Главные вкладки

    12. Безопасность и здоровье детей

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    Сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности входят в число важнейших государственных задач.  Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. 

    Мероприятия в 3Б классе в рамках  проведения месячника "Организация правильного питания в общеобразовательных организациях"

    Родительское собрание "Правильное питание - залог здоровья школьника"

      

    Конкурс фотографий "Вместе на кухне веселее!"

        

    Игра-викторина "Знатоки правильного питания"

     

    Творческо-развлекательное занятие "Разговор  о правильном питании":

       

    Художественная мастерская "Здоровое питание":

      

    Безопасность детей в зимнее время и на каникулах     https://nsportal.ru/user/843726/page/roditelyam-na-zametku                                    

     

    Как вести себя с незнакомыми людьми. Правило пяти "нельзя"!

    В связи с участившимися случаями нападения на несовершеннолетних в Ростовской области, актуальным был классный час "Правило  пяти "нельзя!""

    Беседа и диктант "Правило пяти "нельзя"" с обсуждением каждого правила.

        

    Творческая работа "Запомни, как свои 5 пальцев!"

      

     

    Поведение на железной дороге и вблизи железнодорожных переездов. О чём нужно знать школьнику.

     Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. Обращаемся именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!  

    Именно этот призыв стал темой классного часа в 3Б, а потом и занятия по ПДД под руководством

    Нины Сергеевны Бабкиной.


     

            

    Единый урок : "Безопасный интернет"

    Творческие работы на тему "Интернет в нашей жизни"

        

    Знакомство с правилами безопасного использования сети ИНТЕРНЕТ

        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации «Девять аксиом здоровья»

    Человек  - храм здоровья, любви, красоты.

    Если хочешь прожить счастливо,  сотвори его в своем теле и душе.

    Это просто, если помнить 9 аксиом здоровья:

    1. Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера Надежда и Любовь тебе помогут в этом.
    2. Люби отца и мать и детей своих. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.
    3. Во всём знай меру: в труде, в отдыхе, в питании, в любви. Здоровье это мудрость веры во всем.
    4. Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака, наркотиков – они губят тело и душу. Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти и жадности.
    5. Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но многое даёт. Улыбка – от вдохновения для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.
    6. Научись сдерживать свои эмоции, страсть, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей.
    7. Здоровье равно:

    Я могу (физическое)    

         Я хочу (психическое)

         Я должен (социальная ответственность)

    Говори себе постоянно я могу, я хочу, я должен жить

     по - человечески.

    1. Запомни! Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
    2. Помни! Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто! Здоровье – не только физическая сила, но и душевное милосердие.



    Предварительный просмотр:

    Единый урок на тему:

     Безопасность в сети Интернет.

    Цель: 

    • ознакомить с основными правилами пользования интернета.
    • Расширить представление детей об интернете.
    • Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.
    • Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.
    • Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.
    • Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.

    Оборудование: 

    • презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете».
    • Памятки для учащихся  «Основные правила преимущества использования Интернет».
    • Советы для детей о пользовании Интернет.

    Ход урока

    1. Организационный момент – готовность учащихся к работе.
    2. Сообщение  темы урока

    Сегодня во всех школах проходит урок медиа-безопасности.

    - Что значит слово «безопасность»? (ответы детей).

    Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

    3. Работа по теме урока

    - Что вы понимаете под угрозой?

    Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

    (После обсуждения на доске появляется определение).

    - Откуда может исходить угроза? (ответы детей)

    (от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через ИНТЕРНЕТ).

    В последние десять лет Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил наше общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

    Наш урок направлен на то, чтобы помочь вам сориентироваться в ИНТЕРНЕТЕ, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

    3.1. Работа в группах.

    Каждая группа получает карточку-задание, на выполнение задания дается 5-6 минут. Ответы дети формулируют на листах. Затем идет обсуждение.

    1. Что такое Интернет для вас? (дети высказываются). После обсуждения на доске появляются таблички («Средство для поиска информации», «Место, где можно играть», «Большой магазин», «Источник учебной информации», «Средство для поиска друзей, место общения»).

    2. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Итернет?

    (1. Угроза заражения вредоносным ПО. 2. Доступ к нежелательной информации. 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. 4. Неконтролируемые покупки).

    3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

    (Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете. Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Итернет. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;)

    Основные правила на доске: 1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. 2. Нельзя сообщать свои личные данные. 3. Установите антивирус. 4. НЕ запускайте неизвестные файлы. 5. НЕ открывайте письма от незнакомцев.

    3.2. Назовите правила общения в сети ИНТЕРНЕТ.        

    1) Первое, главное и основное правило – поступайте в Интернете так, как хотите, чтобы поступали с вами.

    2) Соблюдайте культуру общения в чатах, на форумах и при личной переписке. Нельзя грубить, хамить

    3) Не публикуйте сведения о других людях без их согласия.

    4) При заимствовании чужих материалов (изображений, текстов и другого) давайте ссылку на автора.

