Педчтения. Публикации и выступления.

Лумпова Надежда Николаевна

На городских педчтениях я выступала не раз:  в 2007 с темой « Попытка воспитания  в детях духовно – нравственного иммунитета» (эта работа была напечатана в методическом сборнике отдела образования и в газете «Карпинский рабочий»), в 2009 году с проектом ««Адаптирование курса «Основы православной культуры» для реализации целей общеобразовательной программы школы».

В сборнике "Качество филологического образования в условиях реализации ФГОС" Материалы VIII региональной научно-методической конференции. Март 2012 года" опубликована моя статья "Содержательный потенциал предметов филологического цикла как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников".

В 2015 году выступила перед педагогическим сообществом с темой  "Духовно-нравственное воспитание обучающихся через раскрытие духовного содержания русского языка", а в  2017 - «Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Лумпова

МБОУ СОШ № 16 городского округа Карпинск

Содержательный потенциал предметов филологического цикла как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников

Наша образовательная система переживает непростой период: идет процесс её активного преобразования. В настоящее время государство остро поставило задачу духовно-нравственного возрождения нации. Чтобы удержать лучшие традиции русского общества, сегодня нам необходима нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя.

Понять сегодняшний день и состояние воспитания наших детей можно значительно глубже и вернее, если опереться на день вчерашний: корни многих удач и неудач лежат именно там. Учителя часто задаются вопросом: почему, как только пошатнулся советский социалистический строй жизни, первой об этом дала знать «коммунистическая нравственность» общепринятой «системы коммунистического воспитании»? Надо сделать краткий экскурс в наше недавнее прошлое.

В системе коммунистического воспитания нравственное воспитание относилось к одному из главных его направлений – идейно-политическому. Другими направлениями были – трудовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. «Пятичленка» была заимствована у К.Маркса и затем развита советскими философами и педагогами. В результате модернизации его идеи и появилось « идейно-политическое воспитание», куда вошло нравственное, как его частный случай. Нередко нравственное сводилось к воспитанию этики поведения. Во всяком случае, такова была практика массовой школы.

Целью такого нравственного воспитания, находящегося под эгидой идейно-политического, было формирование марксистско-ленинского мировоззрения, как мировоззрения научного, классового, атеистического, а в целом – воспитание «строителя коммунизма» и «борца за дело Коммунистической партии Советского Союза».

Моральный кодекс строителя коммунизма был своего рода концепцией нравственного воспитания граждан, и в нём было всё: цели, источники, принципы, содержание (нравственные качества) и условия их «реализации» т.е. границы проявления.

И вот, несмотря на столь серьёзную проработку этого документа, он не выдержал испытания временем и быстро стал дежурным декларативным документом. Почему?

Моральный кодекс был оторван от культуры, в том числе моральной, народа, социоцентричен, рамочен и этим ограничивал какую бы то ни было свободу человека. И хотя перечень нравственных качеств был вполне приемлем, он рассматривался «заказным», искусственно созданным. Моральный кодекс быстро морально устарел. В 80-е годы о нём без критики не упоминали.

В конце 80-х годов началась так называемая «перестройка», обернувшаяся сменой общественно-экономического устройства страны и рождением нового государства – России. Все нравственные основы советского времени были без анализа отброшены и заменены новыми под общим названием – гуманизация. Это дало некоторые положительные результаты: разнообразились виды и типы образовательных программ, учреждений и технологий, стали реальными некоторые права детей, смягчился психологический климат в школе и т. п. И в то же время, в образовании получил развитие принцип абстрактного гуманизма, отчуждающего народ от культуры, жизненных смыслов и реальных ценностей людей. И эта система образования не дала ожидаемых результатов в главном – нравственном воспитании детей. Продолжает падать нравственность, растет детская криминальность, обесценивается учебный труд, не растет даже обученность по нашим привычным ЗУНам. Можно доказательно утверждать, что эти программы реформирования образования кроились по тем же лекалам, что и «коммунистическое воспитание»: они отражали сиюминутные настроения, но не затрагивали главного – духовности, не соответствовали культуре ни одного проживающего в России народа. Но, в отличие от Морального кодекса они были не социоцентричны, а детоцентричны. Увлекшись личностно-ориентированным, гуманно-личностным и даже личностно-ориентированным образованием, мы незаметно вырастили в наших воспитанниках детский и юношеский эгоизм и гордыню, ещё больше принизили роль учителя, родителя, коллектива, общественности и воспитания. Школе была предложена полная свобода для мировоззренческого и культурологического самоопределения.

