22. Планируем воспитательную работу

Татьяна Михайловна Захарченко

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Полезные сайты:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klendar_2017-2018.docx81.92 КБ
Файл pvraboty_2b_t.m.zaharchenko.docx67.06 КБ
Файл den_materi.docx20.62 КБ
Файл maslenitsa_raz._programma.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь знаменательных дат

на 2017-2018 учебный год

Мероприятия и памятные даты ООН

2011-2020 – Десятилетие действий за безопасность дорожного движения

2014-2024 - Десятилетие устойчивой энергетики для всех

2011-2020 - Третье Международное десятилетие за искоренение колониализма

2015-2024 - Международным десятилетием лиц африканского происхождения;

2011-2020 - Десятилетие биоразнообразия Организации Объединенных Наций

2010-2020 - Десятилетие Организации Объединенных Наций, посвященное пустыням и борьбе с

опустыниванием

2008-2017 -Второе Десятилетие Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты

2013-2022 -Международное десятилетие сближения культур

ООН – 2017

Международный год туризма в интересах устойчивого развития

Россия 2017

Год экологии и особо охраняемых природных территорий

Столетие Октябрьской революции (7.11.1917)

Россия 2018

В.В.Путин поддержал предложение объявить 2018 год в РФ Годом гражданской активности и

волонтёрства

Глава Минкультуры РФ Владимир Мединский заявил, что 2018-й год в России будет объявлен

Годом театра

Указом президента 2018 год объявлен в России Годом празднования столетия со дня рождения

Солженицына «Министерство иностранных дел РФ планирует обратиться в ЮНЕСКО с

предложением объявить 2018 год Годом Александра Солженицына. В случае принятия ЮНЕСКО

положительного решения, 11 декабря 1918 года – день рождения Александра Солженицына – будет

включен в список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих особое значение для всего человечества»

В 2018 году в России впервые пройдёт чемпионат мира по футболу.

Знаменательные и памятные даты по месяцам

Сентябрь

1 сентября – День знаний

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом

3 сентября – 90 лет со дня рождения белорусского писателя Алеся Адамовича (1927–1994)

5 сентября – 200 лет со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга А. К. Толстого (1817–1875)

8 сентября – День Бородинского сражения (1812)

8 сентября – Международный день распространения грамотности

9 сентября – День физической культуры и спорта

10 сентября – День озера Байкал

10 сентября – 105 лет со дня рождения Херлуфа Бидструпа (1912-1988), датского художника-

карикатуриста

11 сентября – 135 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938)

11 сентября – 155 лет со дня рождения американского писателя-новеллиста О'Генри (1862–1910)

13 сентября – День программиста в России

14 сентября – 170 лет со дня рождения П.Н. Яблочкова (1847-1894), русского изобретателя, электротех.

17 сентября – 160 лет со дня рождения русского учёного, изобретателя, конструктора, мыслителя,

писателя Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935)

21 сентября – День победы рус полков во главе с вел. князем Д. Донским в Куликовской битве (1380)

21 сентября – Международный день Мира

24 сентября – Всемирный день моря

25 сентября – День глухих

26 сентября – 85 лет со дня рождения русского писателя Владимира Николаевича Войновича (р. 1932)

27 сентября – Всемирный день туризма

27 сентября – 470 лет со дня рождения М. Сервантеса (1547-1616), испанского писателя эпохи Возрожд.

30 сентября – День Интернета России

Октябрь

1 октября – Международный день пожилых людей

2 октября – День рождения электронной почты

5 октября – Международный день учителя

8 октября – 125 лет со дня рождения русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892–1941)

15 октября – 120 лет со дня рождения русского писателя Ильи Ильфа (1897–1937)

23 октября – 85 лет со дня рождения русского писателя Василия Ивановича Белова (1932–2012)

23 октября – Международный день школьных библиотек

27 октября – 235 лет со дня рождения Н. Паганини (1782-1840), итальянского композитора, скрипача

31 октября – 85 лет со дня рождения американской писательницы. Кэтрин Патерсон (1932)

31 октября – 115 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)

Ноябрь

3 ноября – 130 лет со дня рождения русского поэта и переводчика Самуила Маршака (1887–1964)

4 ноября – День народного единства

6 ноября – 165 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852–1912)

8 ноября – Международный день КВН

14 ноября – 110 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Линдгрен (1907–2002)

16 ноября – Международный день терпимости (толерантности)

18 ноября – День рождения Деда Мороза

25 ноября – 300 лет со дня рождения А.П. Сумарокова (1717-1777), русского драматурга, поэта

25 ноября – 455 лет со дня рождения испанского драматурга, поэта и прозаика Лопе де Вега (1562–1635)

26 ноября – Всемирный день информации

27 ноября – День матери в России

27 ноября – 70 лет со дня рождения русского писателя и поэта Григория Бенционовича Остера (р. 1947)

29 ноября – 215 лет со дня рождения немецкого писателя, сказочника Вильгельма Гауфа (1802–1827)

30 ноября – 350 лет со дня рождения английского писателя Джонатана Свифта (1667–1745)

Декабрь

1 декабря – 225 лет со дня рождения Н.И. Лобачевского (1792-1856), русского математика

3 декабря – День Неизвестного солдата

3 декабря – Международный день инвалидов

4 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя-популяризатора, публициста Якова

Исидоровича Перельмана (1882–1942) «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия»

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве

под Москвой (1941 год)

7 декабря – 90 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Михайловича Балашова (1927–2000)

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

13 декабря – 220 лет со дня рождения Генриха Гейне (1797-1856), немецкого поэта, прозаика и критика

14 декабря – День Наума Грамотника

22 декабря – 80 лет со дня рождения русского писателя Эдуарда Николаевича Успенского (р. 1937)

28 декабря – Международный день кино

230 лет со дня рождения русского писателя Антония Погорельского (1787–1836) «Чёрная курица»

Январь

10 января – 135 лет со дня рождения писателя Алексея Николаевича Толстого (1883–1945)

10 января – 120 лет со дня рождения режиссёра, сценариста и театрального педагога С. Эйзенштейна

12 января – 390 лет со дня рождения французского писателя Шарля Перро (1628–1703)

17 января – День детских изобретений, или День детей-изобретателей

18 января – Всемирный день снеговика

22 января – 230 лет со дня рождения английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788–1824)

23 января – 235 лет со дня рождения французского писателя Стендаля (Анри Мари Бейль) (1783–1842)

25 января – 80 лет со дня рождения поэта актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980)

Февраль

4 февраля – 145 лет со дня рождения писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954)

8 февраля – 190 лет со дня рождения французского писателя Жюля Верна (1828–1905)

9 февраля – 235 лет со дня рождения поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852)

9 февраля – 80 лет со дня рождения писателя Юрия Иосифовича Коваля (1938–1995)

14 февраля – Международный день дарения книг

21 февраля – Международный день родного языка

23 февраля – День защитника Отечества

24 февраля – 105 лет со дня рождения писателя Эммануила Генриховича Казакевича (1913–1962)

Март

1 марта – 130 лет со дня рождения педагога, писателя Антона Семёновича Макаренко (1888–1939)

6 марта – 90 лет со дня рождения колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса (1928–2014)

7 марта – Всемирный день чтения вслух

8 марта – Международный женский день

12 марта – 95 лет со дня рождения писателя Святослава Владимировича Сахарнова (1923–2010)

13 марта – 105 лет со дня рождения поэта, драматурга Сергея Владимировича Михалкова (1913–2009)

13 марта – 180 лет со дня рождения итальянского писателя Раффаэлло Джованьоли (1838–1915)

14 марта – Международный день числа «Пи»

16 марта – 95 лет со дня рождения писателя Валерия Владимировича Медведева (1923–1997)

16 марта – 150 лет со дня рождения со дня рождения писателя и драматурга М. Горького (1868–1936)

17 марта – 110 лет со дня рождения русского и писателя Бориса Николаевича Полевого (1908–1981)

20 марта – Всемирный день Земли

21 марта – Всемирный день поэзии

27 марта – Всемирный день театра

в марте 280 лет со дня рождения немецкого писателяи поэта Эриха Рудольфа Распе (1737–1794)

Апрель

1 апреля – День смеха

1 апреля – 90 лет со дня рождения поэта Валентина Дмитриевича Берестова (1928–1998)

1 апреля – Международный день птиц

2 апреля – Международный день детской книги

4 апреля – 200 лет со дня рождения английского писателя Томаса Майн Рида (1818–1883)

7 апреля – День рождения Рунета

12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики

12 апреля – 195 лет со дня рождения драматурга Александра Николаевича Островского (1823–1886)

15 апреля – 85 лет со дня рождения писателя-фантаста Бориса Натановича Стругацкого (р. 1933)

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на

Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

23 апреля – Всемирный день книги и авторского права

24 апреля – 110 лет со дня рождения писательницы Веры Васильевны Чаплиной (1908–1994)

Май

1 мая – Праздник Весны и Труда

3 мая – 170 лет со дня рождения художника-иллюстратора В.М. Васнецова (1848–1926)

7 мая – 115 лет со дня рождения поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903–1958)

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

12 мая – 85 лет со дня рождения поэта Андрея Андреевича Вознесенского (1933–2010)

14 мая – 90 лет со дня рождения писательницы Софьи Леонидовны Прокофьевой (р. 1928)

15 мая – Международный день семей

18 мая – Международный день музеев

19 мая – 130 лет со дня рождения художника-иллюстратора Владимира Конашевича (1888–1963)

24 мая – День Славянской письменности и культуры

27 мая – Общероссийский День библиотек

31 мая Всемирный день без табака.

Информация с сайта http://easyen.ru/logotip/logo.png

Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен календарь образовательных событий на 2017–2018 учебный год, приуроченных к государственным и национальным праздникам России, памятным датам и событиям российской истории и культуры.

Минобрнауки России рекомендует в 2017–2018 учебном году в целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные: к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям. При организации мероприятий необходимо эффективно использовать возможности научных, физкультурно-спортивных и иных организаций, организаций культуры, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности.