    5) Не выдавайте себя за других людей.

    6) Не отправляйте сообщение, если не готовы повторить его в лицо этому человеку в реальной жизни.

    7) Оформляйте свои сообщения и послания грамотно.

    8) Не рассылайте пользователям ненужную им информацию.

    9) Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека. Если бы он хотел их кому-то показать, непременно выложил бы в Сеть сам.

    4. Подведение итогов.

    - Что вы узнали для себя нового о безопасной работе в сети Интернет?

    - Если информация, полученная сегодня на уроке, для вас полезная, нужная – поднимите жёлтый смайлик, если вы знаете всё, о чем сегодня говорили и применяете эти правила – зеленый смайлик.

    Основные правила для школьников

    начальных классов

    Вы должны это знать:

    • Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
    • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
    • Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
    • Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
    • Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
    • Общаясь в Интернете» будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
    • Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

    Источник:  https://multiurok.ru/files/iedinyi-urok-biezopasnost-v-sieti-intierniet-dlia-.html



    Предварительный просмотр:

    Памятка для учащихся

    «Правила поведения детей  на железной дороге»

    news_07072015_5557.jpg

     

    Запомните:

    Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

    Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

    Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

    Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

    Не играйте на платформах и путях!

    Не высовывайтесь из окон на ходу.

    Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

    Не ходите на путях.

    На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

    Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу! Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
    Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.


          Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

    Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

     Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?
    - Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

    Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

    - Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?
    - Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни.

    - Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее.

            Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. 

    Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы.

              И что ждать в этом случае?
    - Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?
    - Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
    - Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?
    - Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.


    Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?


    - Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.

        Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.

         Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

        
     Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – 

    ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! 

    a.jpg      a1.png       rzd-5.jpg

         Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда!

         Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

        Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

    Берегите себя!


    http://kzd39.ru/publ/1-1-0-14



    Предварительный просмотр:

    Памятка для детей о том, как себя вести с незнакомыми людьми. Правило пяти "нельзя".

    Памятка для детей --------------------------------------------------------


    Правило пяти «нельзя»:


    • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.

    • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.

    • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.

    • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.

    • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
    А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

    Всё равно скажи - НЕТ!
    Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.
    В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
    • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

    • Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.

    • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.

    • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
    На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.
    Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
    Ответ один - «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.


    ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?
    • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.

    • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

    • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.

    • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

    • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».

    • Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.

    • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.


    ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

    В ПОДЪЕЗДЕ!

    • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.

    • Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.

    • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.

    • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.

    • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

    • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.


    В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
    Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
    Правила поведения в автомобиле
    • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.

    • Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.

    • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.

    • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.

    • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.

    • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
    НА УЛИЦЕ!
    Если к тебе пристаёт незнакомец:
    • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.

    • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

    • Не жди, когда он тебя схватит.

    • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.

    • Убегай в сторону, где много людей.

    • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).

    • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.

    • Как только он ослабит хватку - убегай.

    • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает) - не позволяйте зажать себя в кольцо.

    • Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.

    • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.

    • Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не прыгнуть под колеса.
    Правила поведения на улице
    • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

    • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.

    • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

    • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.

    • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.

    • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.

    • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.

    • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.

    • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.

    • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.

    • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

    • В школу или из школы желательно ходить группой.
    Правила поведения в своём доме:
    • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

    • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.

    • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

    • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.

    • Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.

    • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

    • Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.

    • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.



    Предварительный просмотр:

    Творческо-развлекательное занятие:

     «Беседа о правильном питании»

    Цели:

    1. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить детей выбирать самые полезные продукты; познакомить с правилами питания.
    2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание, память.
    3. Воспитывать уважительное отношение к труду людей, продуктам питания.

    Подготовительная работа:

    1. Конкурс рисунков “Витаминная кладовая”. (В конце занятия проводится итог конкурса).
    2. Инсценировка стихотворения С.Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, грамоты, значки (витаминов), рисунки учащихся.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Звенит звонок!
    Начинается урок!
    Русский язык? Нет!
    И не математика!
    Новый предмет:
    Новое поколение 
    Выбирает здоровье!

    II. Введение в тему.

    - Перед тем, как начать наше сегодняшнее занятие, предлагаю послушать стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”. А вы постарайтесь догадаться, чему будет посвящено наше занятие.

    - Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

    III. Основная часть.

    - Да, ребята, сегодня мы поговорим о питании. Тема нашего классного часа называется “Разговор о правильном питании” (Слайд №1).

    - Ребята, отгадайте одну загадку: Что на свете всего дороже? (Здоровье).

    - Правильно, здоровье. Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы. А чтобы быть здоровым нужно уметь правильно питаться. Правильное питание – это одна половина секрета долгой и здоровой жизни.

    - Замечательный философ Сократ говорил (Слайд №2): “Человек похож на ту пищу, которую он ест”. Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества.

    Какие эти вещества, мы узнаем позже. Сначала мне скажите, что вы едите, отгадав мои загадки.

    1. Разгадывание загадок.

