Информационная карта инновационного опыта

Лумпова Надежда Николаевна

В данном разделе представлено описание инновационного опыта педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lumpova_n.n._ipo.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

учителя русского языка и литературы Лумповой Надежды Николаевны

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Лумпова Надежда Николаевна

МАОУ СОШ №16 г. Карпинск

Свердловская область

Учитель русского языка и литературы

30 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

    Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

     Источник изменений – противоречие  между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.  

     Происходящие в современной  общественной жизни изменения требуют  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.  

Идея изменений  (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

     Сущность ИПО состоит  в создании системы духовно-нравственного воспитания и образования детей для формирования социально-активной  личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее, и создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей. В организации процесса освоения системы общечеловеческих ценностей через духовно-нравственную составляющую учебной и внеурочной деятельности.

       Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения не только телесного, но и духовного.  

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Основная педагогическая идея опыта состоит в том, что в центре внимания оказывается личность учащегося с его субъектным опытом. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач: 

  • создание условий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов через обновление содержания уроков, внеурочных социокультурных практик и технологий;
  •  разработка и реализация образовательных программ духовно-нравственной направленности на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использование компьютерных технологий при эмоциональной подготовке к восприятию искусства слова, организации разнообразных форм творческого общения с текстом;
  •  осуществление индивидуального сопровождения одаренных учеников и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • изменение роли учителя (повышение уровня профессионализма и творческой активности, участие в конкурсах, проектах; активное использование в практике работы ИКТ; готовность к самообразованию и саморазвитию)

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

    Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.

     Для решения задачи по созданию условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся через обновление содержания уроков и внеурочной деятельности использую разные образовательные, педагогические, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения, метод проектов, технология критического мышления через чтение и письмо, метод лингвистического исследования, в т.ч. личного опыта социально-значимой деятельности, создание вторичного текста на основе лингвориторической технологии: все больше уделяю внимание проблеме написания вторичных текстов. Это связано с  тем, что дети недостаточно хорошо владеют  умением преобразовывать полученную информацию и, как следствие этого, не умеют их создавать. Кроме того, в Стандарт основного общего образования входят следующие умения: создавать тексты, различные по типу, стилю и жанру, производить различные виды информационной переработки текста

 План самообразования, курсы при ИРО, работа в сети творческих учителей помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство.

Результат изменений

Благодаря системе методов и приемов, достигнуты качественные результаты, о чём свидетельствуют успехи учеников на выпускных экзаменах в формате ОГЭ и ЕГЭ, на олимпиадах и конкурсах.

Мои ученики в 2014 учебном году успешно сдали  ЕГЭ (русский язык) – средний балл 74,4, что выше областного (67,1) и федерального (62,5) показателей. Лучший результат – 98 баллов (2 человека из 23). А в  2017 учебном году девятиклассники успешно сдали ОГЭ – с 66,7% качества, 7 человек получили больше 35 баллов, из них 2 – 38 из 39.

Лауреаты и победители всероссийских, региональных  конкурсов:

ФГОС-ТЕСТ (Россия) русский язык - 9Б кл. Коробейников Костя   3 место в области, а Полина  Куренкова 8А кл. 4 место в области;

 «Меридиан открытий» в 2016 году результаты: 8А кл по русскому языку. Зюзикова Полина и  Пронина Катя общее - 1, в стране - 1 , в регионе - 1 , в городе – 1 места;  Смагина Арина: общее - 6, в стране - 6 , в регионе - 4 , в городе – 2, Бурцева Полина - общее  4, в стране - 4 , в регионе - 4 , в городе - 3; по литературе - Бурцева Полина общее  4, в стране - 4 , в регионе - 3 , в городе – 1;

 «Русский медвежонок» 2017 год 8А кл: Пасютин Кирилл -  1 место в регионе, Зуев Дмитрий.– 2 место в регионе, 9Б кл. Кокорина Влада– 1 место в районе.