Календарь образовательных событий,

приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации,

памятным датам и событиям российской истории и культуры,

на 2017–2018 учебный год.

Сентябрь

  • 1 сентября - День знаний
  • 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
  • 5 сентября - 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, русского поэта, писателя, драматурга (1817 г.)
  • 8 сентября - 205 лет со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 г.)
  • 8 сентября - Международный день грамотности
  • 26–30 сентября - Неделя безопасности

Октябрь

  • 1 октября - Международный день пожилых людей
  • 4 октября - День гражданской обороны
  • 4 октября - 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли (1957 г.)
  • 5 октября - Международный день учителя
  • 16 октября - Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче
  • 2–31 октября - Международный месячник школьных библиотек
  • 30 октября - Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Ноябрь

  • 4 ноября - День народного единства
  • 7 ноября - 100 лет революции 1917 года в России
  • 16 ноября - Международный день толерантности
  • 27 ноября - День матери в России

Декабрь

  • 3 декабря - День Неизвестного Солдата
  • 3 декабря - Международный день инвалидов
  • 4–10 декабря - Всероссийская акция «Час кода». Тематический урок информатики
  • 9 декабря - День героев Отечества
  • 12 декабря - День Конституции Российской Федерации

Январь

  • 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста

Февраль

  • 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)
  • 8 февраля - День российской науки
  • 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
  • 21 февраля - Международный день родного языка
  • 23 февраля - День защитника Отечества

Март

  • 1 марта - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
  • 8 марта - Международный женский день
  • 11 марта - 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа, балетмейстера (1818 г.)
  • 18 марта - День воссоединения Крыма с Россией
  • 28 марта - 150 лет со дня рождения Максима (Алексея Максимовича) Горького (Пешкова), писателя (1868 г.)
  • 26–31 марта - Неделя детской и юношеской книги (Л. Н. Толстой (190 лет), Ф. И. Тютчев (205 лет), В. Г. Короленко (165 лет), Б. Житков (135 лет), С. Маршак (165 лет), М. Цветаева (125 лет), Д. Н. Мамин-Сибиряк (165 лет), А. Н. Толстой (135 лет), Б. Полевой (110 лет), А. Н. Островский (195 лет))
  • 26–31 марта - Неделя музыки для детей и юношества

Апрель

  • 12 апреля - День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»
  • 21 апреля - День местного самоуправления
  • 30 апреля - День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ

Май

  • 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.)
  • 24 мая - День славянской письменности и культуры

Июнь

  • 1 июня - Международный день защиты детей
  • 6 июня - День Русского языка – Пушкинский день России
  • 12 июня - День России
  • 22 июня - День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 г.)

Весь период

  • Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации (2017 год)
  • Год экологии (2017 год)
  • Дни финансовой грамотности в общеобразовательных организациях



Предварительный просмотр:

Модель воспитательной деятельности учащихся 2-го Б класса

в рамках внедрения ФГОС

Нормативно-правовой и документальной основой  программы воспитательной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 77 п. Казачьи Лагери являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Устав общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 77, система воспитательной работы школы.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не менее 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Цель воспитательной деятельности:  создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

      Задачи:

1. Формирование ученического коллектива.

2. Осуществлять изучение условий жизни и личности каждого ученика.

3. Выявить слабоуспевающих и часто болеющих учеников, организовать работу по предупреждению неуспеваемости.

4. Привлекать к сотрудничеству школьного социолога.

5.  Пропагандировать здоровый образ жизни.

6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика, вовлекать ребят в различные формы творческой деятельности.

7. Обеспечивать развитие коммуникативной компетентности как компонента общей культуры человека.

8. Воспитание патриотизма.

9. Создание классных традиций.

10. Начать организацию классного самоуправления .

                                          Информация о классе

Название:  «Дружба»

Девиз: Миру – мир,
            Войны не нужно,
            Мы отряд назвали «Дружба» !

Песня:

Слова: Матусовский М. Музыка: Шаинский В.

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

 

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,

Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

Раз словечко, два словечко будет песенка.

 

В небесах зари полоска заполощется,

Раз берёзка два, берёзка будет рощица,

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

Раз словечко, два словечко будет песенка.

 

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,

Раз дождинка, два дождинка будет радуга,

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

Раз словечко, два словечко будет песенка.

 Речевка:  

Раз, два! Три, четыре!

Три, четыре! Раз, два!

Это кто шагает в ряд?

Это «Дружба» - наш отряд!

Раз, два – на планете,
Три, четыре – дружат дети,
Дружба – это счастье жизни,
Дружба – это мир навеки.
Пусть о чистом мирном небе,
Помнят дети все на свете!
 

        Во 2Б классе на начало учебного года 18 человек. Из них 7 девочек и 11 мальчиков. По состоянию здоровья медицинской службой определены: I группа здоровья – 17 учеников, спец. группа здоровья - 1 ученица.

        В классе есть дети из многодетных семей: Маллалиева Диана, Косачёва Лена, Темирканов Ибрагим, Еретин Данил.Неполные семьи: Косачёва Лена, Амеркулиев Давид, Гилимшин Артур.