    (Слайд №3 – после того, как дети называют отгадки, появляются картинки).

    1. Вильнет хвостом туда – сюда –

    И нет ее, и нет следа. (рыба)

    1. Может и разбиться,

    Может и свариться,
    Если хочешь в птицу
    Может превратиться. 
    (яйцо)

    1. Я не сливки, не сырок,

    Белый, вкусный... (творожок)

    1. Круглое, румяное,

    Я расту на ветке:
    Любят меня взрослые
    И маленькие детки. 
    (яблоко)

    1. Я вырос на грядке,

    Характер мой гадкий:
    Куда не приду,
    Всех до слез доведу. 
    (лук)

    1. Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. 
    (малина)

    1. Красный нос в землю врос,

    А зеленый хвост снаружи.
    Нам зеленый хвост не нужен,
    Нужен только красный нос. 
    (морковь)

    1. Лето целое старалась –

    Одевалась, одевалась...
    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала.
    Сотню одежонок сложили мы в бочонок. 
    (капуста)

    2. Беседа о витаминах.

    - Почему люди должны обязательно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много витаминов).

    - Правильно. Человеческий организм – это как большая техника и для его жизнедеятельности необходимы биологически активные вещества. Это витамины. (Слайд №4). (Появляются витамины с буквами А,В,С,Д,Е). Витамины обозначаются буквами латинского алфавита.

    Они поступают в наш организм вместе с растительной и живой пищей. Они содержатся в овощах, фруктах, мясных и молочных продуктах, ягодах и т.д. Каждый витамин в организме выполняет свою определенную функцию. Какие функции? Они расскажут сами.

    Все:

    Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся
    Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.

    Витамин А очень важен для зрения и влияет на рост организма. При его недостатке в пище дети плохо растут.

    Помни истину простую –
    Лучше видит только тот,
    Кто жует морковь сырую
    Или сок морковный пьет. (Слайд 5)

    Витамин В способствует хорошей работе сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии, участвует в процессах кроветворения.

    Очень важно спозаранку
    Есть за завтраком овсянку.
    Черный хлеб полезен нам
    И не только по утрам. (Слайд 6)

    Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям, поэтому если не хотите заболеть гриппом, побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи.

    От простуды и ангины
    Помогают апельсины,
    Ну а лучше съесть лимон,
    Хоть и очень кислый он. (Слайд 7)

    Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела, укрепляет костную систему. Этот витамин в организме образуется и под действием солнца, поэтому, чтобы быть здоровым, летом всем нужно загорать.

    Рыбий жир всего полезней,
    Хоть противный – надо пить.
    Он спасает от болезней.
    Без болезней лучше жить! (Слайд 8)

    Витамин Е – принимает участие в процессах роста и развития организма. А еще его называют витамином красоты. Если вы будете больше есть такие продукты, где много витаминов Е, то станете красивыми.

    Витамин Е, мы советуем тебе,
    Чтоб и рос ты, и жил,
    Ни о чем не тужил. (Слайд 9)

    (Дети исполняют песню о витаминах на мотив песни “Если с другом вышел в путь”). Мы полезны для людей

    И нужны как воздух.
    А живем мы в пище всей,
    Поскорей запомни!

    Припев:

    Нас большая семья,
    Для людей мы друзья.
    И вам без нас прожить нельзя!
    Витамин, витамин!
    Нам здоровье открыл,
    Скорее подружитесь с ним!

    Неспроста нас нарекли
    “Алфавит здоровья”
    Мы поможем вам расти
    И учиться в школе.

    - Ребята, назовите продукты, в которых есть витамины А,В,С,Д,Е.

    (Дети, глядя на слайды называют по очереди продукты).

    Физкультминутка – гимнастика для глаз. (Слайд №10)

    3. Беседа “Из чего состоит наша пища”.

    Для нормальной деятельности организму требуются и другие питательные вещества. Для роста организму в первую очередь требуются белки. (Слайд №11) Белки – строительный материал организма. Они составляют почти пятую часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Содержатся белки и в растениях. Особенно много их в фасоли, бобах, сое, гречневой крупе, орехах.

    В большинстве продуктов кроме белков есть жиры. (Слайд №12) Жиры – основной источник энергии, то есть она дают силу нашему организму. Жиров, конечно, много в масле. Сливочное и растительное масла почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе, и в рыбе. Без него человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом. Кроме того, жиры помогут организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно.

    Все дети очень любят сладости. В них тоже есть и белки, и жиры, но больше всего в них углеводов. (Слайд №13) Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Углеводы придают любимым лакомствам сладкий вкус. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе.

    4. Правильное питание – что это?

    Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие вещества необходимы организму, посмотрели, какие продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать определенные правила. (Слайд №14)

    1. Перед едой мой руки с мылом.

    2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

    3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.

    4. Во время еды не разговаривай и не читай.

    5. Ешь в меру, не переедай.