Создание условий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов через обновление содержания уроков, внеурочных социокультурных практик и технологий позволило          моим ученикам  добиться следующих результатов:

 русский язык

2014-15 уч.год  в 5Б,6А,7Б классах из 77 учеников 55 закончили на «5,4»-71%

2015-16 уч.год в 6Б,7А,8Б классах из 78 учеников 58 закончили на «5,4»-74%

2016-17 уч.год в 7Б,8А,9Б классах из 78 учеников 56 закончили на «5,4»- 73%

литература

2014-15 уч.год в 5Б,6А,7Б классах из 77 учеников 64 закончили на «5,4»- 83%

2015-16 уч.год в 6Б,7А,8Б классах из 78 учеников 62 закончили на «5,4 - 72%

2016-17 уч.год в 7Б,8А,9Б классах из 78 учеников 58 закончили на «5,4»- 74%

 Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей. Результаты этой работы видны в  конкурсах детского литературного творчества (КДЛТ) «Серебряное перышко» 2014 г. 1 место- Коробейников Константин 7Б кл. В этом же году ученица 11А класса Владимирова Анастасия, принимая участие в областном конкурсе «Ученик года», написала сочинение «Пять вех в истории моего региона» и вошла в десятку лучших в области. Своё эссе она опубликовала в городской газете «Карпинский рабочий». КДЛТ «Серебряное перышко»: 2015 г. 3 место  Бутц Андрей 6А кл. 2016 год – Якимов Коля 6Б кл. -1 место, Шилликовская Алина 8Б кл. – 2 место; 2017 год 2 и 3 место в городе Якимов Коля 7Б кл. и Киушкина Саша 7Б кл. соответственно.  2015 г. Пронина Екатерина 6А кл. - победитель городского этапа областных сочинений «Война в истории моей семьи», 2016 год в городском этапе областного конкурса сочинений «Великая Победа» Пронина Екатерина  7А кл. – 1 место в городе.

 «Лидер чтения»:  коллектив 6А класса - победители муниципального этапа. «Каменный пояс» - Бурцева Полина 1 место в городе и т.п.

Решая практические задачи, дети учатся творчеству, умению самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше учебных и внеучебных задач.

Таким образом, ИПО способствует: а) реализации основных принципов обучения, б)формированию абстрактно-понятийного мышления, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта; в)сформированности навыков учебно-исследовательской работы – участие и победы в научно-практических городских конференциях; г)творческой самореализации, проявляющайся в увеличении числа победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов разных уровней.

Повысился собственный профессиональный рост.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Выступления на  городских педчтениях:  в 2007 с темой « Попытка воспитания  в детях духовно – нравственного иммунитета» (эта работа была напечатана в методическом сборнике отдела образования и в газете «Карпинский рабочий»), в 2009 году с проектом ««Адаптирование курса «Основы православной культуры» для реализации целей общеобразовательной программы школы».

В сборнике "Качество филологического образования в условиях реализации ФГОС" Материалы VIII региональной научно-методической конференции. Март 2012 года" опубликована моя статья "Содержательный потенциал предметов филологического цикла как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников".

В 2015 году выступила перед педагогическим сообществом с темой  "Духовно-нравственное воспитание обучающихся через раскрытие духовного содержания русского языка", а в  2017 - «Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

 

III. Описание инновационного опыта учителя

        

Современная школа призвана  активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности.

Решению глобальной задачи  духовно – нравственного воспитания личности не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике. Именно поэтому тема моей педагогической деятельности - «Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности».

         Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению  школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

В центре внимания оказывается личность учащегося с его субъектным опытом.    Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач:

 1) создание условий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов через обновление содержания уроков, внеурочных социокультурных практик и технологий;          

2) разработка и реализация образовательных программ духовно-нравственной направленности на уроках и во внеурочной деятельности:

представила систему мониторинга результатов освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» педагогическому сообществу города и округа; приняла участие в обновлении учебного плана в части расширения сети факультативов программами духовно-нравственного содержания ОПК в 6,7 классах и «Нравственных основ семейной жизни» в 11 классах.  В рамках сети межшкольного взаимодействия для 9 классов проводила занятия по ОПК с использованием авторских методик и программ Н. Крыгиной «Нравственные основы семейной жизни», О.Осадчей «Духовно-нравственная культура».

3) использование компьютерных технологий при эмоциональной подготовке к восприятию искусства слова, организации разнообразных форм творческого общения с текстом;

работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей.