          Дети очень активны,  умеют дружить, сопереживать друг другу. Не всегда доброжелательны, вступают в конфликты, ссорятся: Воронин Роман,  Шашуркин Гера,  Ежов Владик.

     В 1-ом классе начало работу   самоуправление   под девизом «Нам солнышко светит, сияет, учиться и жить помогает». Во втором классе девиз отряда: «  Миру – мир, войны не нужно,  мы отряд назвали «Дружба»!» Работа направлена на формирование дружного и сплочённого коллектива.

Обязанности (выборные и сменные):

- ответственный за здоровье и спорт – Крепыш

- за учение – Знайка

- за общение – Добряк

- за досуг – Затейник

- за развитие личностных качеств (уход за комнатными цветами) – Лесовичок

   Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающие работу, выбирает командира и помощника командира.  Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

  Родительские собрания посещают в основном мамы. За всеми детьми хороший контроль.

  Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Планируется провести совместные мероприятия, помогающие лучше понять друг друга.  Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям:

  1. Психолого-педагогическое просвещение.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
  3. Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.

Необходимо продолжать изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.

Циклограмма воспитательной работы классного руководителя

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
  2. Организация питания учащихся.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся.
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации).

Каждый месяц:

        1.Сбор денег, раздача денег (питание)

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
  2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
  3. Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия.
  2. Оформление личных дел учащихся.
  3. Анализ и составление плана работы класса.
  4. Статистические данные класса (1 сентября)

Социальный паспорт  2Б класса:

                                                     

 1.Общее количество детей в классе  - 18

Количество семей, где 1 ребенок

Количество семей, с 2 детьми  

Количество семей с 3 и более детьми  

1.Амеркулиев Давид

2. Гилимшин Артур

  1. Давыдов Кирилл
  2. Ежов Владислав
  3. Воронин Роман
  4. Козаченко Виктория
  5. Носова Дарья
  6. Политкин Артём
  7. Яскина Виктория
  8. Потапова Юлия
  9. Темирбекова Диана
  10. Япрынцев Руслан
  11. Шашуркин Георгий
  12. Муртузалиев Ислам

1.Маллалиева Диана

2. Косачёва Елена

3. Темиркаев Ибрагим

4. Еретин Данил

Тип семьи:

  1. Полных семей (кол-во) - 15
  1. Воспитывающиеся одним отцом - 0  
  2. Воспитывающиеся отцом и мачехой   - 0 
  3. Воспитывающиеся матерью и отчимом - 1  
  4. Воспитывающиеся одной матерью - 3
  5. Воспитывающиеся матерью-одиночкой –  0
  6. Семьи, где родители-инвалиды – 0
  7. Студенческие семьи - 0
  8. Семьи, получающие пособие по потере кормильца - 0 
  9. Многодетные семьи (всего семей  ) - 4
  10. Малообеспеченные семьи - 0  
  11. Семьи несовершеннолетних родителей - 0 
  12. Семьи ликвидаторов Чернобыльской аварии  
  13. Афганистан - 0 
  14.  Чечня  - 1
  15. Дагестан  - 3
  16. Переселенцы  - 0 

 Неблагополучные семьи:

  1. Семьи с аморальным поведением - 0
  1. Родители, не занимающиеся воспитанием детей, не содержащие их материально - 0
  2. Семьи, стоящие в ПДН  - 0 

4.Семьи, стоящие на внутришкольном учете - 0 

  1. Родители, страдающие психическими расстройствами -  0 
  1. Судимые родители - 0 
  2. Семьи безработных родителей  - 0

Трудные дети - 0

Дети инвалиды  - 0 

Опекаемые дети – 0

Список родительского комитета

Общественное поручение

ФИО

Здоровье

Ежова Наталья Анатольевна

Финансовая комиссия

Козаченко Татьяна Александровна

Социально-бытовая комиссия

Давыдова Татьяна Игоревна

Учебная комиссия

Матвиенко Алла Николаевна (Яскина)

Работа с родителями (родительские собрания)

Дата проведения, тема

Основные вопросы, цели

28 августа

Первые  уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2 классе.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса.

Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.

Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

Питание и здоровье детей.

Садимся за уроки.

1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.

2) Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.

3) Доказать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

4) Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.

5) Воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей.

6) Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

7) Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.

8) Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

 Сентябрь

Проектная деятельность.

Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения.

Права и обязанности ребенка в семье, в школе.

Портфолио учащихся начальной школы.

1) Познакомить с проектной деятельностью учащихся нашей школы.

2) Показать необходимость включения учащихся и родителей в проектную деятельность.

3) Дать рекомендации по этапам выполнения проекта.

4) Показать примеры оформления проектов.

5) Разработать с родителями и учащимися в ходе практической работы проекты по разным направлениям.

6) Познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.

7) Познакомить родителей с портфолио учащихся.

8) Помочь родителям понять значение портфолио в жизни ребёнка.

9) Обсудить составление портфолио.

Октябрь

 ВПР в начальной школе.

Родительский контроль по сохранности здоровья и безопасности детей.

Совместные дела, проведение досуга в семье.

Свободное время ребёнка, как его организовать.

