон - (лимоны) и т.д.

                                       Уменьшительно – ласкательные суффиксы

«Ласково»: яблоко - (яблочко), лимон - (лимончик) и т. д.

4. Ответить на вопросы:          апельсин какой?  

                                        груша какая?    

                                        яблоко какое?                                                                                                

                                                   лимоны какие?         (3 – 4 прил.)

5. Составить рассказ  о любом фрукте: форма, цвет, на вкус, на ощупь, где растет, чем полезен, какой сок их него приготавливают, для чего варят  и т. д.

Словарный запас.

СЛОВА: ананас, айва, абрикос, апельсин, банан, виноград, вишня, черешня, груша, гранат, грейптфрукт, киви, кокос, лимон, мандарин, манго, персик, слива, хурма, яблоко, арбуз;

сад, дерево, яблоня, корзина;

сок, варенье, компот, повидло, желе, напиток, джем и т.д.

ПРИЗНАКИ: зеленый, красный, желтый, синий, фиолетовый, черный, белый, розовый; гладкий, шероховатый, круглый, овальный сладкий, кислый;  

спелый, вкусный, сочный, горький, зрелый, полезный;

фруктовый,  абрикосовый, яблочный, виноградный и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: выращивать, поливать, ухаживать, созревать, поспевать;  

собирать, срывать, срезать, носить, укладывать, сортировать;

отжимать, варить, пробовать, пить; разрезать, очищать, делить и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь фрукты? (перечислить и обобщить)
  2. Где и на чем они растут? (в саду на деревьях)
  3. Назови цвет и форму 4 – 5 фруктов  по выбору (прилагательные).
  4. Образуй пары  слов «Один - много»: груша – груши и т.д.
  5. Расскажи, чем полезны фрукты, и  что их них можно приготовить?



Предварительный просмотр:

Старшая группа

Правило

        

        Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом  (ударная позиция).

Место звука в слове:         армия            парк                   кора

        Твердый согласный звук на схеме обозначается синим цветом.

Место звука в слове: парка         капуста            суп

        Мягкий согласный на схеме обозначается зеленым цветом.

Место звука в слове:         пир                крапива             сыпь 

         

        Согласный звук считается звонким, если он произносится  с участием голоса;

глухим, если он произносится  без  голоса.

        

        Звонкий согласный звук в конце слова         оглушается – позиции нет!

Например:         башня                        арбуз                     …

         бинт                           глубина                 … 



Предварительный просмотр:

Выкладывание схем слов

А

О

И

Ы

У

О

В

О

Щ

И

сАлАт

бАклАжАн

гОрОх

мОркОвь

тЫквЫ

лУк

фАсОль

кАбАчОк

пОмИдОр пАтИссОн

УкрОп

пОдсОлнУх

ОгУрцЫ

кАпУстА

кУкУрУзА

кАпУстА

кУкУрУзА

фАсОль

пОмИдОр пАтИссОн

пОмИдОрЫ

бАклАжАнЫ пАтИссОнЫ

УкрОп

пОдсОлнУх

ОгУрцЫ

Ф

Р

У

К

Т

Ы

АйвА   

бАнАн    грАнАт

АнАнАс

кОкОс 

кИвИ

мАнгО вИнОгрАд хУрмА

АбрИкОс

лИмОн

мАндАрИн

слИвА

дЫнИ

АрбУз

грУшА

мАндАрИн АбрИкОс АрбУз

грУшА

слИвА

вИнОгрАд

мАнгО

вИнОгрАд АбрИкОс лИмОн

АнАнАсЫ АрбУзЫ бАнАнЫ

хУрмА

символами гласных звуков

Задание: Взрослый четко проговаривает слово по слогам, ребенок выкладывает схему слова символами гласных звуков: А – большой красный круг,

О – красный овал, У – маленький красный круг,

И- красный прямоугольник, Ы – красный полукруг.

Определить кол-во символов – оно равняется

кол-ву слогов в слове.

Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Для закрепления грамматических тем,

выполните с ребенком домашнее задание,

четко проговаривания окончания слов в словосочетаниях.

Для этого используются слова по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья»

«Согласование прилагательных  и существительных»

1 упражнение: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Пример: краснЫЙ помидор, спелАЯ клубника, сладкОЕ яблоко,  

                                                    соленЫЕ огурцы и т.д.

 «Образование прилагательных от существительных»

2 упражнение: Игра «Меню» - что можно приготовить из овощей

Пример: Суп из гороха (какой?) гороховЫЙ суп

Котлета из морковки (какая?) морковнАЯ котлета

Пюре из картофеля (какое?) картофельнОЕ пюре

Оладьи из кабачков (какие?) кабачковЫЕ оладьи и т.д.

3 упражнение: «Сок из фруктов»

Пример: Сок из ананас (какой?) ананасовЫЙ сок

Сок из сливы (какой?) сливовЫЙ сок  и т.д.

4 упражнение: «Джем, начинка для пирога, варенье из ягод»

Пример: Джем из клубники (какой?) клубничнЫЙ джем

Начинка для пирога из черники (какая?) черничнАЯ начинка

Варенье из брусники (какое?) брусничнОЕ варенье

5 упражнение: «Листопад»

Пример: лист с березы (какой?) березовЫЙ лист



Предварительный просмотр:

Задания по лексической теме «Ягоды, грибы».

1. Назови, какие ягоды и грибы ты знаешь? Где они растут? Когда созревают? Каким одним словом можно назвать опята, моховик, сыроежка (грибы);

      морошка, черника, клюква, брусника? (ягоды).

2. Выучить загадки про ягоды и грибы. Нарисовать или приклеить отгадки.

3. Словообразование. Как называется гриб, который растет под березой,

под осиной, около пня? (подберезовик, подосиновик, опенок).

                                      Как называется варенье, которое сварили из малины,

из клубники, из черники? (малиновое, клубничное, черничное и  т. д.)

4. Ответить на вопросы: рыжик  какой? клюква  какая? ягоды (грибы) какие?                                    

5. Составить рассказ о дарах леса (из личного опыта ребенка по сбору ягод и грибов). Как, в каком виде грибы и ягоды заготавливают на зиму?

Словарный запас.

СЛОВА: клубника, земляника, крыжовник, смородина, черника, брусника, голубика, костяника, ежевика, малина, клюква, морошка;

ягодник, корзина, лукошко; сад, куст, грядка, лес, болото, кочка, трава;

варенье, сок, компот, желе, напиток, повидло, джем и т.д.

СЛОВА: белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, моховик, волнушка, опята, лисички, рыжики, шампиньон, масленок, строчок, сморчок, сыроежка, груздь, свинушка, козлик, валуй, мухомор, поганка;  

грибник, сезон, лукошко, семейка, червяк, нож, дерево, трава и т.д.

ПРИЗНАКИ: красный, черный, белый, желтый, синий, голубой, зеленый; 

высокий, низкий (куст), мелкий, крупный, сладкий, кислый, колючий, гладкий;

ягодный, клюквенный, рябиновый, малиновый и т.д.

ПРИЗНАКИ:  съедобный, ядовитый; крепкий, червивый; соленый, жареный, моченый, маринованный, сушеный; черный, белый, рыжий, красный и т,д.

ДЕЙСТВИЯ: созревать, срывать, собирать, выращивать, зеленеть, краснеть, желтеть, чернеть, поспевать, находить, варить, отжимать, заготавливать и т.д.

ДЕЙСТВИЯ:  искать, находить,  собирать, срезать, чистить;

варить, жарит, солить, мариновать, мочить, сушить и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь грибы? (перечислить и обобщить)

Какие эти бывают? (съедобные – ядовитые)

  1. Где в лесу можно найти подберезовик, подосиновик, опята?
  2. Образуй  пары слов «Один - много»: мухомор –  мухоморы и т.д.
  3. Какие ты знаешь ягоды? (перечислить) Какие они на вкус? Какого цвета?
  4. Расскажи, где и на чем они растут? (в саду – садовые, в лесу – лесные)

Задания по лексической теме «Осень».

