Главные вкладки

    09. Метод проектов в УМК "Планета знаний"

    Татьяна Михайловна Захарченко

          Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

    Основные цели современной системы образования– этоинтеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией.

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

    Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.

    Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

    Мини-проект "Я - иллюстратор" в рамках предметной недели литературного чтения в начальной школе (иллюстрирование по своему усмотрению страницы учебника по выбору учащегося)

         

     

    Проект "Математические сказки" 3 класс

     

    В рамках предметной недели математики в начальной школе, учащиеся 3Б класса защитили мини-проекты

    "Математическая сказка"

       

     

    Проект "Самое красивое число" 1 класс

                       

    Проект "Симметрия вокруг нас" 1 класс

        

    Проект "От А до Я" 1 класс

                    

    Проект "Загадки, считалки, скороговорки" 1 класс

       

    Проект "Математика вокруг нас" (предметная неделя математики в начальной школе) 2 класс

     

        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Метод проектов в УМК «Планета знаний»

               Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

    Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

              Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

    Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

    - коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

    - интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

    -оценочно-самооценочный.

            Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.

    Все учебники УМК имеют единую структуру, единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта.

    В учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность младших школьников. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.

             В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

    1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

    2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

    УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам представлены в учебном пособии.

           Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

    По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

            Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» соответствует требованиям нового федерального государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволяет  строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. Опыт работы по УМК  позволяет утверждать, что данный комплект  создаёт комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе складывается положительный психологический климат, что особенно важно для школы, где происходит разновозрастное обучение, а также обучение детей с разными образовательными потребностями.



    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

            Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

         Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.

           Целью в данной работе с детьми является развитие навыка поиска информации и развитие детско-родительских отношений. Вне урока поддерживать познавательный интерес гораздо важнее, чем узко-предметную направленность. Хотя в учебном процессе, как и в любом другом виде деятельности, можно всегда выявить проблему или явление, которые заинтересуют ребенка, при умелом направлении, создании условий, можно исследовать данную проблему и оформить детскую работу в научный проект. Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно важно  то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, ратует за развитие ребенка как личности и за успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты. Приятно видеть, как на школьных научно-практических конференциях поддержать детей приходят родители, бабушки, родственники. Такая направленность, несомненно, и в дальнейшем будет способствовать развитию и росту ребенка, как личности.

             Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

            Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.

           Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Как же быть?

    Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)

           В период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника. В результате рождается коллективный моно-проект «Книга загадок». На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

           Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

            Современные условия поиска информации многогранны, начиная с газет, журналов, и заканчивая Интернет-ресурсами, что позволяет реализовать самые грандиозные идеи и проекты. Естественно, начиная работу с ребенком, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых, но для начальной школы проект может быть упрощен. В зависимости от того, какой конечный продукт вы планируете-сделать иллюстрированную книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить стенгазету, составить памятку, сделать мультфильм, очистить территорию от мусора, провести выставку и т. д., и зависит само исследования. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской работе важен только эксперимент.

         Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества.

    Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

    1. «По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это»;

    2. «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы».

    Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

    Через некоторое время на осенней экскурсии пытаемся увидеть эти предметы в природе. Обращаем внимание, что в парке, где можно найти эти предметы, много мусора: бутылки, старые вещи, фантики, пакеты, которые портят всю красоту природы, ее гармонию. Наводим порядок. Проводим наблюдения: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Рисуем рисунки, мечтаем: «Как было бы хорошо, если …», сочиняем и разыгрываем сценки: «Разговорились однажды старые, выброшенные человеком вещи…», делаем поделки из природного материала.

          Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы цветников, планы благоустройства школьного парка, ищет необходимую информацию об использовании бросового материала в жизни, сочиняет, как изменить окружающий нас мир, подбирает загадки о труде людей или придумывает свои, ищет пословицы, поговорки и т. д.).

          Презентация (защита) проекта, как правило, в 1 классе, осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

          Очень важно, что первоклассники на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

    Таким образом, уже с 1 класса закладываются основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе.

    Источники:

    http://festival.1september.ru/articles/560877/

    http://pandia.ru/text/79/415/33205.php



    Предварительный просмотр:


    Памятка
     для ученика начальной школы по созданию творческого            проекта

    Разберёмся  в значении некоторых слов:

    Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

    Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

    После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

    1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
    2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
    3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
    4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
    5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

    Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

    1. Выбор темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.Возможно, на помощь придут следующие вопросы:*Что мне интересно больше всего?

    *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    2. Формулировка темы проекта.

    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

    3. Определение цели проекта.

    Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

    Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

    Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

    4. Постановка задач проекта.

    Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

    Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

    5. Высказать одну или несколько гипотез.

    Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.

    Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

    1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
    2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
    3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
    4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

    Образец

    Тема проекта: «Мир слов».

    Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

    Задачи:

    1. Изучить строение словаря.
    2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
    3. Придумать рекламу для толкового словаря.

    Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

    6. Работа с информацией.

    Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

    1) Сбор информации.

    Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

    Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

    Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

    2) Методы исследования.

    Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

    Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

    Методы исследования:

    • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
    • Изучение источника исследования.
    • Опрос.
    • Интервью.
    • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
    • Анализ информации.
    • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
    • Мозговой штурм.
    • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
    • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
    • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
    • Сравнение.

    3) Результаты исследования.

    Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

    Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено .Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

    4) Вывод. Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.

    7. Защита проекта. Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

    Текст выступления

    Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

    Введение

    Тема моего / нашего проекта …Цель моей / нашей работы …Задачи моего / нашего исследования: …Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …Творческим продуктом будет …Моя / Наша работа актуальна, потому что …

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/03/02/pamyatka-dlya-uchenika-nachalnoy-shkoly-po#comment-224763



    Предварительный просмотр:

    http://uslide.ru/images/23/29260/960/img0.jpg

    Учебный проект по математике в 3Б классе

    «Математические сказки»

    (числа, цифры и геометрические фигуры)

    Руководитель проекта:

    Т.М. Захарченко

    учитель начальных классов

     Проект выполнен в рамках предметной недели математики

     в начальных классах

    Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный, творческий.

    Учебные задачи, направленные на достижение

    - предметных результатов:

    • активизировать интерес к изучению математики, расширить кругозор учащихся;
    • учить анализировать и сочинять математические сказки;
    • учить детей самостоятельно искать необходимую информацию по заданной теме.

    - метапредметных результатов:

    • развивать интеллектуальные способности детей;
    • формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
    • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя дополнительную литературу, интернет и иные источники;
    • формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность ребенок-взрослый; презентовать результаты деятельности;
    • формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

    - личностных результатов:

    • воспитывать ответственность; желание учиться;
    • развивать интерес к творчеству,  творческие  способности,  желание фантазировать.
    • развивать навыки сотрудничества.

    Результат проекта (продукт): 

    математическая сказка, оформленная на листе формата А-4 или в виде книжки.

    Этапы проектной работы:

    30.11.2018 г.– проектировочный этап (в рамках урока):

    объявление темы, формулирование   целей и задач проекта, объяснение требований к оформлению проекта;

    01-05.12.2018 г.  – практический этап (в рамках домашнего задания): составление математической сказки, оформление;

    06-07.12.2015 – заключительный этап  (в рамках урока): презентация проекта на уроке, анализ, оценивание работы.  

    Оценка выполнения проекта

         

    Критерии оценивания/

    Ф.И. уч-ся

    Амеркулиев Давид

    Воронин Роман

    Гилимшин Артур

    Давыдов Кирилл

    Ежов Владислав

    Еретин Данил

    Косачёва Елена

    Козаченко Виктория

    Маллалиева Диана

    Перцева Ангелина

    Пискарёва Анастастя

    Политкина Артём

    Потапова Юлия

    Темиркаев Ибрагим

    Шашуркин Георгий

    Япрынцев Руслан

    Яскина Виктория

    Связь с программой и учебным планом

    3

    2

    4

    4

    2

    4

    4

    3

    4

    3

    4

    1

    2

    4

    4

    Содержание проекта

    3

    3

    4

    3

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    3

    2

    3

    4

    4

    Соблюдение авторских прав

    4

    4

    4

    4

    1

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    4

    4

    3

    4

    Оригинальность

    3

    3

    3

    3

    2

    4

    3

    3

    4

    2

    4

    2

    3

    3

    4

    Мультимедийные средства

    0

    0

    0

    0

    4

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Графический дизайн

    4

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    0

    4

    1

    4

    3

    4

    Итоговое количество баллов

    17

    16

    17

    17

    16

    20

    18

    17

    18

    12

    18

    10

    16

    17

    20

    0 – критерий отсутствует      1- плохо                2 – слабо         3 – хорошо         4 – отлично                                            

    Итоговая оценка:  

    20-24 балла – высокий уровень;                                          

    16-19 баллов – средний уровень (выше базового);  

    10-15 баллов - базовый уровень;

    0-9  баллов – низкий уровень (ниже базового).

    C:\Users\Home\Downloads\школа 2018-2019\фото\матем. сказка проект - копия\20181213_095450.jpg