1)Обеспечение сохранности здоровья и безопасности жизни детей. Беседа с участием психолога и социального работника об использовании на домашних компьютерах сервиса «Родительский контроль», (отключить сайты с демонстрацией насилия, суицида, пропаганды идей терроризма и экстремизма).

2)Противодействие угрозам вовлечения подростков в закрытые группы, связанные с самоповреждающим поведением вплоть до суицидальных попыток.

3)ВПР - мониторинга качества подготовки обучающихся 2 класса, обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Декабрь

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

О воспитании у детей интереса к чтению.

Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения.

Профилактика простудных заболеваний.

 1) Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2) Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

3) Познакомить  родителей с результатами развития читательских умений уч-ся класса.

4) Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг.

5) Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению

6) Ознакомить родителей с правилами для читателя и с памяткой «Как обсуждать с ребёнком прочитанное».

7) Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил ПДД – самое главное для сохранения и здоровья их детей на улице.

8) Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми.

9) Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей.

10) Научить родителей базовым правилам профилактики и умению вовремя отметить начало болезни у ребенка, принять первые доврачебные меры.

а) лекторий «Формирование культуры здоровья у ребёнка».

б) итоги полугодия; итоги диагностики «Адаптация»

в) организация зимних каникул.

Март

Трудовое воспитание в семье.

О воспитании сознательной дисциплины.

Условия успешного применения поощрений и наказаний.

1) Получить информацию об организации труда в семьях учащихся.

2) Расширить представления родителей о том, как воспитывать трудовые навыки ребёнка.

3) Формирование уважительного, ценностного отношения к труду.

4) Рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей.

5) Дать рекомендации по воспитанию правдивости у ребёнка.

6) Познакомить с методами воспитания у школьников сознательной дисциплины.

Май

Перелистываем страницы учебного года.

Организация летнего отдыха детей.

Один дома: техника безопасности.

Предупреждение ДДТТ во время каникул.

1) Анализ совместной деятельности педагога и родителей.

2) Рассказать об организации и режиме работы летнего школьного оздоровительно лагеря.

3) Расширить знания родителей об обеспечении безопасности жизни детей

4) Формировать понимание важности бесед с ребёнком, направленных на предупреждение несчастных случаев.

5) Напомнить о правилах техники безопасности и ПДД  в летний период.

6) Объяснить родителям, что хорошо проведённое лето – это залог прекрасного настроения и бодрости на следующий учебный год.

1.Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.

  1. Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).
  2.  Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).
  3. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.
  4.  Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты

Основные направления воспитательной работы  

1.      Гражданско-патриотическое, нравственное

Задачи: Формирование патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи школы, развитие и совершенствование системы нравственного воспитания.

2.      Оздоровительно-правовое

Задачи: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями, формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

3.      Интеллектуально-познавательное

Задачи: Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

4.      Художественно-эстетическое

Задачи: Развитие творческих способностей у учащихся, формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации, формирование художественного и эстетического вкуса.

5.      Духовно — нравственное

Задачи: Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы по отношению к другим людям, приобщение к православным духовным ценностям.

6.      Работа с родителями

Задачи: Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательного процесса школы, включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности ОУ, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

1-я  ЧЕТВЕРТЬ.   Тема: «Ростовская область-капелька России…»

пп

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Общешкольная  линейка, посвящённая  празднику «День Знаний»

Всероссийский урок Мира и Знаний, посвященный празднованию

 80-летия Ростовской области

1  сентября

2.

Беседа: «День окончания Второй мировой войны».    

2 сентября

 

3.

Кл. час «Дорога в школу» ПДД

5 сентября

4.

 Линейка Международный день памяти жертв фашизма.

 9 сентября

Внеклассные мероприятия, посвященные Дню солидарности по борьбе с терроризмом

3 - 6 сентября

5.

Цикл бесед  по ПДД и безопасности дома:

  • Составление маршрута движения в школу
  • «Правила дорожные знай и выполняй»
  • «Один дома»
  • «Осторожно с огнём»

4-7 сентября

6.

Экскурсии в музеи и архитектурно – природные заповедники, походы по Донскому краю и Октябрьскому району

Экологический проект «Земля – наш общий дом»

В течение года

7.

Экскурсии,  наблюдения за  сезонными изменениями в природе

  В течение года

8.

День открытых дверей: презентация кружков дополнительного образования и спортивных секций. Запись в кружки и спортивные секции

сентябрь

9.

Международный день грамотности (беседа)

8сентября

10.

 Кл. час. Выборы актива класса. Распределение поручений.

До 15 сентября

11.

Участие в школьном Дне  Здоровья: «Здоровое поколение – процветающий Дон!»

  сентябрь

12.

Мониторинг  состояния  здоровья детей  (работа  с  журналом  и  медработником  школы)

Сентябрь

Участие в трудовых  десантах по  благоустройству  школьной территории.

        18-22                сентября

14.

Родительское собрание по графику (см. выше)

 Сентябрь

15.

Участие в мероприятии «Посвящение в первоклассники»

Сентябрь

16.

Страхование учащихся от несчастного случая.