1. Какое сейчас время года? Знать названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе, растительном и животном мире (сравнить с летом)?

2. Выучить загадку про осень. Нарисовать или приклеить картинку «Осень».

3. Словообразование: Прилагательные от существительных

«Листопад»:                лист с дуба какой? (дубовый)                                                                        лист с клена какой? (кленовый) и т.д.

4. Ответить на вопросы:         осенний день какой?

                                        осенняя ночь какая?

                                         осеннее небо какое?                                                                                  

5. Составить рассказ об осени: описать природу и погоду, перечислить признаки этого времени года, ответить, чем она тебе нравится.

Словарный запас.

СЛОВА:  дуб, клен, береза, осина, липа, тополь, вяз, ясень,  ольха, ива,  верба, ясень, бук, сосна, ель, кедр,  лиственница, каштан, рябина, черемуха, сирень, акация, шиповник, орешник, можжевельник, багульник;  

лес, роща, дубрава; дерево, заросли, кустарник; шишка, плод, желудь, орех;

ствол, крона, корень, ветка, листок, почка, побег, гербарий и т.д.

СЛОВА: погода, непогода, листопад, облака, небо, ненастье, гроза, гром, молний, ливень, дождь, лужи, косяки птиц, отлет птиц и т.д.

ПРИЗНАКИ: желтый, красный, зеленыё, бурый;  длинный, короткий, маленький, большой, круглый, резной, высокий, низкий, могучи, стройный, густой, редкий, гладкий, шершавый;

лиственный, хвойный,  плодовый; дубовый, кленовый, тополиный и т.д.

ПРИЗНАКИ: осенний, желтый, красный, зеленый, бурый;

мелкий, холодный, моросящий, пасмурный, темный, затяжной и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: желтеть, краснеть, зеленеть; расти, цвести, шелестеть,  шуметь, дрожать, качаться, тянуться,  лететь, кружиться, опадать, осыпаться, и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: желтеть, краснеть, увядать, опадать, осыпаться; лить, идти, моросить, греметь, сверкать; замерзать, собирать, исчезать; улетать на юг и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь приметы осени? (перечислить).
  2. Куда улетают птицы? Почему?
  3. Какая погода осенью? (прилагательные)
  4. Какие ты знаешь деревья? (перечислить и обобщить)

Цвет листьев осенью?

  1. Назови, какие листья роняют деревья? (береза – березовый и т.д.)



Предварительный просмотр:

Задания по лексической теме

«Дикие животные».

1. Каких животных мы называем дикими? Назови, каких диких животных ты знаешь? Где они живут? (в лесу) Как можно назвать волка, медведя, лося, ежа? (дикие животные) Назови их детенышей. Как можно назвать 

бельчонка, медвежонка, волчонка?  (детеныши диких животных)

2. Выучить загадку про дикое животное. Нарисовать или приклеить отгадку.

3. Словообразование: Единственное – множественное число

«Один – много»:  заяц - (зайцы), белка - (белки) и т.д.

Прилагательные от существительных

«Чей? чья? чьи?»: хвост лисы чей? (лисий),  рога оленя чьи? (оленьи) и  т. д.

4. Ответить на вопросы:                 волк какой? лиса какая? кабаны какие?

5. Составить рассказ о диком животном: описать внешний вид, повадки, где живет, как проводит зиму, чем питается, особенности и т. д.

    Составить рассказ о детеныше дикого животного: чей он малыш, описать внешний вид, повадки, где живет, чем питается, особенности и т. д.

Словарный запас.

Звери наших лесов: зубр, лось, медведь, кабан, рысь,  волк, барсук, бобер, лиса, заяц (русак, беляк), белка, росомаха, горностай, соболь, куница, ласка, хорек, енот,  еж,  крот.

  Звери севера: северный, олень, белый медведь, кашалот, кит, морж, морской котик, тюлень, нерпа, песец.

  Звери жарких стран: слон, лев, пума, леопард, гепард, гиена, верблюд, жираф, зебра, носорог, бегемот, крокодил, обезьяна, кенгуру, коала, дикобраз, муравьед, косуля, лама, антилопа гну, бизон, сайгак, тушканчик, бурундук,  ехидна и т.д.

СЛОВА: берлога, нора, логово, дупло; грива, рога, шерсть, шкура, кожа, клыки, копыта, когти, туловище, иголки, хвост, ласты, лапа, шей, челюсти, спина; окраска, хищник;

медвежонок, бельчонок, моржонок, тюлененок, тигренок, слоненок, и т.д.

ПРИЗНАКИ: ответы на вопросы: какой? какая? какое? какие?

ДЕЙСТВИЯ:  ответы на вопросы: что делать? что сделать?

Проверочные вопросы.

  1. Каких ты знаешь диких животных? (перечислить и обобщить)
  2. Где они живут? (берлога, логово, нора, дупло и т.д.) Чем питаются?
  3. Какое животное? (прилагательные)
  4. Образуй  пары слов «Кто у кого»: у волка – волчонок, волчата и т.д.
  5. Опиши внешний вид и повадки любого дикого животного.


Предварительный просмотр:

Старшая группа

Правило

        

        Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом  (ударная позиция).

Место звука в слове:         армия            парк                   кора

        Твердый согласный звук на схеме обозначается синим цветом.

Место звука в слове: парка         капуста            суп

        Мягкий согласный на схеме обозначается зеленым цветом.

Место звука в слове:         пир                крапива             сыпь 

         

        Согласный звук считается звонким, если он произносится  с участием голоса;

глухим, если он произносится  без  голоса.

        

        Звонкий согласный звук в конце слова         оглушается – позиции нет!

Например:         башня                        арбуз                     …

         бинт                           глубина                 … 



Предварительный просмотр:

Определение места

твердого – мягкого согласного

звука в слове

Т                                                          ТЬ

Тачка   лопата   мат                            Тело   дятел   кровать

Танк   парта      блат                      Тире   дети   мать

Таракан   котлета   бушлат           Телега   плетень   нить 

Торпеда    корыто   плот                   Тир   лютик   путь

Тоска   пальто   рот                           Теннис   плетень   ноготь

Тонна   болото компот                     Тишина   ботинок   кисть    

Тундра   катушка   прут                   Температура   метель   гость

Туловище   поступь   шут                   Тиски  пластинка   сеть

Тычинка  моменты   быт                   Тёрка   пятёрка   пять

Тысяча    фрукты    кит                   Тюль  костюм  ломоть

Д                                                      ДЬ

Дача   беда   …                                   День   гвоздика   …

Дамка   вода   …                            Дело   мелодия   …

Дар   мода    …                                    Деревня   бигуди   …

Духота   кадушка    …                   Деталь  водитель  …

Душа   подушка    …                           Дерево   люди   …

Дупло    будущее   …                          Дирижер   идея   …

Доктор   ладонь    …                           Дикарь  поделка   …

Дочь    лодочка    …                           Диета   студень   …

Договор   будочник  …                   Директор   студент   …

Дырка    бороды    …                           Дюшес   индюк   …



Предварительный просмотр:

Задания по лексической теме

«Домашние животные»

1. Каких животных мы называем домашними? Назови, каких домашних животных ты знаешь? Каким  одним словом можно назвать корову, коня, овцу, собаку? (домашние животные)

2. Выучить загадку про домашнее животное. Приклеить отгадку.

3. Словообразование: Единственное – множественное число

«Один – много»: у козы - (козленок, козлята), у кошки - (котенок, котята), т.д.

                                       Глаголы от звукоподражания

«Кто как голос подает?»: мяу-мяу-(кошка мяукает).

4. Ответить на вопросы:         конь какой? коза  какая?                                            

                                                   овцы какие?        (3 – 4 прил.)