Отбираю наиболее интересные инновационные формы проведения уроков

(исследовательский урок, урок на основе групповой технологии, уроки дифференцированного обучения, проблемные уроки, уроки на основе проектной деятельности) для демонстрации работы над  художественным текстом, например: урок - исследование «Общество создается началами нравственными» (Ф.М. Достоевский). Проблемы семейного воспитания в русской классике»: «гражданский» аспект ценен тем, что при интерпретации произведений развиваются не только творческие способности, но и ценностные ориентации, духовный мир современных школьников.

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами литературы внедряю в свои уроки элементы различных образовательных технологий, но предпочтение отдаю принципу обучающего воспитания, разработанному петербургским учителем Е.Н. Ильиным. Этот принцип реализовывается через осмысление учащимися нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. «Каждый ученик, - говорил Ильин, - должен состояться как Человек», - и утверждал: «Уроки литературы только тогда воспитывают и вызывают интерес, когда они идут не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями».

Использую в педагогической деятельности и методику В.Г. Маранцмана «Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством», которая предполагает три ступени: а) «эмоциональное погружение» в текст; б) анализ текста; в) использование «содружества искусств» (слово, живопись, музыка) для наиболее полного истолкования текста.

4) осуществление индивидуального сопровождения одаренных учеников: подготовка учеников к конкурсам, конференциям - авторы проекта «Читать или не читать» или проблемы детского чтения»   Москвина Татьяна и Коновалова Тамара 9Б кл. в 2014 году стали призёрами учебно-исследовательской конференции (УИК),  в муниципальном этапе конкурса чтецов  «Живая классика» 2015г. победила Куренкова Полина 6А кл., 2016г. Проект «Градообразующее предприятие нашего города» стал призёром УИК. В 2017 году исследование Коробейникова Кости 9Б кл. «Связанные одной цепью» или Толковый словарь для бабушки» был встречен с интересом и детьми и взрослыми на УИК,  в конкурсе «Каменный пояс» 2017 - Бурцева Полина 8А кл. 1 место в городе  с историко-краеведческим мега-проектом «В родном краю живая связь времен и поколений», который явился итогом выполнения заданий уроков практической риторики и т.д.

Решая практические задачи, дети учатся творчеству, умению самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше учебных и внеучебных задач.

5) осуществление индивидуального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

 особое внимание уделяла работе по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в классе обучались двое детей-инвалидов; обеспечивала индивидуальную траекторию обучения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. подростка, вернувшегося из мест лишения свободы. Педагогическая поддержка в его социальной реабилитации осуществлялась через обучение с индивидуальными занятиями, помощь в получении документов, трудовую адаптацию, определение будущей профессии.

   Использование материала уроков русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по русскому языку и литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. «Фотография, на которой меня ещё нет» - так называется одно из сочинений в седьмом классе. Его цель – узнать свою родословную, свои истоки, историю и происхождение своих имен и фамилий. Узнать, откуда же  во мне столько всего, в характере и стремлениях, в способностях и даже в почерке, откуда Я. А затем эта работа перетекает в проект «Моя родословная», состоящий из нескольких исследований, творческих работ и созданий мультимедийных презентаций. Использование историко-краеведческих тем на уроках словесности воспитывает гражданственность и ответственность за будущее своей страны.

        При изучении различных тем по русскому языку я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей:

этимологический этюд – этот приём неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует духовно - нравственному воспитанию,

словарная работа  превращается в беседу на духовно-нравственную тему;

великий смысл маленьких притч – возможность «пофилософствовать» с детьми;  

опорные схемы  (5 по выпускной класс дети ведут тетрадь схем по правилам, где «паучок» научит разбираться в членах предложения, весёлые «запоминалки», алгоритмы помогут запомнить или восстановить в памяти ранее изученное);

сочинение стихотворных орфоэпических текстов позволят не ошибиться в постановке ударения и служит поводом к творчеству;

 «подготовленный диктант» (работа над образцовыми текстами на морально-этическую тему - воспитывается орфографическая зоркость и умение размышлять о написанном);