    6. Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи. Не ешь много сладостей.

    7. Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое.

    5. Беседа о бесполезных продуктах питания.

    Наряду с полезными продуктами, есть много еды бесполезной и даже вредной для нашего организма. (Слайд №15) Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в магазине. Вот, например, всеми вами любимые газировка, кириешки, чипсы, сухарики. Все эти продукты содержат различные химические соединения, которые разрушают наш организм.

    В газированной воде много газов. Если встряхнуть бутылку, то пузырьки цепляются за стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются также и делают ему больно. Возникает отрыжка. Если это будет происходить часто, то желудок будет болеть. А еще добавляют туда разные подсластители. Часто у детей бывает аллергия на многие из этих добавок. А еще можно набрать лишний вес, если пить ее постоянно.

    Один из компонентов пепси или колы – кофеин. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят.

    Вред чипсов и сухариков заключается в том, что они обжариваются в большом количестве масла. Если их много будете есть, то можете набрать лишний вес. А еще туда добавляют разные специи. Они сильно раздражают желудок.

    Много специй в супах быстрого приготовления. Поэтому, если хотите быть здоровым, не ешьте ролтон.

    К вредным продуктам можно отнести любимые многими гамбургеры и хот – доги. Эта пища содержит много жиров, которые плохо усваиваются организмом, кроме того, эти продукты чаше всего употребляется в сухомятку, что очень вредно для здоровья.

    Вредными для человеческого организма являются и жевательные резинки. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не на целый день и не на голодный желудок. Чем больше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней соберется. Кроме того, она мешает думать и учиться: из – за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать.

    Все дети, да и многие взрослые любят сладости. Мы говорили, что это источник углеводов. Но в большом количестве есть сладкое очень вредно. Например, если будете есть много конфет, то у вас будут портиться зубы. Поэтому, если хотите сохранить здоровье, ешьте поменьше сладкого, чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки.

    Лучше ешьте фрукты, овощи, пейте соки и молоко. Даже если вы терпеть не можете молоко, то уж, наверняка не откажетесь от сладкого творожка или мороженого. Все это вкусно и полезно для вашего здоровья.

    IV. Обобщение и закрепление.

    1. Фольклорная страничка - “Восстановите пословицы (Слайд №16)

    Худ обед,

    и обед и ужин.

    Каковы еда да питье,

    то глух и нем.

    Всякому нужен

    коли хлеба нет.

    Когда я ем,

    таково и житье.

    2. Разгадайте кроссворды

    “Вкусный кроссворд”. (Слайд №17)

    1. Свежее, душистое в саду на ветке растет. (Яблоко)

    2. Желтый фрукт, растет на пальме, любимое лакомство обезьян. (Банан)

    3. Ароматный южный фрукт со съедобной косточкой, из него получают очень вкусные сухофрукты. (Абрикос)

    4. Красненькая, сладкая, растет на маленьких кустиках в садах. (Клубника)

    5. Она растет на кустах, бывает черная и красная. (Смородина)

    “Витаминный кроссворд”. (Слайд №18)

    1. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)

    2. Грозди спелые висят, срочно просят их сорвать. (Виноград)

    3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
    Кто любит щи – меня в них ищи.
     (Капуста)

    4. Знают все ее вокруг, в винегрет ее кладут. (Свекла)

    5. Сидит дед, в сто шуб одет,
    Кто ее раздевает, тот слезы проливает. 
    (Лук)

    V. Итог конкурса рисунков “Витаминная кладовая”.

    Победители конкурса рисунков “Витаминная кладовая” награждаются памятными призами.

    VI. Итоги занятия.

    - Понравилось ли сегодняшнее занятие?

    - Что понравилось?

    - Что нового узнали на занятии?

    - О каких продуктах говорили?

    - Какие продукты полезно есть?

    - Спасибо за работу! До новых встреч! Будьте здоровы! (Слайд №19).

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642653/



    Предварительный просмотр:

    ИГРА - ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

    Задачи:

    1. Расширять и систематизировать знания учащихся о правильном питании, о полезных продуктах.
    2. Развивать кругозор и словарный запас. Развивать навыки работы в коллективе, развивать чувство сотрудничества.
    3. Воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни и к правильному питанию. 

    Планируемые результаты: учащиеся научатся систематизировать знания о правильном питании, о полезных продуктах; расширят кругозор и словарный запас; смогут развить навыки работы в коллективе, чувство сотрудничества.

    Ход мероприятия:

    Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

    Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. 
    Пусть эти слова знаменитого Сократа станут девизом нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы проведём игру – викторину «Знатоки правильного питания». Мы устроим соревнование и узнаем, какая из команд является лучшим знатоком правильного питания. Предлагаю вам, дорогие ребята, проявить свои умения и знания в игре - викторине. Вместе мы попробуем разобраться, что означает «правильное питание», какие продукты полезные, а какие представляют опасность для нашего здоровья. В викторине будут участвовать три  команды, будет работать жюри. Члены жюри будут внимательно следить за ответами и оценивать каждое задание, в конце наше уважаемое жюри подведёт итоги викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать апельсин – символ победы. У какой команды будет больше апельсинов, та и победит. Победителям будет присвоено звание «Знатоки правильного питания». Желаю всем удачи!