Таким образом, за очень короткое время мы прожили ещё одну, если можно так сказать, парадигму нравственного воспитания, по сути построенную в том же алгоритме, что и первая. И в первом и во втором случае мы имеем дело с материалистическим мировоззрением, с атеизмом, с искаженным представлением об интернационализме, вылившимся во всемирную любовь, и негативным отношением к собственной культуре и истории. Определение добра и зла шло уже по отношению к «рынку», «плюрализму», «западным моделям» жизни. Вот уж поистине «дай человеку волю – заведет в неволю».

Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям – насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом (хотелось бы надеяться) от учителей-словесников.     

И первое,  о чем мне хочется сказать,  приступая  к рассмотрению  вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков словесности – уроков   русского  языка и  литературы, – установить  точное  значение  понятия «духовно-нравственное воспитание». Несмотря на  широкую трактовку этого понятия  в  Законе  «Об  образовании»,  в  данной  статье    рассматривается  исключительно  один аспект проблемы: духовно-нравственный - значит относящийся к  религии,  к  церкви. То есть речь идёт  не  о том,  как с помощью уроков русского языка и литературы способствовать вообще воспитанию нравственности и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а о духовно-нравственном воспитании  школьников в традициях отечественной православной культуры.

Переход от просто «нравственного» к более сложному «духовно-нравственному» воспитанию непрост. Для этого, как минимум, надо признать триединство человеческой сущности: духа, души и тела. А человеческий дух по  изначальному определению, это «та нематериальная часть человека, которая его связывает с вечным и непреходящим миром». Таким образом, непосредственно словом «духовность» будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества, соответствует тому, что сказано в Евангелии и других боговдохновенных книгах. Именно дух являет собой разумное начало в человеке. Особенностью православия и является соединение духовного и нравственного начал в человеке.

Наше время –  это  время повсеместного  обращения  к основам российской веры. Поэт Н.В. Колычев  говорит: «Церковь и вера  -  вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, ещё способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный Народ для противостояния злым  силам, довлеющим  над Россией». Православие – духовный ориентир и нравственный путь, ведущий к национальному единству, образованному и просвещённому обществу. Возвращение духовности, культуры должно происходить на всех уровнях: на уровне семьи, на уровне школы, на уровне государства. А на данный момент складывается странная ситуация, образовался какой-то замкнутый круг: на государственном уровне принимаются адекватные решения, например, введение курса «Основы православной культуры и светской этики», то на местах они не выполняются.

Далеко не во всех школах введен этот курс, а ведь именно этот предмет и мог бы ликвидировать дефицит необходимых детям знаний и стать мощным фундаментом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. При отсутствии курса, уроки родного языка и литературы становятся местом для  разговора о Боге, о нравственности, о душе, жизни и смерти, бессмертии и  совести.         

Уроки литературы всегда были основой нравственного воспитания школьников. Но современное общество предъявляет учителю литературы новые требования: на повестке дня – духовно-нравственное воспитание учащихся. Как его осуществить?

Я убеждена, что знание православной культуры крайне необходимо, прежде всего, самому учителю литературы, что возникла необходимость каждому учителю себя изменить. Наверное, уже появилась необходимость снова сесть за учебу, за историю, за философию, изучить наше культурное наследие, пойти в храмы, посетить музеи и ответить на вопрос, что делало Россию великой, Святой Русью.

К сожалению, мне кажется, мало кто из учителей готов к этому.  До сих пор мы «советские» и перестраиваться не хотим. Библия – книга книг, переведенная почти на все языки мира, известная огромному числу людей, относящихся к христианской цивилизации, почти неизвестна огромному количеству людей России, называющихся учителями русского языка и литературы. Можно ли понять  сюжеты, характеры героев не только литературных произведений, но и большинства шедевров мировой культуры без знания Ветхого и Нового Завета. А мы обходимся. Помню, ещё в советском детстве не могла понять (а учитель мне не мог объяснить, т.к. не знал) некоторых строк песен Булата Окуджавы, а это были библейские символы; не понимала «религиозной темноты» М.В. Ломоносова, читая его стихотворные переложения псалмов, стихи о Божьем величии, а поэтов Серебряного века прощала с высоты своего комсомольского сознания, что с них взять - вымирающее дворянство, вот и «декаденствуют», страдая от своего безверия, нашли от чего страдать...