5. Составить рассказ о домашнем животном: внешний вид, повадки, детёныши,

где живет, чем питается, какую пользу приносит, особенности и т. д.

Словарный запас.

СЛОВА: корова, бык, теленок; лошадь, конь, жеребенок; собака, пес щенок; кошка, кот, котенок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок; свинья, кабан, поросенок; крольчиха, кролик, крольчонок; осел, ишак, пони, вол, мышь, крыса; скотный двор, хлев, телятник, конюшня, свинарник, конура, клетка, сено, корм, трава; молоко, шерсть, кожа, пух; стадо, пастух, свинопас, скотовод, ветеринар и т.д.

ПРИЗНАКИ: домашний, сильный, выносливый, рогатый, лохматый, пушистый, сердитый, ленивый, рыжий, пятнистый, упрямый; кроличий, коровий, лошадиный и т. д.

ДЕЙСТВИЯ: перевозить, бегать, прыгать, пастись, лакать, пить,  есть, жевать, грызть, охранять, сторожить, кусать, ловит, играть;  мычать, ржать, лаять, мяукать, блеять, хрюкать и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Каких ты знаешь домашних животных? (перечислить и обобщить)
  2. Кто как кричит, как они голосок подают? (звукоподражания - глаголы)
  3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?
  4. Образуй  пары слов «Кто у кого»: у козы – козленок, козлята и т.д.
  5. Назови семьи домашних животных (кот, кошка, котенок).



Предварительный просмотр:

Логопедическое задание

Для закрепления грамматических тем,

выполните с ребенком домашнее задание,

четко проговаривания окончания слов в словосочетаниях.

Для этого используются слова по лексическим темам «Дикие животные и их детеныши» и «Домашние животные и их детеныши»

«Согласование прилагательных с существительными»

1 упражнение: КАКОЙ? КАКАЯ?  КАКИЕ?

Пример:         серЫЙ, голоднЫЙ, злОЙ – это волк

                рыжАЯ, хитрАЯ, ловкАЯ – это лиса

                трусливЫЕ, белЫЕ, длинноухИЕ – это зайцы

                «Изменение существительных по числам»

2 упражнение: Игра «Кто у кого»:

                        у белки – бельчонок, бельчата

                        у кровы – теленок, телята

«Образование прилагательных от существительных»

3 упражнение: «Чей, чья, чьё»

Пример:         хвост лисы (Чей?) – лисИЙ хвост

                        лапа лисы (Чья?) – лисьЯ лапа

                ухо лисы (Чьё?) – лисьЕ ухо и т.д.

                хвост собак (Чей?) – собачИЙ хвост

                лапа собаки (Чья?) – собачьЯ лапа

                ухо собаки (Чьё?) – собачьЕ ухо и т.д.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

В праздничные выходные дни

        Не забудьте о заданиях, рекомендованных для домашнего выполнения. Не упустите возможность использовать это драгоценное время с пользой для развития ребенка, но только не выполняйте эти задания своими руками.

            Повторите с ребенком  

- речевой материал пройденных тем, проговорите грамматические задания, - вспомните стихотворения, выученные наизусть;

- скороговорки на буквы;

- логоритмика: стихи для пальчиков;

-ликвидируйте «белые пятна» в раскрасках обводок, сделайте все невыполненные задания.  

        Повторите слова по звукопроизношению, следите за правильной артикуляцией звуков, плавностью речевого выдоха.

        Просто побеседуйте, поговорите со своим  ребенком. Следите за тем, что при ответах ребенок использовал фразы – распространенные предложения, а не отдельные слова.



Предварительный просмотр:

Задания по лексической теме «Профессии».

1. Кем работают твои родители? Что они делают? Каким  одним словом можно назвать шофера, машиниста, учителя? (профессии)

2. Какие профессии ты знаешь?

3. Люди каких профессий работают на стройке, в больнице?

4. Из стихотворений В.Маяковского «Кем быть?» и  

С.Маршака «А что у вас?» выбрать названия профессий.

5. Составить рассказ (из личного опыта ребенка)

 «Кем я буду, когда вырасту большим».