Сентябрь

17.

 Участие в Неделе безопасности (по плану школы)

 26-30 сентября

18.

« Быть добру на Дону» (тимуровские рейды ко Дню пожилых людей, поздравление  учителей-ветеранов).

сентябрь

19.

Международный день животных. Викторина «Братья наши меньшие»

4 октября

20.

 Участие в общешкольный празднике «Мы вместе», посвященном  юбилею школы, 80-летию Ростовской области и Дню учителя.

5 – 9 октября        

21.

«Осенний калейдоскоп» (конкурс осенних букетов, поделок) по плану МО

Октябрь

22.

Осенний бал в начальной школе (по плану МО)

Октябрь

 

23.

 Международный день школьных библиотек. Библиотечный  урок (совместно с библиотекарем школы)

24 октября

 24.

Родительское собрание по графику (см выше)

По графику

 25.

Классный час, посвящённый Дню народного единства.

 2 октября

 26.

 «Память поколений» (благоустройство мест боевой славы, памятников)

  Октябрь

 

27.

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #Вместе ярче

16 октября

2-я  ЧЕТВЕРТЬ.    Тема: «Мир вокруг нас».

№п

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие в Неделе  толерантности «Многонациональный Дон»

13 - 16 ноября

2.

Классный  час по  профилактике  дорожно-транспортного  травматизма  среди  детей

По             графику школы

3.

 Всемирный день ребенка. «Должны всегда смеяться дети»,  развлекательная программа.

20 ноября  

4.

Тематические классные часы:

«Прошлое, настоящее, будущее Ростовской области»;

 «Символы Ростовской области»;

«Дон в годы Великой Отечественной войны»;

«Наши корни»;

«Сыны степей донских» и др.

Сентябрь - декабрь        

5.

     День матери. Сюрпризы для мам «10 способов обрадовать маму»

25 ноября  

6.

Участие в мероприятиях предметной недели окружающего мира (по плану МО)

ноябрь

7.

Международный день инвалида. Беседа «Твори добро»

3 декабря  

8.

1- декабря – День борьбы со СПИДом. Беседа о здоровье, правилах личной гигиены.

1 декабря

9.

Рассказ о школьном  д\о « Алые паруса», участие в школьном мероприятии.

1 декабря

10

 День конституции. Кл. час о символике государства.

12 декабря

11.

 Участие в фестивале детского творчества «Мир начинается с детства», посвященном  80-летию образования Ростовской области

декабрь

12.

 Классный час «День Героев  Отечества»

 9 декабря  

13.

Новогоднее представление в драмтеатре В.Ф Комиссаржевской г. Новочеркасска. Поездка.

декабрь

14.

Проведение праздника «Рождественские посиделки»

  декабрь

  15.

Классное  родительское  собрание по графику (см. выше)

 декабрь

  16.

Классный  час.  Об  обращении  с  пиротехническими  средствами  и  поведении  на  дороге  и  водоёмах во время новогодних каникул.

  декабрь

 

3-я  ЧЕТВЕРТЬ.   ТЕМА:   «ЭТИХ  ДНЕЙ  НЕ  СМОЛКНЕТ  СЛАВА»

№п

Мероприятия

Сроки проведения

1.

 Участие во Втором общешкольном шахматном празднике «Связь поколений».

10 января  

2.

Экологическая страничка. Кл час: День национальных заповедников и национальных парков

11 января

3.

Классный час «Зимние травмы. Как их избежать»

 январь

4.

Посещение  военно-исторического и     музея

 в\ч 3660

21-26 января

5.

Участие в мероприятиях предметной недели математики (по плану МО)

январь

6.

Кинолекторий «России верные сыны» (просмотр видеофильмов о Российской армии)

В течение месяца

7.

Выставка-обзор книг «Память огненных лет». Смотр «Дневников читателя»

С 01 февраля

8.

Участие в мероприятиях предметной недели литературного чтения (по плану МО)

  февраль

9.

Конкурс Боевого листка: « Дни воинской славы России»

До 28 февраля

10.

Участие в школьном  смотре  строя и песни ко Дню Защитника Отечества.

 февраль

 

11.

 День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.(День вывода войск из Афганистана) . Участие в шк. линейке.

 15 февраля  

12.

 Масленица. Участие в шк. мероприятиях.

20 – 26 Февраля

13.

Участие в праздничном  концерте    для  учителей,  посвящённый  Дню  8-е  марта.

7  марта  

14.

Кл. час «Правила поведения в школе»

Март    

15.

День воссоединения Крыма с Россией. Классный час «Когда мы едины, мы непобедимы»

17 марта

16.

Участие в мероприятиях предметной недели русского языка (по плану МО)

17.

 Всемирный день поэзии. Читальный зал для одноклассников.

21 марта

18.

Родительское  собрание по графику (см. выше)

по  графику

19.

Классный  час.  Правила  поведения  во  время   весенних каникул.

 март

20.

Общешкольная  линейка.  Подведение  итогов  3-й  четверти, награждение  победителей  конкурсов  и  смотров

  март

4-я  ЧЕТВЕРТЬ.   ТЕМА:   «МИРУ - МИР!»