    (Представление команд, жюри)

     1 команда «Лимон»

    2 команда «Помидор»

    3 команда «Баклажан»

    1 конкурс «Молочные реки, кисельные берега»

    «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» Ещё восточные медики сотни лет назад приписывали молоку волшебные свойства. Они считали, что молоко способствует развитию интеллекта, делает человека более разумным, помогает ему понять окружающий мир и отличить добро от зла, а это именно то, что так нужно вам, ребята! Поэтому, чтобы ребенок рос здоровым, он должен обязательно выпивать минимум один стакан молока ежедневно! Этот поистине уникальный продукт содержит все основные витамины и микроэлементы, необходимые для развития ребенка. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете свойства этого продукта.

     1.Что получается при скисании молока?

    • Простокваша
    • Йогурт
    • Масло
    1. Первая еда родившегося ребенка?
    • Каша
    • Молоко
    • Кефир

    3.Для чего детям необходимо молоко?

    • Для счастья
    • Для настроения
    • Для роста
    1. Из чего получают сливочное масло?
    • Из сливок
    • Из творога
    • Из сметаны
    1. Какой холодный десерт, любимый детьми, делают из молока? 
    • Творог
    • Мороженое
    • Пудинг
    1. Как называется кисломолочный напиток из кобыльего молока? 
    • Кумыс
    • Ряженка
    • Кефир

     

    2 конкурс «Овощи с грядки»

    Овощи – это очень полезные продукты, которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского организма.

    1. Какой овощ очень полезен для зрения?
    • Морковь
    • Капуста
    • Помидор
    1. Какой овощ называют вторым хлебом?
    • Баклажан
    • Картофель
    • Огурец
    1. В каком овоще больше всего витамина С?
    • В капусте
    • В свёкле
    • В сладком красном перце
    1. Какое название ещё имеет помидор?
    • Томат
    • Синьор
    • Плод
    1. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке
    • Бобы
    • Горох
    • Фасоль
    1. Один из самых крупных овощей
    • Тыква
    • Баклажан
    • Кабачок

     

    Физкультминутка «Овощи»

    Раз, два, три, четыре,     Ходьба на месте

    Дети овощи учили:         Прыжки на месте

    Лук, редиска, кабачок,    Наклоны вправо-влево

    Хрен, морковка, чесночок   Хлопки в ладоши

     3 конкурс «Витаминная семейка»

    Витамины «оживляют» белки, жиры и углеводы, обеспечивают их функции. Они помогают организму расти и развиваться. Без них белки, жиры и углеводы балласт. Ребята, а какие витамины вы знаете? (дети высказываются)

    1. Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?
    • Витамин Д
    • Витамин С
    • Витамин А
    1. В каких продуктах содержится витамин С?
    • Шиповник, лимон, капуста
    • Огурец, горох, картофель
    • Яблоко, груша, ананас
    1. Какой витамин называется «витамином роста»? 
    • Витамин С
    • Витамин Е
    • Витамин А
    1. При нехватке какого витамина шелушится кожа?
    • Витамин Д
    • Витамин В
    • Витамин А
    1. Основной источник витаминов – это…
    • Овощи и фрукты
    • Сладости
    • Мясные продукты
    1. В каких продуктах содержится витамин Е?
    • Рыба, овощи
    • Яйца, орехи, молочные продукты, растительные масла
    • Фрукты, шоколад

     

    4 конкурс «Экзотические фрукты»

    Наверняка, никто не будет спорить с тем, что фрукты являются очень полезными для нашего здоровья. Ведь это одни из главных источников витаминов и минералов. А для вас, ребята, такие продукты еще более важны. 

    1. Как называется сушеный абрикос без косточки?
    • Изюм
    • Чернослив
    • Курага
    1. Назовите фрукт, получивший название «королевский плод»
    • Яблоко
    • Груша
    • Ананас
    1. Назовите самый нежный фрукт
    • Персик
    • Абрикос
    • Апельсин
    1. Сладковатый фрукт с небольшой косточкой внутри, похож на вишню
    • Манго
    • Слива
    • Черешня
    1. Какому фрукту в городе Одессе установлен памятник?
    • Апельсин
    • Мандарин
    • Лимон
    1. В каком фрукте содержится треть суточной нормы витамина С?
    • В яблоке
    • В лимоне
    • В груше

    Игра «Полезно - неполезно»

    Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите «Нет! »

    Есть вредные и полезные продукты питания.

    Кто даст правильный ответ,

    Что полезно, а что нет?