Словарный запас.

СЛОВА:  продавец, воспитатель, учитель врач, доктор швея, портниха, уборщица, парикмахер, водопроводчик, часовщик, милиционер, шофер, артист, тракторист, строитель, крановщик, стекольщик, столяр, токарь, плотник, каменщик, электрик, писатель, художник, иллюстратор, оформитель, автор, сказочник, волшебник, фея и т.д.

ПРИЗНАКИ: квалифицированный, опытный, умелый, профессиональный, аккуратный деловой, знающий,  трудолюбивый, специализированный, ученый, умный, добрый, смелый, положительный, отрицательный, дисциплинированный, руководящий, строгий, вежливый, и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: работать, продавать, воспитывать, руководить, учить, шить, убирать, стричь, чинить, регулировать, водить, контролировать, добывать, писать, сочинять, рассказывать, составлять, выбирать, играть строить,  и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь профессии? (перечислить и обобщить).
  2. Кем работают твои родители или  родственники?
  3. Люди, каких профессий работают в детском саду? (глаголы)
  4. Образуй пары слов: «Один - много»: врач – врачи, повар – повара и т.д.
  5. Расскажи, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Задания по лексической теме

«Инструменты».

1. Перечисли, что  людям (профессия)   нужно для работы? Каким  одним словом можно назвать отвертку, топор, сверло? (инструменты) 

Какие инструменты есть у тебя дома? Для чего они нужны? Можно ли назвать их помощниками?

2. Выучить загадку про инструменты. Нарисовать или приклеить отгадку.

3.  Словообразование: Единственное – множественное число

«Один – много»:  молоток - (молотки), гвоздь - (гвозди) и т.д.

4. Что нужно маме, чтобы сшить тебе новый наряд, связать новый свитер?

Что нужно папе для ремонта машины?

5. Составить рассказ (из личного опыта ребенка) о помощниках на даче, в доме, хозяйству.

Словарный запас.

СЛОВА: молоток, гвозди, пила, топор, рубанок, напильник, клещи, отвертка, кусачки, долото, гаечный ключ, сверло; грабли, вилы, лопата, тяпка, коса, лом, колун, веревка, тачка, носилки; ножницы, иголка, игольница, булавка, спицы, крючок, сантиметр, вышивка, кружево, тесьма, лента, нитки, катушки, мулине, пуговица, кнопки,  крючки, «липучки», «молния», лекало, выкройка,  ткань, пряжа, клубок; метла, веник, совок, ключ, замок; духи, зеркало, расческа, щетка, румяна, тени, помада, грим, крем, шпильки, заколки, банты; сети, удочка, крючки, котелок; краски, кисти, палитра, мольберт, бумага, холст, картон, картина,  рама; шприц, градусник, микстура, таблетки, витамины, грелка, стетоскоп, лекарства и т.д.

ПРИЗНАКИ: тяжелый, острый, железный, стальной, деревянный стеклянный тонкий, длинный, короткий, нужный, необходимый, полезный, прочный, и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: копать, пилить, точить, прибивать, сгребать, резать, колоть, пришивать выкраивать, рисовать, подметать, шить, вышивать, ловить, закрывать и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь инструменты? (перечислить и обобщить)
  2. Людям, каких профессий они нужны для работы?
  3. Какими инструментами пользуется дома мама, папа, бабушка, дедушка?
  4. Образуй пары слов «Один - много»: молоток – молотки и т.д.
  5. Расскажи, какие инструменты помогают тебе в твоих делах

Задания по лексической теме

«Музыкальные инструменты».

1. Какие инструменты нужны музыкантам? Как можно назвать скрипку, баян, аккордеон, рояль? (музыкальные инструменты) 

В каком магазине их можно купить?

2. Выучить загадку про музыкальные инструменты. Приклеить отгадку.

3. Словообразование:    Существительные от существительных

«Музыканты»: скрипка - (скрипач), труба - (трубач) и т. д.

4. Ответить на вопросы:         барабан какой?    

