Методические материалы

Лумпова Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

 «Структурирование учебного материала: способ обучения УУД и совершенствования содержания учебного материала»

(из опыта работы Лумповой Н.Н. –учителя МБОУ СОШ №16  г. Карпинска).

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Пользуясь в своей работе многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами; корректируя полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса, я убеждаюсь, что подготовка к итоговой аттестации - процесс не сиюминутный, а длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.  

Современная жизнь, современные формы итоговой аттестации предъявляют нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим,  мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки в различных сферах жизни.

В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС.  УУД – это обобщённые действия,  открывающие возможности мировой ориентации учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения.

 В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД.       Традиционное изложение материала малыми дозами неэкономно для занятий по русскому языку. Орфографический и пунктуационный материал «разорван» программами различных классов. Например, тема «Не с различными частями речи» изучается с 5-го по 7-й класс. При этом нарушается принцип последовательности, преемственности и перспективности в процессе обучения правописанию. Отсюда необходимость системного изложения материала, что должно обеспечить глубокое и качественное усвоение материала.  Существует разработка новой, более эффективной системы обучения – структурированию учебного материала.

В своей практике я широко применяю обобщающие таблицы и схемы, алгоритмы, которые вносят значительные коррективы в технологию обучения.  Дети, начиная с 5 класса, составляют при помощи учителя тетради-справочники, так называемые «Схемы», которыми учащиеся пользуются  с 5 по 11 классы. В них собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

В «Схемах»  составлен комплекс алгоритмов на основании действующей школьной программы по языку и в качестве особого типа наглядности дополняет систему правил, имеющихся в учебнике.  Алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Алгоритмы помогают сократить до минимума количество правил, подлежащих запоминанию, объединить разрозненные орфографические правила. Ученики начинают видеть систему, что облегчает им понимание и запоминание. Простота и наглядность модели алгоритма способствует более успешному его усвоению.

Не секрет, что сегодняшние дети испытывают трудности в логическом мышлении. Одна из причин – отсутствие интереса к художественной литературе и интерес к компьютерным ресурсам. Но ведь работа на компьютере – это пошаговое освоение материала, т. е. алгоритм учит работать с правилом. Проанализировав алгоритм рассуждения, ученик получает четкую инструкцию, какие шаги и в каком порядке следует делать, чтобы получить правильный результат. Алгоритм предписывает единообразное решение любой задачи определенного типа. Алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует приобретению навыков компьютерной грамотности.

Алгоритмы как даются в готовом виде, так и составляются вместе с учащимися на уроке или учащимися самостоятельно. Если поначалу учащиеся проговаривают алгоритм, то конечная цель работы – «свертывание» материала по мере усвоения.

Положительный результат дает использование обобщающих таблиц. Какие-то таблицы носят опережающий характер, какие-то являются сводными; есть и блочное расположение отдельных тем (например, «Глагол», «Наречие», «Придаточные предложения» и др.)

В 5–6 классах для лучшего запоминания и пробуждения интереса к предмету в таблицах используются шутливые названия: «Паучок» (таблица-рисунок для полной синтаксической характеристики предложения), особое место отводится графическим  таблицам и схемам - «фиксикам». Используются четыре цвета  пасты – так называемое «сигнальное» обозначение орфограмм и пунктограмм; записываются правила в стихах, которые порой придумывают сами ребята.

Работа со схемой (именно работа, а не копирование схем, таблиц, составленных кем-то и напечатанных) учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Большая часть таблиц записывается в 5-7 классах, когда идет интенсивное повторение объемного курса начальной школы и нового материала. В 8-9  классах таких таблиц всего лишь несколько.

По обоюдному договору тетрадями - «схемами» ученики могут пользоваться на проверочных работах, при подготовке домашнего задания, на некоторых контрольных, так незаметно запоминаются трудные темы, различные виды орфограмм. Всё это дает возможность полноценной подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления, внимания, памяти и других психических процессов. Поэтому одним из направлений совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы того или иного предмета.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками  9-х классов ГИА по русскому языку, это, прежде всего, воспитание личности, личности компетентной.



Предварительный просмотр:

Конструкт   учебного занятия

                                                         Учитель: Лумпова Надежда Николаевна

Дата проведения: сентябрь.  Класс: 6.  Предмет:  русский язык.  Тема:  «Глагол как часть речи». 

Тип занятия: комбинированный урок.

Этапы

Цель

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I. Организационный  (до 1  минуты)

 Обеспечить благоприятную обстановку и подготовить учащихся к работе

 Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

 Личностные умения:

психологическая готовность учащихся к общению и предстоящему уроку, организация внимания учащихся,  ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные. Волевая саморегуляция.

II. Ориентировочно-мотивационный этап (до 10 минут)

Обеспечить принятие и осознание цели учениками

 Делают аргументированный выбор. В парах воссоздают текст, подбирая необходи-мые глаголы, определяют тему, основную мысль текста. Ранжируют предложенные слова.

Определяют и записывают тему урока.

Воспринимают информацию  о значимости глагола.

С помощью глаголов формулируют цели урока.

Личностные умения:

- проявлять интерес к  изучению темы

 Познавательные умения:

- умение работать с информацией и

применять ее для решения практических задач; определять часть речи  и обосновывать своё мнение; определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные умения:

 - выполнять задание в рамках учебного диалога;

декватно взаимодействовать   при выполнении

учебного задания;   согласовывать позиции и находить общее мнение.

III. Этап актуализации ранее  изученного (до 5 минут)

 Актуализировать опорные знания учащихся по теме

 Выполняют задания в группах по определению части речи по алгоритму, представляют результаты работы. 