Всегда любила литературу, но с открытием Библии, религиозной литературы, поняла, что всегда мне недоставало именно этого звена для понимания любимых Пушкина, Достоевского и других писателей и их произведений.  А тогда (в советское время) первые знания  я выискивала по крупицам: в атеистическом словаре, в справочниках атеиста-пропагандиста и т.д. Сейчас – благодатное время – беспрепятственно изучай любую литературу, соглашайся или не соглашайся – главное, знай, передай свои знания ученикам, дай им возможность выбора. Но не так-то это просто - меняться, проще продолжать говорить освоенные ранее литературоведческие «истины», обвиняя одних героев в безыдейности,  других - в узости мировоззрения.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Чтобы понять творчество великого «нашего» Пушкина, прежде всего мне необходимо было очистить своё восприятие от прежних наслоений: отказаться от идеологических и исторических стереотипов, заставить себя воспринимать прямой смысл написанного; научиться читать Пушкина, а не подглядывать за его личной жизнью. Проследить путь духовного восхождения поэта. Благо современных публикаций на эту тему достаточно. Вместе с ребятами увлекательно открывать эту «энциклопедию» человеческой души, нашедшую отражение в творчестве Александра Сергеевича, со всеми её переживаниями  и стремлениями. «Требую,- так сказал он перед смертью Вяземскому, -  чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Он завещал это как бы и всем нам, а мы его чуть ли не в «пламенные революционеры».

 «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора»,- писал Гоголь матери в 1844 году. Исполняем ли мы, учителя  и это пожелание? Знаем ли мы, что Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком. К примеру, немногие знают, что изучаемые нами поэма «Мертвые души» и пьеса «Ревизор» с точки зрения самого Гоголя были духовными аллегориями, а вовсе не сатирой на существующий общественный строй или нравы. Гоголь – писатель христианский, причем в точном смысле этого слова. И творчество своё Гоголь воспринимал как христианскую миссию, в своих произведениях пытался найти художественное решение духовных вопросов и сам называл искусство «незримыми ступенями к христианству».  

Под известным определением «больная совесть» по отношению к Чехову люди понимают противоположное: для одних это совесть, отзывающаяся болью за несовершенство мира и поругание человека в нем, для других полумертвая, нездоровая совесть. Конфликт многих рассказов Антона Павловича – столкновение пустого лживого существования и прямая встреча человека с Христом – когда вот сейчас надо либо пойти за Ним, либо…либо предать. В известном рассказе «Студент» эта встреча с Христом осознается собравшимися у костра людьми и разбивает все преграды между ними. А предложенный для анализа этот рассказ в ЕГЭ по литературе вызвал у многих учителей возмущение тем, что мы на уроках ТАК  не рассматриваем, так в чем дело – надо попробовать изменить угол зрения. КАК иначе можно истолковать этот маленький шедевр, если не в евангельской канве?

У каждого словесника есть свои методы и приемы для  урока, своя  методическая литература. Таким пособием, помогающим  подготовиться к  урокам литературы, стала для меня книга М.М. Дунаева «Православие и русская литература» (М. «Христианская литература», 2001), в которой я впервые увидела систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая II половиной XX в. Главная тема русской литературы, убежден М.М. Дунаев, – противоборство двух раздирающих душу и сердце стремлений – к «сокровищам небесным» и «сокровищам земным».

От начала моего «путешествия на планету Православия» до сегодняшнего дня многое изменилось: появилось множество новых и заново открытых старых публикаций, книг, выходят журналы, где всесторонне рассматривается вопрос о неразрывной связи веры православной и русской литературы. Для учителя – широкое непаханое поле. Вот, например, одна из последних таких книг «Православие. Литература. Революция» («Паломник». М., 2010 по РХ), написанная выдающимся преподавателем русской литературы Глебом Анищенко, дала мне ответы на многие вопросы и сегодняшнего дня. Среди них – о  литературе как мирском пути постижения истины, судьбы государства и общества в России в их трагической связи с революцией, что дало ключ к пониманию ряда важнейших проблем отечественной истории и культуры прошлого, настоящего и будущего. «Критерием оценки наших писателей должен быть не личный вкус, а христианское миропонимание, без которого русская литература закрыта и потому – загадочна»,- утверждает Г. Анищенко.

