Главные вкладки

    05. Памятки учителю

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    ПАМЯТКА  ДЛЯ ПЕДАГОГА

     "Проведение родительских собраний"

    • Оставьте за дверью свое плохое настроение.
    • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
    • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
    • Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
    • Не избирайте для общения назидательный тон.
    • Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
    • В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
    • Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
    • Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
    • Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
    • Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
    • Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
    • Не давайте негативной оценки всему классу.
    • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
    • Не переоценивайте значение отдельных предметов.
    • Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

    ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

    по профилактике конфликтов

    1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конф­ликтов.

    2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школь­ников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

    3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо­ции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

    • оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

    • ухудшают качество мышления;

    • снижают объективность оценки окружающих;

    • по закону эмоционального заражения вызывают ответную не­приязнь у партнера по общению.

    4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

    5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» метода­ми переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школь­ника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

    6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обуче­нии и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эф­фективность работы учителя, во-вторых, способствует профилак­тике конфликтов между педагогом и школьниками.

    7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации шко­лы, родителей.

    8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не про­фессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфлик­тен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связан­ным с хорошим знанием предмета.

    9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе лю­бить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и об­ществу по сравнению со взрослыми.

    10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учи­тельским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать автори­тет, повышая качество преподавания и создавая высоконрав­ственную атмосферу в классе.

    11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чув­ства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со­временной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

    12. Расширяйте пространственные границы своего мировосп­риятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в шко­ле, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.

    13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной де­ревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все про­блемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у дру­гих людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не

    очень-то умно.

    14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее про­гноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихуд­ший и наиболее вероятный варианты развития событий.

    15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте не­обходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем боль­ше знаешь, тем крепче спишь.

    Комментарии

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Очень полезная памятка. Спасибо!

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Перечитываю...перед собранием)