задания практической направленности (включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представление и лингвистическое обоснование стереотипов русского речевого поведения; этнокультурная направленность урока через упражнения, основанные на толковании русских слов-реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, введение сведений по топонимике и ономастике;

использование сравнения, сопоставления, противопоставления - при их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения обучающихся;

«Фиксики» (ручки четырех цветов, цветовые сигналы) приходят на помощь при разборе ошибок домашних и проверочных работ (часто ошибки были вызваны непониманием смыслов), дети могут сами себя оценивать и ставить свою оценку ручкой  с зелёной пастой, специальные графические сигналы заставляют каждый раз обращать внимание на  выделенное. Но главный призыв к ребятам: «Не употребляйте слов, вам непонятных, не успокаивайтесь, пока не узнаете смысл».

Духовное восхождение   личности реализуется в активности освоения  и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель».  Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

В Стандарт основного общего образования входят следующие умения: создавать тексты, различные по типу, стилю и жанру, производить различные виды информационной переработки текста. Моя работа по формированию лингвориторических умений носит комплексный и систематический характер, осуществляется на уроках русского языка,  на риторике и литературе. От пересказа, конспекта к тезисам и плану, от понимания темы и идеи к узнаванию проблем, от плана сюжета к ключевым словам и комментарию текста - технология поэтапна и циклична по восходящей к созданию собственного и вторичного текста с критическим подходом. Эта кропотливая работа ведется с пятого  по выпускной класс и дает свои результаты: от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, смирение, терпение, целомудрие, милосердие, бескорыстие, любовь, верность, жалость, сострадание, патриотизм, мужество, долг, честь, достоинство, семья, брак, родители и т.п. Что является актуальным в свете подготовки к сочинениям – рассуждениям  ОГЭ и ЕГЭ.

 Для решения задачи по созданию условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся через обновление содержания уроков и внеурочной деятельности использую разные образовательные, педагогические, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения. Важным для современного учителя является овладение компьютерными технологиями. Они обогащают арсенал методических средств обучения, представляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными. В своей работе постоянно использую ИКТ при подготовке к урокам, изготовлении дидактического материала.

Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строю на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, стараясь проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремлюсь к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.

Благодаря системе методов и приемов, достигнуты качественные результаты, о чём свидетельствуют успехи учеников на выпускных экзаменах в формате ОГЭ и ЕГЭ, на олимпиадах и конкурсах.

Немаловажную роль в моей педагогической деятельности играет управление ученическим коллективом в качестве классного руководителя 9А класса, в котором 15 мальчиков и 11 девочек,  интересных, творческих и спортивных детей, дружного детского коллектива.

Будучи классным руководителем, реализую современные подходы в духовно-нравственном воспитании  и через внеурочную деятельность, в частности в социально-значимых проектах:

«100 добрых дел» (для детского приюта в г. Волчанске все учащиеся нашей школы каждый год собирают подарки, а мы перед Рождеством приезжаем с ребятами в приют и организовываем не только выдачу подарков от школы, но и маленький  праздник;

«Мы наследники» - над этим исследовательским проектом мы трудились весь год в 5 классе: делились коллекциями камней, изучали минералы, читали сказы Бажова, историю его жизни и творчества, изготавливали «малахитовые»  шкатулки;

«Лидер чтения» 6 класс – участвовали в муниципальнм этапе, результатом конкурса стала победа в конкурсе и публикация лучших презентаций о прочитанных летом книгах;

также этот учебный год был посвящен 75-летию Великой Победы:

«Война в истории моей семьи» - это исследование закончилось написанием общего сочинения  «Помним!», а в городском конкурсе презентацией победила Полина Бурцева с  проектом «Мой прадед – труженик тыла в годы
Великой Отечественной войны» ;

муниципальный этап областного проекта «Будь здоров» 7 класс, участвуя в этом проекте весь год, мы победили и были награждены отдыхом на 1 смене в областном лагере «Таватуй», что ещё больше нас сдружило;

 «Мы выбираем - нас выбирают» - в 8 классе мы уже начали готовиться к выбору профессии, а значит и к определению предстоящих экзаменов. Сходили с экскурсией на КЭМЗ с целью профориентации и съездили на родину Д.Н. Мамина-Сибиряка в посёлок Висим, где посетили музей семьи писателя, музей церковно-приходской школы  и оленью ферму.