    - Яблочный сок (Да)

    - Пепси, лимонад (Нет)

    - Жареные семечки (Нет)

    - Сахар - рафинад (Нет)

    - Пирожки горячие (Да)

    - Чипсы хрустящие (Нет)

    - Молоко и каша (Да)

    - Фрукты, простокваша (Да)

     5 конкурс «Напитки»

    О необходимости употребления жидкости человеком известно давно. Врачи утверждают, что запас влаги в организме должен быть не менее 2 литров. Именно столько воды нужно выпивать ежедневно. Однако напитки бывают разные. Ребята, меньше употребляйте газированных напитков, т. к. они содержат вещества, вредные для вашего организма. Предпочтение отдавайте напиткам, полезным для здоровья.

    1. Как называется освежающий напиток, смесь воды и соков из ягод или фруктов с добавлением мёда или сахара?
    • Квас
    • Морс
    • Лимонад
    1. Этот напиток обычно варят из сухофруктов
    • Компот
    • Кисель
    • Чай
    1. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения
    • Кефир
    • Морс
    • Молоко
    1. Какой сок называют «королём витаминов»?
    • Персиковый
    • Гранатовый
    • Апельсиновый
    1. Этот напиток считается вредным для детского организма
    • Газированная сладкая вода
    • Минеральная вода
    • Чай
    1. Как называется сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из свежих и сушеных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья?
    • Кофе
    • Кефир
    • Кисель

    6 конкурс «Каша – радость наша»

    Каши – это очень полезные, питательные, вкусные и необходимые продуты питания, которые дети должны употреблять каждый день на завтрак. Доказано, что все каши полезны для детей. Каждая из круп содержит уникальный комплекс необходимых веществ: растительные белки и углеводы, минеральные вещества, витамины группы В.

    1. Кашу не испортишь...
    • Маслом
    • Сметаной
    • Шоколадом
    1. Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?
    • Счастье
    • Дружба
    • Любовь
    1. Какую кашу называют кашей красоты?
    • Овсяную
    • Манную
    • Рисовую
    1. Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?
    • Рисовая
    • Кукурузная
    • Перловая
    1. Какую кашу называют «жемчужной»?
    • Перловую
    • Гречневую
    • Пшённую
    1. Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.
    • Ячневая
    • Манная
    • Овсяная

    Подведение итогов викторины, награждение победителей.

    Учитель: Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Толстого Л.Н.: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и могли управлять своей душой и телом». До новых встреч!

    Источник: https://ozgsch6.edumsko.ru/conditions/food/post/249105


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Игра-викторина «Знатоки правильного питания» Команда «Баклажан» Команда «Лимон» Команда «Помидор»

    Слайд 2

    1 конкурс «Молочные реки, кисельные берега» Простокваша Йогурт Масло Каша Молоко Кефир Для счастья Для настроения Для роста Из сливок Из творога Из сметаны Творог Мороженое Пудинг Кумыс Ряженка Кефир

    Слайд 3

    2 конкурс «Овощи с грядки» Морковь Капуста Помидор Баклажан Картофель Огурец В капусте В свёкле В сладком красном перце Томат Синьор Плод Бобы Горох Фасоль Тыква Баклажан Кабачок

    Слайд 4

    3 конкурс «Витаминная семейка» Витамин Д Витамин С Витамин А Шиповник, лимон, капуста Огурец, горох, картофель Яблоко, груша, ананас Витамин С Витамин Е Витамин А Витамин Д Витамин В Витамин А Овощи и фрукты Сладости Мясные продукты Рыба, овощи Яйца, орехи, молочные продукты, растительные масла Фрукты, шоколад

    Слайд 5

    4 конкурс «Экзотические фрукты» Изюм Чернослив Курага Яблоко Груша Ананас Персик Абрикос Апельсин Манго Слива Черешня Апельсин Мандарин Лимон В яблоке В лимоне В груше

    Слайд 6

    5 конкурс «Напитки» Квас Морс Лимонад Компот Кисель Чай Кефир Морс Молоко Персиковый Гранатовый Апельсиновый Газированная сладкая вода Минеральная вода Чай Кофе Кефир Кисель

    Слайд 7

    6 конкурс «Каша – радость наша» Маслом Сметаной Шоколадом Счастье Дружба Любовь Овсяную Манную Рисовую Рисовая Кукурузная Перловая Перловую Гречневую Пшённую Ячневая Манная Овсяная

    Слайд 8

    «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и могли управлять своей душой и телом». Л.Н. Толстой Будьте здоровы! До новых встреч!



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей учащихся по воспитанию культуры

    здорового питания школьников

    Почему детям необходимо здоровое питание? Ваш ребенок - самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» - чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища - единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период - залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.

     Рекомендации для родителей младших школьников

    1. Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте

    Правильное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам – оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

    Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания.

    В питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.

    В основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов - регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.

    Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания.

    Разнообразие. Важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой "кругозор" так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.

    Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7 - 8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка.

    Безопасность. Контроль за сроком годности, составом и условиями хранения продуктов.