Пп

Мероприятия

Сроки проведения

1.

День  смеха.  Развлекательная программа «Никому не верю!»

1 апреля  

2.

День памяти С.И. Петрушко. Кл. час «Имя героя носит наша школа»

2 апреля

3.

Спортивные соревнования, посвященные Всемирному дню здоровья.  

7 апреля

4.

Музыкальный абонемент «Песни опаленные войной» (по плану школы)

Апрель  

5.

Экологические  рейды  на  пришкольную  территорию (по плану школы)

Апрель  

6.

 Посещение музеев военно-патриотической направленности

  Апрель

7.

Танцевальная веранда «Рио – Рита» (для ветеранов и людей преклонного возраста)

Апрель-май

8.

 Всемирный день авиации и  космонавтики

Кл. час «Покоряя просторы Вселенной»

 12 апреля

9.

Выставка «О войне, о мире, о родной земле» (рисунки, сочинения, поделки) по плану школы

   апрель  

10.

День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

Кл час «Подвиг в мирное время»

26 апреля

11.

Поздравление ветеранов войны и труда с Днём Победы. Участие в концерте совместно с ГДО посёлка

До 9 мая

12.

Патриотическая акция «Свеча памяти»  

 май

13.

Участие в общешкольном  митинге, посвящённом  73- й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

До  9  мая

19  мая  

15.

Экологические  рейды  на  пришкольную  территорию (субботники)

 Май

   

16.

Итоговое   родительское  собрание

«Перелистывая страницы учебного года…» по графику (см. выше)

 май

17.

Мероприятия, посвящённые  Дню Славянской письменности и культуры (по плану школы, МО)

24 мая      

 

18.

Конкурс чтецов «Здравствуй, лето красное»

 май

19.

Праздник  «Последний звонок», кл. час «Вот и стали мы на год взрослей»

 25  мая  

20.

Классный  час.  Подведение  итогов  учебного  года.  Правила  поведения  на летних  каникулах.

 30 мая  

21.

1 июня – Всемирный день детей. Концерт, игровые программы, экскурсии (совместно с ГДО)



Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню матери.

Свободный разговор для 2 класса «Мама, мамочка, мамуля»

Цели мероприятия:

1. Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям.

2. Развивать инициативу, творчество детей.

3. Содействовать проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Подготовка:

1. Классный руководитель вместе с активом класса подбирает литературный материал, вопросы викторины.

2. Ученики разучивают стихотворения.

3. Готовятся альбомные листы, цветные карандаши, краски, фломастеры; две карточки с наборами продуктов для приготовления салата и борща; песни о маме (записи).

Участвуют второклассники, классный руководитель.

На классной доске прикреплено изображение вазы и записаны слова:

От чистого сердца простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Классный руководитель. Самый, самый дорогой человек в нашей жизни — это мама! Это она нас вырастила, воспитала. Она нас любит и плохими,  и хорошими. А на какой праздник мы дарим мамам цветы, говорим приятные слова? В какое время он отмечается? А есть ли такой праздник осенью? День матери мы отмечали совсем недавно, дарили нашим мамам цветы и подарки. Слова «мама» и «мать» — одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого, единственного человека. Материнская любовь согревает нас до старости. Мы с вами не должны огорчать наших мам, а наоборот, должны помогать им и быть во всем опорой. Мама дает нам советы, оберегает нас. Давайте поиграем в игру «Мамочка». Я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечать: «Мамочка».

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал вставать пора?

Кашу кто успел сварить?

Чаю к каше мне налить?

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Мы привыкли к тому, что мама все умеет, у нее все получается: вкусно готовить, умело заштопывать порванные брюки, совсем не больно лечить наши ранки. Ребята, я знаю одного мальчика, который сам решил сварить "ком пот, вот что у него получилось.

Я решил сварить компот

В мамин день рожденья.

Взял изюм, орехи, мед,

Килограмм варенья.

Все в кастрюлю поместил,

Размешал, воды налил,

На плиту поставил

И огня прибавил.

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею!

Две морковки, лук, банан,

Огурец, муки стакан,

Половину сухаря

В мой компот добавил я.

Все кипело, пар клубился.

Наконец компот сварился!

Маме я отнес кастрюлю:

«С днем рождения, мамуля!»

Мама очень удивилась,

Засмеялась, восхитилась,

Я налил компоту ей —

Пусть попробует скорей!

Мама выпила немножко

И закашлялась в ладошку.

А потом сказала грустно:

«Чудо — щи! Спасибо! Вкусно!»

(М. Дружинин)

Оказывается, компот сварить очень не просто. Что мальчик сделал неправильно? Как нужно было сделать?

Классный руководитель выслушивает ответы детей, а затем предлагает представить, что им нужно помочь мамам приготовить к приходу гостей ужин. Девочкам выдается карточка с набором продуктов для салата: морковь, свекла, майонез, картофель, зеленый горошек, сыр, яйца, сахар, лук, огурцы, помидоры, а мальчикам — для борща: свекла, капуста, морковь, соль, сахар, сметана, сыр, картофель, мясо, огурцы, помидоры. Ученикам необходимо выбрать те продукты, из которых можно приготовить предложенные блюда.