                                         скрипка какая?                                                

                                                   пианино какое?  

                                        колокольчики какие?   (3 – 4 прил.)                                                

5. Составить рассказ (из личного опыта ребенка) о посещении музыкального концерта или спектакля.

Словарный запас.

СЛОВА: музыка, музыкант, рояль, пианино, пианист, -ка, виолончель, виолончелист, -ка, труба, трубач, арфа, арфистка, барабан, барабанщик, скрипка, скрипач, гусли, дудочка, аккордеон, аккордеонист, -ка, флейта, флейтист, домбра, пианино, гусли гитара, гитарист, баян, баянист, -ка, гармонь, гармонист, балалайка, колокольчики, шарманка, орган, клавесин, металлофон; песня, куплет, припев, концерт, хор; мажор, минор, гамма, ноты, аккорд, клавиши, струны, смычок; голос, вокал, дуэт, трио, оркестр, ансамбль, консерватория, филармония, капелла, дирижер, композитор исполнитель.

ПРИЗНАКИ: музыкальный, тихий, громкий, плавный, отрывистый, мелодичный, духовой, струнный, клавишный, народный, фольклорный, симфонический, инструментальный, скрипичный, электрический и т.д.

ДЕЙСТВИЯ: играть,  музицировать, дирижировать, слушать, чувствовать, наслаждаться, петь, исполнять, солировать, посещать, сочинять и т.д.

Проверочные вопросы.

  1. Какие ты знаешь музыкальные инструменты? (перечислить и обобщить)
  2. Какой бывает музыкальная мелодия? (прилагательные)
  3. Для чего они нужны ноты? Назови их (до, ре, ми, фа, соль ля, си).
  4. Образуй пары слов «Музыканты»: скрипка – скрипач и т.д.
  5. Расскажи, какую музыку ты любишь слушать, какие песни любишь петь?


Предварительный просмотр:

АПРЕЛЬ

Заключительное задание III периода по грамматике.

Каждый Охотник Желает Знать, Где Синит Фазан

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой

Синий Фиолетовый

Цель: формирование грамматических форм русского языка;

согласовать прилагательных и существительных

по родам и числам.

Выполнение: приклеить, нарисовать или раскрасить картинки соответствующего цвета радуги, составить словосочетания (взрослым записать их).

Четко поговорить окончания прилагательных

                        Какой? КраснЫЙ …

                        Какая? КраснАЯ …

                        Какое? КраснОЕ …

                        Какие? КраснЫЕ …



Предварительный просмотр:

Детям старшего возраста,

выполняя задание по грамматике,

выучить наизусть стихи

КРАСНАЯ СТРАНИЦА  

Красная редиска выросла на грядке.

Рядом помидоры – красные ребятки,

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные рябины под окном горят.

ОРАНЖЕВАЯ СТРАНИЦА

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится,

На лисий хвост похожа –

Оранжевая тоже.

ЖЕЛТАЯ СТРАНИЦА

Желтое солнце на землю глядит.

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев.

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

У нас растет зеленый лук.

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый лук

И домики зеленые.

ГОЛУБАЯ СТРАНИЦА

Глаза голубые у куклы моей.

А небо над нами еще голубей,

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим  на небо, а небо - на нас.

        СИНСИНЯЯ СТРАНИЦА

В синем море островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок,

Синий – синий василек.

ФИОЛЕТОВАЯ СТРАНИЦА

Фиолетовой фиалке надоело жит в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья  принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.



Предварительный просмотр:

Л – Р:

Аврал, Адмирал, Архангел, Бакалавр, Генерал, Горло, Грабитель, Дырокол, Журнал,

Зеркало, Капрал, Караул, Карнавал Кислород, Клавиатура, Крыло, Лабрадор, Лавр, Лазер, Лорнет, Марал, Мармелад, Маршал, Персонал, Портал, Правило, Провал, Проволока, Прогул( ка), Прокол, Раскладушка, Раскол, Рассол, Рулон, Рыболов, Сверло, Сервелат, Спортзал, Тротил, Штурвал, Эскалатор.