    Удовольствие. Очень важно с раннего возраста научить ребенка получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.

    2. Рацион питания младшего школьника.

    Основными компонентами пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Каждое из этих пищевых веществ выполняет определенные функции в организме, а недостаток или отсутствие одного из них приводит к серьезным нарушениям здоровья. Рациональное питание предполагает включение в ежедневное меню определенного перечня продуктов и блюд, служащих источником пищевых веществ - молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов, круп и продуктов из зерна.

    В рационе питания младшего школьника должно быть около 90 грамм белка. Источником белка является растительная и животная пища.

    Жиры входят в состав всех клеток организма, участвуют во многих физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией. В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.

    Углеводы - основной источник энергии для организма. Среди наиболее важных для питания - глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются) и крахмал, гликоген (медленно перевариваются), клетчатка (неперевариваемый полисахарид).

    Витамины и минеральные вещества участвуют в регулировании практически всех физиологических и метаболических процессов в организме и обязательно должны поступать с пищей.

    Для того чтобы организм ребенка получал все необходимые питательные вещества, его рацион должен содержать следующие виды продуктов.

    Овощи и фрукты. Продукты из злаков. Мясо, птица и рыба. Молоко и молочные продукты. Растительные масла и жиры. Вода и напитки.

    Важным условием организации рационального питания младшего школьника является правильное распределение калорийности и состава пищи в течение суток. В ежедневном рационе питания должно быть 4 основных приема пищи. 

    Рекомендации для родителей: 

    Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой

        Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное.

       Именно употребление каши является полезным для растущего организма. На 1 месте по полезности – овсяная каша, на 2 – гречневая, на 3 месте – рисовая, и  на 4 и 5 месте – гороховая и манная каши.

    Кирпичи 2 и 3 - овощной и фруктовый

           Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета – это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А.

    Кирпич 4 пищевой пирамиды – мясной

             В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе  диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, необходимо употреблять в пищу морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6).

    Кирпич 5 пищевой пирамиды – молочный

               Каждый день на столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

    Кирпич 6 пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный

               И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.

                   10 способов воспитать  у детей правильное отношение к питанию

    1Не используйте еду в виде наказания. Это может оказать отрицательное влияние на личностное развитие ребенка.

    2. Всегда имейте наготове здоровую еду. Дети любят, есть то, что под рукой. Поставьте на кухне на виду вазу с фруктами. И сами перекусывайте яблоком. Никакие слова не убедят лучше, чем ваш собственный пример.

    3. Не делите еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого, «привяжите» еду к тому, что волнует вашего ребенка, например, к спорту или внешнему виду. Пусть ребенок знает, что постный белок, такой, как индейка, или кальций в молочных продуктах, улучшает спортивные показатели. Антиоксиданты в овощах и фруктах придают блеск коже и волосам.

    4. Хвалите за выбор здоровой пищи. Говорите вашим детям, что вы гордитесь их выбором здоровой пищи.

    5.  Не докучайте детям по поводу нездоровой пищи. Не обращайте на это внимание или направьте их выбор в другое русло.

    6. Никогда не используйте еду в качестве поощрения. Это может вызвать проблемы с весом в более позднем возрасте.

    7. Вечером собирайтесь на семейный ужин. Сделайте это традицией - дети, которые ужинают за семейным столом, лучше питаются и имеют меньший риск серьезных проблем в подростковом возрасте.

    8. Накладывайте еду в кухне. Тогда вы сможете накладывать нормальные порции, а ваши дети научатся понимать, что такое правильный размер порции

    Типичные стереотипы, которым следуют родители. Толстый ребенок- здоровый ребенок, худой- больной.

    9.  Советуйтесь с детьми. Попросите их оценить приготовленную Вами еду.

    10. Консультируйтесь с детским врачом. Прежде чем «посадить ребенка на диету», помочь ему набрать вес или внести какие-то радикальные изменения в его питание, проконсультируйтесь с врачом. 

    Типичные стереотипы, которым следуют родители

    Традиционно считается, что толстый ребенок – здоровый ребенок. Это опасное заблуждение, способное нанести вред здоровью вашего чада. Диагностировать нарушения в физическом развитии может только врач. Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. Патологическая худоба – следствие заболевания, при котором у ребенка наблюдается нарушение термобаланса ("мерзлявость"), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Если заболевание не выявлено, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности, которая не является проблемой. 

    Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.

    Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще есть фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать «кефирчик» пораньше и побольше «для пользы» - микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать фруктами - витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.

    Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест. Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку: «ребенок – ест», «мне так спокойнее!». Родители большей частью руководствуются стереотипами,  мамам нравится насильно закармливать ребенка, думая, что так они вкладывают все силы в борьбу за здоровье.