В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной.

Итак, одно из важнейших в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы проявляется не в какой-то связи с церковной жизнью, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской культуре, она и не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания.



Предварительный просмотр:

Лумпова Надежда Николаевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №16 ГО Карпинск

 Духовно-нравственное воспитание обучающихся через раскрытие духовного содержания русского языка.

                                                       Образование-это понимание сути  происходящих явлений.

                                                                                                        Протоиерей Сергей Вогулкин

Вот уже почти сорок лет я работаю педагогом, из них почти тридцать лет учителем русского языка и литературы. Надо сказать, что приход в профессию был определен не только моей любовью к детям всех возрастов, но и любовью к русской литературе. Язык как предмет изучения и потом преподавания виделся мне вынужденной необходимостью. Раз нет просто учителя литературы. Теперь же, спустя годы, я все больше восхищаюсь  родным языком и открываю для себя его сакральные тайны, его духовную составляющую, его не раскрытый в полной мере в современной школе нравственный потенциал.

Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека.

       Сейчас должно значительно изменится преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе: расширяются содержательные рамки предмета, претерпевают изменения организационные и методические основы урока, но в большей степени  происходит перегруппировка целей и задач, на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся, выдвигается требование формирования помимо лингвистической и коммуникативной еще личностной и культуроведческой компетенции.

Каждый раз в сентябре, на первом уроке в той или иной форме я говорю детям: «Вы дети великой страны, и вам принадлежит великий русский язык, на котором говорили и говорят великие и святые люди, на котором написана великая русская литература, которой зачитывается весь мир». Но изучение русского языка - трудная задача.

Почему же это так трудно для большинства детей всех поколений? Мне кажется, я нашла ответ - это вызвано большею частью непониманием смыслов.   И нам на уроках предстоит не только вгрызаться в правила этого языка, но совершать неожиданные открытия, узнавая тайны, проникая в затертый веками и событиями первоначальный смысл.

С каким удивлением дети узнают, что счастье, это часть твоей доли, оставленной тебе предками (с  частью). Мы рассуждаем, что включает в себя понятие  часть - это золото? Драгоценности? Или нечто другое? Все понимают, что это наследство не материальное, а духовное: твоё умение дружить, жить в ладу с людьми, это твоё умение радостно смотреть на мир – тогда ты и будешь счастлив (теперь дети не ошибаются в написании этого слова).

 Обращаюсь на уроке к этимологическому анализу – этот приём неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует духовно - нравственному воспитанию.

Кошка может быть обаятельной? Нет!  Исторический корень этого слова «баять» - говорить, обаятельным может быть только человек, наделенный даром речи. Действительно, соглашаются со мной дети, иной откроет рот, и куда-то девается вся красивость лица и приятность вида.

«Прелестная девушка!» - как часто мы слышим восхищенное восклицание. А дети, научившиеся «вглядываться» в слово, улыбаются: «Так это обманщица, ведь лесть – это обман». Значит прелестная - это та, которая тебя прельщает, вводит специально в заблуждение. Да-да, когда мы покрываем себя краской, татуировками и т.п., мы, настоящие, прячемся и на поверхность выставляем личину, а не лицо, мы становимся «прелестными».

А ведь это просто словарная работа, которая теперь превращается в беседу на духовно-нравственную тему.

«Всегда всматривайтесь в глубину слова»,- часто говорю ученикам. Если бы мы все задумывались над каждым произнесенным нами словом, скольких бы бед, неприятностей, ссор и обид мы могли избегнуть

Потрясающие открытия мы делаем, когда говорим о так распространившемся в нашем обществе сквернословии, о мате. Недаром этот вид речи называют также бранью, потому что наши предки применяли его как магическое оружие – проклятие, бросаемое в лицо врагу и помогающее его убить. Такие запрещенные для остальных слова могли произносить только мужчины-воины, но после войны им нельзя было причащаться три года. За убийства мечом и словами. А мы произносим богохульные, богомерзкие злословия (какое богатство синонимов, определяющих матершину) и не понимаем, что мы говорим.