Вкуснее всех на свете готовит наша мама.

Супы, борщи, торты, салаты,

Компоты вкусно варит,

И маринует огурцы.

А щи какие сварит — чудо!

Отведай маминого блюда!

Второклассники

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налет?

— Нет.

— К нам заходил бегемот?

— Нет.

— Может быть, дом не наш?

— Наш.

— Может, не наш этаж?

— Наш.

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

— Значит, это не обвал?

— Нет.

— Слон у нас не танцевал?

— Нет.

— Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

(Э. Успенский)

Классный руководитель. А теперь давайте скажем добрые слова своим мамам, продолжив каждую стихотворную строчку ответом на вопрос: «Кто?».

Солнца ярче для меня! (Мама!) Мир и счастье для меня! ... Шум ветвей, цветы полей! ... Зов летящих журавлей! ... В роднике чиста вода!... В небе яркая звезда! ...

Многие поэты посвятили свои стихотворения мамам. Вот послушайте одно из них.

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что вижу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню,

За это тебя я, родная, люблю.

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама, ты — лучший мой друг.

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Всё тревожилась о нас.

Нас баюкала, кормила,

У кровати пела нам,

Первой нас она учила

Добрым ласковым словам.

Учащиеся вспоминают колыбельные песни, которые им пела мама.

Далее классный руководитель напоминает второклассникам, что на праздники принято дарить подарки и предлагает детям нарисовать тот, который они хотели бы подарить своей маме. Учащиеся работают 5—10 минут, а затем представляют свои рисунки.

Хорошим подарком могут быть и цветы. Все мамы любят их. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят свежесть и теплоту. Сейчас у нас будет викторина.

Дети заполняют вазу символическими цветами, отвечая на вопросы викторины.

Этот цветок похож на перевернутый головной убор. Именуют его «лала», «лола», «лаля». Какое же настоящее название этого цветка? (Тюльпан.)

Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народное название: поповник, белоголовник, Иван-цвет. Этот цветок считается национальным символом России. (Ромашка.)

В народе этот цветок именуют бобыльником, переполохом, звеновой травой. По одной из причин хлеборобы не очень его жалуют. (Василек.)

В народе этот цветок называют девичьей красой, горожанкой, а еще говорят, что он помогает тем, кто боится жизненных невзгод. (Гвоздика.)

Цветок солнца — так называют его. В Россию он попал из Голландии. Долгие годы люди ходили вокруг заморского гостя, пытаясь разобрать, что это за растение. (Подсолнух.)

Классный руководитель: Будет здорово, если каждый из вас поздравит маму открыткой, сделанной своими руками. Дети выполняют работу.

Классный руководитель подводит итоги разговора и напоминает детям о том, что нужно поздравить своих мам с праздником.

Список использованной литературы

Брусенцова А.Н. Праздник матери // Начальная школа. 2001. № 10.

Сеферова Р.Ф. Материнские берегини // Начальная школа. 1999. №2.

Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Смоленск, 1996.

Источник:

http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/8-marta-i-den-materi/klasnyi-chas-na-den-materi-2-klas.html



Предварительный просмотр:

 «Масленица»

(материал для досугового мероприятия)

Учитель: Т.М. Захарченко

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и интересного. А прежде послушайте стихи о ней.

1 ученик: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

2 ученик: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

3 ученик: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

4 ученик: Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Учитель:

  1. Почему  праздник называется Масленица?
  2. Почему именно блин символ Масленицы?
  3. Из чего делают блины и с чем их едят?

История праздника.

Рассказ учителя. 

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

Учитель: Ребята, каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов, а вот каких, мы сейчас узнаем из рассказов ваших одноклассников.

1 ученик:     

  1 день: Понедельник – Встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины .Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся, 
На горах катаемся
Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

2 ученик:   

  2 день: Вторник – Заигрыш

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

3 ученик:         

 3 день: Среда – Лакомка

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

4 ученик:     

   4 день: Четверг – Разгуляй

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

5 ученик:          

  5 день: Пятница – Тёщины вечери

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

6 ученик:      

 6 день: Суббота – Золовкины посиделки

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

7 ученик:     

 7 день: воскресенье – Прощённое воскресенье

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. 

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание  чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

 Пословицы и поговорки о масленице.

Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о масленице? Давайте устроим соревнования, кто больше назовёт пословиц и поговорок о ней.

1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

2. Зять на двор, пирог на стол.

3. «Без блина не Масленица»

4. «Блин не клин – брюхо не расколет»

5. Масленица - объедуха, деньги приберуха.

6. «Не житьё, а Масленица!»

7. «На горах покататься, в блинах поваляться»

8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

Загадки

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно.
  2. Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя ... ?
  3. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь - никуда не уйдёт.
  4. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили.
  5. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя…
  6. Берега железные, рыба без костей, вода дорога.

Игры в помещении:

«Летела корова»

Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников.  Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): “летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?” Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, “солнце”. Дальше “хлопанье” продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

«Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Творческая работа по раскраскам.