    Самые вредные продукты питания

    • кока-кола, так в одном литре Кока-колы содержится 25 ложек сахара. При употреблении Кока-колы имеется риск возникновения таких заболеваний как сахарный диабет и ожирении.
    • сладкая газировка, она содержит бензоат натрия (Е211). Большие количества бензоата натрия повреждают ДНК, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона, и ряду болезней.
    • картофельные чипсы. Их делают вовсе не из картофеля, а из восстановленного концентрата порошковой сублимированной картошки. В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка.
    • сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет и запах. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген, который вызывает рак кишечника. 
    • сладкие жевательные конфеты, «чупа-чупсы», «мэйбоны», пастила в красивой упаковке содержат сахар в большом количестве, а также химические добавки (ароматизаторы, красители, заменители).
    • шоколадные батончики содержат огромное количество калорий. Зачастую при приготовлении таких сладостей используются ГМО, ароматизаторы, красители и другая химия.
    • майонез содержит жиры и углеводы в большом количестве. А, что самое неприятное, в майонез, приготовленный фабрично, добавлены вредные химические вещества.
    • продукты быстрого приготовления. Супы, лапша, фаст-фуд и  растворимые напитки натуральными назвать сложно. Они крайне вредны для здоровья.
    • соль, употребляемая в большом количестве, повышает давление, способствует скоплению токсинов в организме.
    • алкоголь негативно влияет на все внутренние органы, нарушает обмен веществ, препятствует усвоению витаминов. Даже незначительные дозы спиртного разрушают организм. Алкоголь – это яд. И детям он строго противопоказан.

    Часто можно увидеть в составе продуктов питания опасные красители, которые вызывают различные заболевания.

    Опасные красители

    Е-102 Тартразин. Вызывает приступы астмы. Запрещен в ряде стран. 
    Е-104 Желтый хинолиновый.  Вызывает дерматиты. Запрещен в ряде стран.
    Е-110 Желтый «солнечный закат" FCF, оранжево-желтый S. Может вызывать аллергические реакции, тошноту. 
    E-121 Цитрусовый красный 2. Запрещен в России! Запрещен в ряде стран.
    Е-124 Понсо 4R (пунцовый 4R), кошенилевый красный А. Запрещен в ряде стран. Канцероген. Провоцирует приступы астмы
    Е-129 Красный очаровательный АС. Канцероген. Запрещен в ряде стран. 
    Е-133 Синий блестящий FCF. Запрещен в ряде стран.
    Е102, Е110, Е120, Е124.
    Канцерогены: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153, Е210, Е211, Е213 - Е217, Е231, Е232, Е240, Е251, Е252, Е321, ЕЗЗО, Е431, Е447, Е900, Е905, Е907, Е952, Аспартам.
    Мутагенные и генотоксичные: Е104, Е124, Е128, Е230 - Е233, Аспартам.
    Аллергены: Е131, Е132, Е160Ь, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311-Е313, Аспартам.
    Нежелательно астматикам: Е102, Е107, Е122 - Е124, Е155, Е211 - Е214, Е217.Е221-Е227.
    Нежелательно людям, чувствительным к аспирину: Е107, Е110, Е122 -Е124, Е155, Е214, Е217.
    Влияют на печень и почки: Е171-Е173, Е220, Е302, Е320-Е322, Е510, Е518.
    Нарушение функции щитовидной железы: Е127.
    Приводят к заболеваниям кожи: Е230 - Е233.
    Раздражение кишечника: Е220 - Е224.
    Расстройство пищеварения: Е338 - Е341, Е407, Е450, Е461, Е463, Е465, Е466.
    Неправильное развитие плода: Е233.
    Запрещено грудным, нежелательно маленьким детям: Е249, Е262, Е310-Е312, Е320, Е514, Е623, Е626 - Е635.
    Влияет на уровень холестерина в крови: Е320.
    Разрушают витамины в организме: В1 - Е220, В12 - Е222 - Е227, D -Е320.Е-Е925 

    Запрещенные Е-добавки

    Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е213-219, Е140, Е153-155, Е166, E173–175, E180, E182, E209, E213–219, E225–228, E230–233, E237, E238, Е240, E241, E252, E253, E264, E281–283, E302, E303, E305, E308–314, E317, E318, E323–325, E328, E329, E343–345, E349, E350–352, E355–357, E359, E365–368, E370, E375, E381, E384, E387–390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429–436, E441–444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476–480, E482–489, E491–496, E505, E512, E519–523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554–557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622–625, E628, E629, E632–635, E640, E641, E906, E908–911, E913, E916–919, E922–926, E929, E942–946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.

    Уважаемые родители!

    Надеемся, что наши рекомендации помогут вам организовать правильное питание ваших детей. Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что ребенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в школе.

    Источник: https://bal-sch6.edumsko.ru/conditions/medicine/post/32000


    Комментарии

    Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

    Здорово вы мне эмблемку подогнали.Я с 12.11- по 17.11 запускаю акцию "Замени сигаретку на конфетку"

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Очень хорошо! Всегда пожалуйста!