Л – РЬ:  

Глазурь, Глухарь, Грелка, Лагерь, Ларек, Лариса, Обстрел, Орел, Перевал, Прикол, Прилипала, Реглан, Сериал, Словарь, Стрела, Стрелок, Тарелка.

ЛЬ – Р:

Арлекин, Бандероль, Верблюд, Вермишель, Вертолет, Водоросли,  Журавль, Кавалер, Карамель, Картофель, Карлик, Калибр, Карусели, Колер, Калибр, Контроль (ер), Король, Королева, Кролик, Кроль, Лекарство, Леопард, Легионер, Либерал, Ливер, Лидер, Литература, Литр, Люстра, Магистраль, Мольберт, Мораль, Окуляр, Пароль, Подражатель, Поросль,  Портфель, Проблема, Пролив, Пропеллер, Проталина, Рашпиль, Строитель, Трамплин, Тролль, Развалина(люха), Ролик, Рояль, Рулет (ка), Руль, Строитель, Телеграмма, Трамплин, Траулер, Февраль, Хрусталь, Циркуль, Шрапнель.

ЛЬ – РЬ:

Акварель, Апрель,  Валерий, Вредитель, Гребля, Гриль, Грифель, Дрель, Зритель,

Изобретатель, Истребитель, Календарь, Кастрюля, Нагреватель, Рельсы, Свиристель,  Слесарь, Смотритель, Трель, Форель.



Предварительный просмотр:

Определение места

твердого – мягкого согласного

звука в слове

Л                                                      ЛЬ

Лапа  салат   бал                                 Леска   клей   мель

Ласка халат   зал                           Лейка   колено   карамель

Ласточка палатка  обвал                   Лента   полено   уголь

Луна  палуба   стул                          Лиса  олифа  боль

Лукошко  получка  отгул                 Лиана  улица  соль

Локоть    талон    посол                    Лидер   долина моль

Ложка  человек   стол                          Лямка   поляна  даль

Лодка     олово  гол                           Лягушка  воля  медаль

Лыжи  улыбка  тыл                          Любовь блюдце миндаль

Лыжник полынь  пыл                         Люстра малютка журавль

Р                                                      РЬ

Рак   опера   повар                          Рис  гири  угорь

Рана   нора   комар                           Рисунок   ария   лазурь

Радуга   игра   базар                           Рифма    турист  якорь

Рука  старуха   бур                           Рейс   терем    пекарь

Руль   кенгуру  шнур                           Ремонт   бревно   ширь

Рот   корова  помидор                   Река   сирень   пузырь

Роза  огород   двор                           Рюшка   брюки   токарь

Рокот   перо  топор                           Рюкзак   корюшка   пекарь

Рысь   ветры   сыр                           Ряска   коряга    зверь

Рыба   метры   жир                           Рябина    моряки   корь

Определение места

твердого – мягкого согласного

звука в слове

Ц                                                           Ч

Царь   улица   танец                           Чай   пачка   врач

Цапля   умница   конец                  Часы   прачка грач

Царапина граница   певец                 Чашка   почка   трубач

Цена   концерт  ранец                   Чайник    кочка    богач

Цепь   солнце   молодец                  Чин   дочка   клич

Цыпленок   лицо  боец                  Чирок   бочка   дичь

Цыган  кольцо  огурец                   Чернила   точка   меч

Цирк крыльцо холодец                  Чемодан   ночка   речь

Цифра   оконце  отец                           Чудо   кучка    луч

Цукат   блюдце   продавец                  Чулан    ручка обруч

                                Щ

                                  Щавель   пища   вещь

                                Щука   ящик   клещ

                                Щегол   котище   плющ

                                Щетка   роща   плащ

                                Щенок   хвостище   лещ

                                Щепка   глазище   хвощ

                                Щелка   усище   товарищ

                                Щека   пещера   прыщ

                                Щель   гуща   мощь

                                Щи   чаща  борщ