Работают с учебником, расширяя запас знаний о значении глаголов и их грамматических признаках.

Познавательные  умения:

- рассказывать алгоритм определения части речи;  использовать приобретённые знания при выполнении  учебного задания. 

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

IV. Этап активной и сознат-ой деят-и по обобщению и систем-ции знаний (до 7минут)

Создать условия для осознанной систематизации имеющихся и полученных знаний.

Составляют «Визитную карточку глагола», сопоставляют ее с определением глагола, представленным в учебнике. 

Личностные умения:

-развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха.

Познавательные умения:

- определять глагол как часть речи и обосновывать своё мнение;

- определять другие части речи и обосновывать своё мнение, сравнивать информацию..

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

V. Этап применения знаний и способов деятельности (до 12 минут)

 Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне применения.

 Выполняют упражнение учебника.

Работая с текстом , определяют синтаксическую роль глагола.

Придумывают «девиз» глагола.

 Познавательные умения:

- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение.

  Регулятивные умения:

 - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

VI. Этап контроля и самоконтроля (до 5 минут)

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий, обеспечить развитие способности к оценочным действиям.

Выполнение тестовых заданий и сверка с эталоном, самоконтроль.

Личностные умения:

-уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания при  выполнения теста.

Регулятивное умение:

-контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

VII. Подведение итогов, рефлексия (3 минуты)

Создать условия для самооценки деятель-ности учащихся  и

осознания ими

личностных смыслов

 в изучении темы.

Оценивают результаты работы на уроке. Анализируют успешность достижения целей, постав-ленных в начале урока.

Личностные умения:

-оценивание усваиваемого содержания,

Регулятивное умение:

- соотносить результат с поставленной целью;

- оценивать результат  учебной деятельности

VIII. Этап предъявления домашнего задания. (2 минуты)

Обеспечить самоопределение на выполнение домашнего задания, понимание цели, содержания и способов его выполнения.

Самостоятельно осуществляют выбор  домашнего задания.

Познавательные умения:

-мыслительное последействие, осознанный выбор применения знаний. 

Регулятивное умение:

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание в соответствии с целью; оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по развитию универсальных учебных действий при подготовке к ГИА-9 по теме «Структурирование учебного материала: способ обучения УУД и совершенствования содержания учебного материала» Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №16 ГО Карпинск Лумпова Надежда Николаевна

Слайд 2

Таким образом, сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий , которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле мы сделали попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД . Сегодня мало быть просто знающим – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки в различных сферах жизни.

Слайд 3

Существует разработка новой, более эффективной системы обучения структурирование учебного материала

Слайд 4

структурирование учебного материала Алгоритмы Опорные схемы Обобщающие таблицы

Слайд 5

Алгоритм – это схема, модель умственных действий, у казывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Алгоритмы помогают сократить до минимума количество правил, подлежащих запоминанию, объединить разрозненные орфографические правила. Ученики начинают видеть систему, что облегчает им понимание и запоминание.

Слайд 6

Правописание гласных О, Е, Ё после шипящих и Ц Определить, в какой части слова находится орфограмма в корне в суффиксе или окончании проверить наличие чередования определить, к какой части речи Ё - Е в однокоренных словах относится слово да , есть нет существительное, глагол, причастие , (чёрт – черти) (шорох) прилагательное , отглагольное сущ-ое , наречие отглагольное прилаг . (врачом, хорошо, (стережёт, ночёвка, написать написать большого, замшевый, тушёный, Ё (Е) О под крышей) переперчённый) ЗАПОМНИТЬ : шов, шоу, шок, шомпол, написать Ё крыжовник, капюшон, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шофёр, шоколад, проверить наличие ударения шовинист, Шотландия, мажор, изжога, на Е, О жор, жонглёр, жокей, жом, чокаться, чопорный, пижон, пончо, боржом падает не падает написать О написать Е Исключение: ещё Запомнить: шпр`ицем , гр`ушевый , общ`о

Слайд 7

Обобщающие таблицы – это технология и нтенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Слайд 8

Сказуемое виды простое составное глагольное глагольное именное Вопросы Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал бы? Что сделай? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Каков? Кто такой ? Что такое? Способы выражения Глагол в форме одного из наклонений Вспомогательный глагол (мочь, хотеть, начать, продолжать, закончить или вспомогательное слово – содержит грамматические признаки) + инфинитив (содержит основное лексическое значение) Глагол-связка быть (содержит грамматические признаки) + именная часть (любая самостоятельная часть речи, кроме глагола, неразложимое сочетание – содержит основное лексическое значение) Примеры Он мечтал о славе. Все готовятся к занятиям. Я буду долго петь . Принеси дневник. Он хотел помочь . Мне нужно готовиться к экзаменам. Цветы уже начали распускаться. Ночь тиха. Нужно быть внимательней . Фёдор был человеком высокого роста. Дважды два – четыре . Вишнёвый сад теперь мой . Туфли ей впору .

Слайд 9

Опорная схема – это совокупность ассоциативных графических изображений, символов, ключевых слов и других мыслительных опор, заменяющих некое смысловое значение, способная значительно активизировать восприятие информации и в дальнейшем мгновенно восстанавливать ее в памяти. Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Слайд 11

Универсальные учебные действия Личностные : нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция . Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 12

Таким образом, одним из направлений совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы того или иного предмета.

Слайд 13

P.S. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9-х классов ГИА по русскому языку, это, прежде всего, воспитание личности, личности компетентной.


Предварительный просмотр: