Воскресная школа

Лумпова Надежда Николаевна

Являясь прихожанкой храма, я, будучи педагогом,  не могла остаться в стороне, когда создавалась воскресная школа при нашем приходе. Это, несомнено, дает мне богатый опыт не совсем привычного стиля занятий с разновозрастными детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Я постигаю новое и по-новому смотрю на старое. Это служение обогащает меня, открывает людей (и больших, и маленьких) в другой ипостаси.  Можно сказать, что я большему учусь, чем учу в воскресной школе. На этой странице и опыт преподавания в Воскресной школе, и статьи для православного сайта   http://богословск.рф/voskresnaya-shkola/uchitelya

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воскресная школа прихода собора Иоанна Богослова г. Карпинска.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Одно из назначений образования заключается в сохранении преемственности отечественной культуры, в сохранении традиционных ценностей народа. Проблему духовно-нравственного воспитания невозможно решить вне религиозной традиции, являющейся основой культуры и народных ценностей и воззрений. Воспитание, способное решить задачу преемственности, осуществляется не только общеобразовательной, но и воскресной школой.

Являясь завучем воскресной школы, отвечаю за наличие и хранение учебных программ (планов); составляю  расписание учебных занятий;

контролирую своевременное заполнение журналов и   посещаемость занятий учащимися; организую педагогические советы,

совместно с настоятелем и катехизатором  разрабатываю годовой план внеклассных мероприятий для учащихся воскресной школы.

Большое значение придается работе с родителями, которые также являются слушателями воскресной школы. Но особенность этого служение в том, что мы. Взрослые и дети,  являемся братьями и сестрами нашего прихода, что создает особую атмосферу общения – сотрудничества, где действительно «один за всех и все за одного». Воскресная школа – это не учреждение, где заучиваются на память строки из Писания. Прежде всего, это объединение единомышленников, которые стремятся найти Бога и обрести в Нем спасение. Это семья, где воспитываются навыки послушания.

Мы не ставим своей задачей воспитать человека, оторванного от действительности, живущего в вымышленном мире. Наша задача научить ребенка жить полноценной жизнью, но в мире с Богом, не нарушая Его Заповедей. Ребенок должен научиться оценивать литературу, музыку, искусство, делать выбор и быть ответственным за него, уметь смирять свои страсти, анализировать свои поступки, признавать свои ошибки, видеть лучшее в других людях. Ребенок должен научиться пользоваться правом выбора, не вредя своей душе.

         В воскресной школе и учителя, и ученики учатся вместе: одни знакомятся с истинами, другие их повторяют или узнают по-новому. Иногда наши воспитанники своими ответами и замечаниями показывают нам то, на что взрослые не обращают внимания.

Мы считаем, что уроки должны действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувства, т.е. не только обогащать воспитанников знанием основных христианских догматов, но увлекать к делам, сообразным требованиям христианской нравственности.

В 2014-2015 учебном году в православной воскресной школе (тип - воскресная учебно-воспитательная группа) прихода собора Иоанна Богослова была предпринята попытка ( теперь можно утверждать, что она удалась) системной организации учебного процесса. Христианское образование педагоги понимали как комплексное развитие, многопрофильное обучение и свободное воспитание активной личности, способной к духовной жизни. Преследовалась цель комплексной организации вероучительного и общепознавательного материала в развивающей педагогической системе с учетом пожеланий и личных возможностей учителей, а также особенностей данного учебного заведения и конкретных групп. Педагоги видели свою главную цель в том, чтобы способствовать формированию православного мировоззрения у ребенка, в закладке определенной системы связей и отношений.

Необходимо познакомить ребенка с жизнью в свете христианского Предания, рассказать о мире, о Боге, о человеке, раскрыть многообразие жизни, дать ощутить свободу выбора человека и ответственность его за свои дела. И наконец, ввести ребенка в духовную проблематику, объяснить основные догматические положения Православной Церкви, связать их с каждодневной жизнью ребенка, подготовить его к таинственной жизни в Церкви.        

Для этого необходимо:

помочь детям видеть красоту и разумное устроение окружающего мира, утвердить понятие о Боге как о Творце мира;

учить детей благодарному и бережному отношению ко всему творению;

пробудить любовь к Господу рассказами о Его любви к людям;

помочь каждому ребенку вступать в живые отношения с Богом, миром, людьми (через целенаправленную индивидуальную работу);

учить ребенка распознавать добро и зло, исходя из принципов христианской этики.

научить первым навыкам молитвы;

готовить к сознательному участию в церковных таинствах.

Формы проведения занятии:

  • рассказ, объяснение, беседа, чтение;
  • душеполезные рассказы;
  • совместное проговаривание;
  • разучивание кратких молитв и церковных песнопений;
  • совместное участие в Богослужении;
  • прослушивание музыкальных записей, звонов;
  • просмотр книг, иллюстраций, слайдов, православных видеофильмов;
  • изобразительное творчество (рисование, раскрашивание, вырезание, лепка; работа в мастерской «Рождественский (Пасхальный) подарок»).

Занятие начинается и заканчивается молитвой.

На каждом занятии звучит евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Господа).

Используются как доступную для понимания детей помощь в раскрытии темы занятия примеры из художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи с нравственным содержанием).

При подготовке к занятиям и в ходе их проведения учитываются психологические и физиологические особенности детей разного возраста.

Христианская жизнь, как известно, не есть жизнь по закону, но жизнь по благодати, то есть по Духу. Ребенку не только нужно осмыслить пространство живого мира, ему нужно ощутить себя в этом мире, найти свой путь и учиться им идти. В этой связи важной задачей для педагога является воспитание не только сознания, но и чувств ребенка, сохранение его живого восприятия.

Учебные предметы:

Введение в Закон Божий;

Творчество (пение и изобразительное творчество, танец);

Православные праздники.

В 2015-16 учебном году начались занятия в старшем классе по Закону Божьему (Ветхий и Новый Завет).

В 2016-17 учебном году введен ещё один курс «Основы христианской нравственности» и « Духовно-нравственная культура».

В воскресной школе 4 класса: 1-подготовительный; 2 –младший; 3 –средний; 4 – старший.

Воскресные школы - учебные заведения для обучения детей катехизису и Закону Божьему, создаваемые христианским духовенством при храмах и в приходах. Занятия Воскресные школы проводят раз в неделю по воскресеньям.



Предварительный просмотр:

«Во всём мне хочется дойти до самой сути» - девиз моей учительской исследовательской работы «Духовное содержание русского языка». Вот уже много лет работая над этой темой, я совершаю потрясающие и меняющие угол зрения на привычные вещи открытия. Открытия в данном нам от Бога русском языке. Всё не случайно. Это знает каждый верующий. Не случайны неожиданные встречи, не случайны события, не случайно каждое слово, произнесенное нами. Мы стали забывать об этом, треща словами, произнося нелепые фразы, уже до неприличия разрослись в нашем языке словечки-паразиты и даже стали модными, востребованными – и все это от того, что большинство из нас не задумывается о сакральном (мистическом) значении языка.

 «Код нации» - так называет язык любого народа Фазиль Ирзабеков, воспитанный в мусульманской среде азербайджанец, принявший крещение в 42 года с именем Василий, изучающий тонкости русского языка через призму Православия. Он – азербайджанец - ратует за чистоту русского языка и доказывает, что все исконно русские слова говорят о Боге, о христианстве, что язык объясняет нам великие смыслы, Замысел о нас.

Мне нравится взять слово и  рассматривать все его грани, как камень-самоцвет, о чём это слово, зачем, как с ним обращаться, где и кому говорить.

В  Прощеное воскресение перед началом Великого поста  мы готовимся всех или всем простить  и самим попросить прощения. Слово «простить» очень похоже на слово «простой». Оказывается в этимологическом словаре так и объясняется его происхождение: простить от просто, простой в – в значении от «свободный», «простить» - буквально «освободить» (от долгов, грехов и т.п.). Есть и такое толкование - слово «простой» образовано от корня стать + приставка про-, и его первоначальный смысл - «стоящий впереди, расстилающийся»…

Слово «прощать» однокоренное слову «проще». Наш язык нам подсказывает: будь проще и к себе и к другим, не мудри с обидами, не накручивай, в голове проговаривая всё, что хотелось бы сказать обидчику.

У Владимира Даля в словаре слово «прощать, простить» - «делать простым от греха, вины, долга; извинить, отпустить кому провинность, снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать». «Бог простит»,- отвечают просящему прощение, т.е. не мне тебя прощать, я такой же грешник». И далее в словаре приводятся пословицы, приметы, связанные с этим словом и с Прощеным днем: «Была вина, да прощена», «Прощай, да не стращай», «За прощеную вину и Бог не накажет», «В Прощеный день зять у тёщи гостит», «Оттепель с заморозками в Прощеный день - к урожаю грибов», «Пришли редька да хрен, да книги Ефрем (Великий пост)».  В.Даль так пишет о Прощеном воскресении «Сегодня прощанье, прощеный или прощальный день, канун Великого поста, предговенье, где все прощаются друг с другом, просят прощенья за вины свои».

Вот в чем смысл! Прощают и прощаются, впереди путь поста, «покаяния двери отверзи мне, жизнодавче». Встретимся ли прежними или нет, изменит ли нас этот путь?    Надеемся на «Милость Твою», а пока … простите меня и прощайте, братья и сестры.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Когда ответы находятся сами.

Не замечали ли вы, что порой, в минуты сомнений или поиска ответа на трудный вопрос,  ответ приходит будто бы случайно. «Кто верит в случай, тот не верит в Бога, - утверждают мудрые, - ничего случайного не бывает». C:\Users\NN\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Faddey_Vitovnickiy.jpg

Вот и в этот раз, участвуя  в споре о том, как жить православному, можно ли радоваться, получаю «случайно» ответ от крайне почитаемого сербского старца архимандрита Фаддея Витовницкого: «Самая большая благодарность Богу - радость». И так постоянно, ответы находятся сами.

Читая стихи современных поэтов, редко встречаю близкие мне по духу, по состоянию души. Даже стихи современных православных поэтов мне не очень нравятся, а тут в «Литературной газете» напечатали стихи Николая Зиновьева - поэта с Кубани. И в них пронзительные строчки – ответы на мои вопросы.

         †††

Бывают дни особой силы,

Когда в теченье дня всего

Помимо «Господи, помилуй!»

Нет в мыслях больше ничего.

†††
Не понимаю, что творится.
Во имя благостных идей
Ложь торжествует, блуд ярится…
Махнуть рукой, как говорится?
Но как же мне потом креститься
Рукой, махнувшей на людей?..



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В СЕТИ

Марина Бирюкова

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102776/277602.p.jpg?0.8836704046259518

Вот уже три года как я живу в Фейсбуке…

Написала и сама вздрогнула. Неужели я действительно в нем живу?

Нет! Фейсбуком я только пользуюсь, а живу – в жизни.

Точно ли так?..

Быть, а не казаться

Почему нет уверенности в том, что я не моделирую там, в виртуальном пространстве, перед людьми, большинство из которых не видит меня в повседневности, – другую себя и другую свою жизнь?.. Что я ничего перед этими людьми не изображаю?.. Что я таким образом не раздваиваюсь?..

Это вопрос о собственной искренности и цельности. Но почему я задаю себе этот вопрос именно в связи с социальной сетью? Может быть, его нужно было гораздо раньше себе задать? Соблазн казаться, но не быть, стремление играть перед окружающими некую роль – это начинается где-то в детстве, с наивного хвастовства и вранья… А закончиться может – услугами профессионального имиджмейкера (что уже не про меня, конечно). Что же касается Фейсбука или любой другой социальной сети – она просто предоставляет творцу собственного имиджа большие возможности. Поэтому служит сильнейшим искусителем. И это одно из самых сложных сетевых искушений. Сложных – потому что происходит и помимо твоей сознательной воли тоже. Вдруг выясняется, что в глазах некоторых фб-друзей ты – ну как бы это сказать, не совсем то, что на самом деле. Гораздо лучше и гораздо значительнее. И переубедить этих людей трудно – во-первых, потому, что твои объяснения они расценивают как проявление скромности и смирения; а во-вторых, потому, что тебе самой очень хочется в эту, другую себя – поверить.