       Работая над умением, совершенствуя лексикон, использовать в своей речи средства выразительности, привожу пример из Священного Писания, рассказываю о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Господь впервые показывается апостолам в Божественном сиянии. Предлагаю ребятам подобрать синонимы к слову «Преображение» – превращение (как в сказке), изменение (как в эксперименте), реконструкция (деловая сфера) и т. д. – мы убеждаемся, что у всех этих слов свои смысловые оттенки, но к данному событию подходит именно слово «Преображение» как изменение ОБРАЗА, а вот в английском языке такого нет, сообщаю я, там во всех случаях применяется одно слово – трансформация!

Из урока в урок, продолжая открытия, работая над учебной задачей,  мы узнаем, что само слово «русский» необычно для обозначении нации, в Германии живут (кто?) немцы, во Франции (кто?) французы, в Англии (кто?) англичане, а «русский» (какой?) -  это прилагательное, обозначающего признак предмета. Стать русским, значит приобщиться к особой многовековой традиции, объединяющей все народы, живущие в нашей стране и говорящие по-русски, в единый не только земной, но и духовный организм. В этом смысле на уроках я говорю о степени приобщения человека к традиции народа, в котором он вырос.

         Дух захватывает у детей, когда они узнают «откуда есть пошло русское слово» Девятиклассница (теперь уже выпускница) Маша Балуева работала над исследованием этой проблемы, и мы услышали, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

        Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывали в неё братья-просветители славян.

       Рассмотрев высшую часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы, зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания:

  • Аз –то и местоимение Я и слово «изначально», «начинать» или «начало»,
  • Веди + Глаголь  обозначает «ведай учение»;
  • Рцы + Слово + Твердо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»;
  • Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон».

Если вы присмотритесь к другим буквам, то тоже сможете найти тайнопись.

       Вот к каким открытиям мы приходим, изменив угол взгляда на наш язык. Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, он является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое естественное и привычное — язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализуется.

После первой четверти, после первого знакомства друг с другом, я прошу пятиклассников написать мне письмо, где ёмко и интересно рассказать о себе. Это письмо «не понарошку», его посылают ребята мне по почте. Сейчас для многих это неизвестная сторона общения. Мы сравниваем их переписки по электронной почте, ВКонтакте и т. п. с написанием письма на листе бумаги, оказывается, это совершенно особое действо - сесть и написать подробное письмо, заклеить его в конверт и послать по почте, чтобы потом радостно услышать, что я получила его и готова ответить на вопросы. Тут же вновь сталкиваемся с особенностью нашей речи: при обращении к старшим людям мы называем не только имя, но и отчество. И для русского уха неприятно обращение к учителю, директору, градоначальнику да любому взрослому просто по имени, разве их отцы в чём-то осрамились, что мы даже их имени не называем?! Мы не «иваны родства не помнящие», у нас есть отцы, мы помним свой род, свои корни, да ведь страна – то наша называется Отечество - земля отцов! Вот вам и тема преемственности поколений и разговор о ней.  

«Фотография, на которой меня нет» - так называется одно из сочинений в седьмом классе. Его цель – узнать свою родословную, свои истоки, историю и происхождение своих имен и фамилий. Узнать, откуда же  во мне столько всего, в характере и стремлениях, в способностях и даже в почерке, откуда Я.

   Именно такое «кладоискательство» на протяжении ученичества позволило моей теперь уже выпускнице, Насте Владимировой, войти в десятку лучших из авторов достаточно трудного областного конкурса эссе «Пять «вех» в истории культуры моего региона».

«Размышляя над темой эссе,- писала Анастасия,- я, может быть, впервые задумалась над значением слова «культура». Первоначально оно связано с землей. Культурный слой земли – это слой на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. Чтобы раскрыть тему, обозначенную в заглавии, необходимо, на мой взгляд, уподобиться археологу». Настя своеобразно подходит к проблеме изучения «наслоения» культурного слоя нашего края, но заканчивает она свое эссе-исследование выводом: « … за все годы формирования характера уральцев, по моему мнению, сложился определенный культурный тип людей – талантливых, мужественных, умеющих «сметь свое суждение иметь».

Иметь своё суждение - значит не  подвергнуться манипулированию, не стать «зомбированным» от любых источников информации, все взвешивать на весах добра и зла. Образование и должно просвещать человека, дать ему «свет», позволяя не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений.

 В шестом классе рядом изучаются два произведения: Короленко «Дети подземелья» и Шалом Алейхем «Мальчик Мотл». Сначала, сравнивая эти два произведения, ребята говорят, что «Дети подземелья» грустное, второе –весёлое. В ходе анализирования дети отмечают что, хотя там и там герои - два нищих мальчика одного возраста, настроение от прочитанного разное и оценка героев не может быть одинаковой. Почему? Валек ворует, чтобы выжить ему и его умирающей сестрёнке, а Мотл мошенничает, чтобы разбогатеть. И уже не хочется говорить, что повесть Короленко только печальная, а рассказ о мальчике Мотле весёлый. Смотря, что видеть светом, а что тьмой. А далее начинается долгая и кропотливая работа по обучению находить нужные слова для разного вида высказываний, выступлений, сочинений. Теперь новое требование – понять, что (нет, не привычная формулировка «хотел сказать автор») и как говорит о себе и своем взгляде на мир тот или иной автор, а научиться раскрывать глубину смыслов, вложенных в его слова, чтобы в результате самому уметь выражать свои мысли.

Не знаю, задумываются ли составители контрольных тестов над данными для анализа и сочинения текстами в них. Последний пример: сочинение  на тему «Собака – верный и преданный друг человека», где рассказывалось о собаках, обученных на войне бросаться под танки с привязанными на спину гранатами. Дети, пытающиеся вглядываться в глубину слов, в смысл написанного, ужаснулись пафосному восторженному тону.  Вывод обсуждения был не только в анализе ошибок сочинения, но и в нравственном уроке «Они-то преданные и верные, а мы?!»

        Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.

Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться в этом туманном настоящем юные души. Но учитель должен помнить, что "лишь слову жизнь дана", значит, он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства гордости и желания изучать великий русский язык.



Предварительный просмотр:

Педчтения. Секция №3 Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образования.

«Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

Духовно-нравственное воспитание сегодня является первостепенной  задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности.

     Общая педагогическая цель – воспитание,  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

        Способствует:

  • духовному и личностному росту учащихся;
  • развитию творческого и логического мышления;
  • развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • обучение умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
  • развитию способности к самопознанию, формированию положительной «Я - концепции»

Современная школа призвана  активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Данные анкетного опроса учителей, учащихся и их родителей выявили значимость и актуальность духовно – нравственного аспекта воспитания и степень интереса детей и взрослых к духовно-нравственной проблематике. Так, абсолютное большинство опрошенных педагогов (90%) и родителей (100%)   оценили её как актуальную, а 70% детей считают духовно – нравственные темы интересными и нужными.  

Решению глобальной задачи  духовно – нравственного воспитания личности не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.

Ожидаемые воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням

Первый уровень результатов – приобретение школьников социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных объектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Планируемые результаты.

       Личностными результатами должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Метапредметными результатами должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план работы над заданием.
  • Оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • Отбирать необходимые для работы над заданием источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместной работе над заданием, выполняя разные роли в группе.

         Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению  школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

         Использование материала уроков русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по русскому языку и литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. При изучении различных тем по русскому языку я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей. Духовное восхождение личности реализуется в активности освоения  и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель».  

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами родного языка и литературы я использую принцип обучающего воспитания. Этот принцип реализуется через осмысление детьми  нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. Поэтому от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, смирение, терпение, целомудрие, милосердие, бескорыстие, любовь, верность, жалость, сострадание, патриотизм, мужество, долг, честь, достоинство, семья, брак, родители и т.п. Что является актуальным в свете подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

        Для решения задачи по созданию условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся через обновление содержания уроков и внеурочной деятельности использую разные образовательные, педагогические, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения: все больше уделяю внимание проблеме написания вторичных текстов на духовно – нравственные темы. Это связано с  тем, что дети недостаточно хорошо владеют  умением преобразовывать полученную информацию и, как следствие этого, не умеют их создавать. Кроме того, в Стандарт основного общего образования входят следующие умения: создавать тексты, различные по типу, стилю и жанру, производить различные виды информационной переработки текста. 

В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве. Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной. Иметь своё суждение - значит не  подвергнуться манипулированию, не стать «зомбированным» от любых источников информации, все взвешивать на весах добра и зла (причин и следствий). Образование и должно (создавать образ, преображать) просвещать человека, дать ему «свет», позволяя не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений.

Лумпова Надежда Николаевна - учитель МАОУ СОШ№16  ГО Карпинск  2017г.