         Каждый год, проводя классные часы, обязательно один из блоков посвящаю  духовно-нравственным темам по одним направлениям: 5 класс «Умение жить с людьми в ладу» (этикет) , 6 класс «Черты характера: достоинства и недостатки», 7 класс «ЗОЖ» (вредные привычки и отношение к ним), исследовательский проект на эту тему Куренковой Полины «Секреты долголетия от 7А» занял 1 место в УИК. 8 класс «Самовоспитание» (как формируется характер, психология  и мораль). Много внимания уделяю «выработке иммунитета»  к СМИ, к интернету. Контролирую занятость детей вне школы.

       Родители – мои союзники. «Разные стили воспитания», «Отечество-страна отцов», «Воспитать гражданина», «Духовная прививка от влияния на душу ребёнка СМИ», «Компьютер-враг или друг?»,  «Мобильная или духовная связь с ребёнком?», «Современные властители душ» и др. - вот темы проводимых мною родительских собраний (посещаемость стабильно 80%), до последнего стараюсь сохранить связь родителей с детьми через объединяющие походы выходного дня, через совместные праздники и мероприятия, участия в общешкольных делах. 

Особое внимание уделяю работе с родителями и не только своего класса, т.к. ко всем ученикам отношусь как своим, такого количества уроков и возможности повлиять на мировоззрение детей нет ни у кого из других учителей: стараюсь объяснить важность бесед с детьми на значимые духовно-нравственные темы, прошу их выслушивать пересказы того, что узнали и поняли дети сегодня о мире, о себе в этом мире. Часто сама беседую с ребятами, стараюсь не оставить без внимания любой нюанс их состояния. 

Система развития собственного профессионального потенциала проходила через повышение квалификации, тьюторскую, экспертную, просветительскую деятельность, участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня:

в 2010 г. - 2011 г. – проведение занятий, в качестве тренера-преподавателя, на курсах повышения квалификации педагогов по образовательной программе «Актуальные вопросы преподавания курса «ОРКиСЭ»; участие в региональных конференциях и семинарах по этой теме;

с 2011 г. по 2013 г. – руководство городской секцией учителей ОРКиСЭ;

2014 г. - призер областном конкурсе программ по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в составе группы педагогов МАОУ СОШ № 16;

2016 г. - победа в областном конкурсе общеобразовательных организаций в номинации «Сайты образовательных организаций общего образования» в составе группы педагогов МАОУ СОШ № 16;

инициатор создания Воскресной школы при соборе Иоанна Богослова в городе, завуч и куратор педагогов Воскресной школы;

редактор сайта МАОУ СОШ № 16;

С просветительской целью выступала перед студентами КМТ, солдатами воинской части п. Кытлым, дважды перед пациентами реабилитационного центра, перед служащими МЧС, в городском музее перед общественностью города с лекцией «Духовное содержание русского языка». В приходе собора Иоанна Богослова выступила с лекцией «Воспитание в детях иммунитета против антидуховных воздействий СМИ».

Прошла курсы повышения квалификации:

2012 г., ГБОУ ДПО СО "ИРО", ОП "Методические вопросы подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации (ГИА) по русскому языку и литературе, 108 часов;

2013г. ИРО "Информационные и комуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС", 108 ч.

2014 г. ИРО "Подготовка экспертов территориальных подкомиссий по русскому языку (ОГЭ)", 24 ч.

2016 г. АНО ДПО "ОЦ Каменный город", «Компетентностный подход в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения», 72 ч.

2017 г. ИРО «Подготовка экспертов территориальных представительств региональных экспертных комиссий с использованием дистанционных образовательных технологий», 24 ч.

        Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками   экзаменов, это, прежде всего, воспитание личности, личности высоконравственной.

      Актуальность моего педагогического опыта обусловлена потребностями федеральной образовательной политики, современного общества, определяется необходимостью духовно- нравственного возрождения человека, формирования и развития у обучающихся общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования содержания, методов, приемов и средств уроков словесности, потенциала внеурочной деятельности, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить» к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе.

Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

В данном разделе представлено описание инновационного опыта педагога