Как с этим справиться? А как мы вообще возвращаемся к себе самим – таким, каковы мы в действительности, а не в воображении? Где это с нами обычно происходит? Дома, в домашней молитве, в вечернем повседневном исповедании грехов, в храме, особенно во время исповеди. Именно тогда нам бывает стыдно что-то перед кем-то из себя изображать; именно тогда мы задаем себе вопрос, насколько мы сами соответствуем тому, что пишем, говорим, проповедуем…

Фейсбук – не жизнь. Фейсбук – лишь одна из технических возможностей, предоставляемых человеку цивилизацией. Думаю, человек останется единым, он не расслоится на «реального» и «виртуального», игрового – если он будет относиться к себе трезво и сохранять себя в целостине только тогда, когда смотрит в монитор. Церковная жизнь предоставляет для этого средства, проверенные веками.

Задай себе вопрос «Зачем?»   

В один прекрасный день я отдала себе отчет в своей зависимости от Фейсбука. В чем же она заключается и как она сформировалась?

Я вложила себя в страничку. Вложила искренне, без подвоха, без псевдонима, без игры. Вот она я – какая есть. Вот подлинная физиономия – моя, заметьте, а не кота моего. Вот что я хочу вам, люди, сказать, вот чем я сейчас поделюсь с вами, надеясь на ваш отклик...

В один прекрасный день я отдала себе отчет в своей зависимости от Фейсбука

Отклик последовал. Я увидела – то, что от меня исходит, востребовано. Значит, я не зря на свете живу! Регулярно приносимые Фейсбуком подтверждения моей значимости в виде лайков и теплых благодарных комментов подтверждали это обстоятельство…

И такое вот постоянное подтверждение стало мне вдруг нужно, слишком уж нужно, необходимо.

В результате телега встала впереди лошади: я стала специально искать (в себе самой или в книгах) – что бы такое написать сегодня в Фейсбуке. Вот не пришло ко мне ничего такого, не созрело, не отделилось от меня, как яблоко от ветки, чтоб упасть в чьи-то ладони… а я искусственно пытаюсь что-то от себя отломить, дабы сообщить: вот она я, никуда не делась, по-прежнему интересна и по-прежнему – не забудьте, друзья! – вам нужна.

Вот так мы и обнаруживаем в себе… то, что на самом деле необходимо обнаружить. Рядом с искренним и естественным желанием общаться с единомышленниками, единоверцами, дружить – не только с ними даже, но с самыми разными людьми, узнавать об этих людях как можно больше – во мне живут, оказывается, и тщеславие, и суетность, и стремление к самооправданию вместо оправдания перед Богом…

Что нужно делать, чтобы Фейсбук не способствовал процветанию этих наших грехов, не создавал для них почву? Очень простой ответ: всякий раз задавать себе вопрос «Зачем я пишу этот пост?» – и честно на него отвечать.

И еще – молиться всякий раз прежде, чем нажать на «опубликовать». Вот это средство – просто безотказное. Потому что – если есть в твоем замысле нечто нечистое, грешное, то молитва сразу тебе это покажет: ты просто почувствуешь, что делать это не нужно; ты увидишь ничтожность своих суетных помыслов. И у тебя возникнет чувство стыда.

Просто, да, но почему так непросто приучить себя к этому?.. Почему я вновь и вновь жму на «опубликовать», забывая произнести молитву, не храня того, что дал мне уже Бог осознать?..

Удержи язык твой от зла

Не всегда получается остановить пожар, опомнившись и удалив собственный пост

Мы вообще не очень умеем удерживать свой язык от зла (ср. Пс. 33,13) и плохо помним слова святого апостола Иакова о языке, который – небольшой член, но многое делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!(Иак. 3,5). Далее апостол говорит о том, как трудно, невозможно… и как необходимо человеку укротить язык. Укротить электронный язык необходимо вдвойне, потому что вещества он зажигает – очень много и сразу. И не всегда получается остановить пожар, опомнившись и удалив собственный сгоряча настуканный пост. У меня так было, по крайней мере, дважды. Хотя я – журналист, и должна бы, кажется, держать свою тормозную систему в рабочем состоянии. Что касается других пользователей – все мы регулярно видим, как поднимаются эти бури, как люди выплескивают эмоции, совершенно не разобравшись в ситуации либо подогнав эту ситуацию под сложившуюся уже у них схему. «Злодеи-чиновники отобрали приемных детей у супругов-усыновителей и вернули в казенный концлагерь!..» Да вы погодите, попытайтесь хотя бы с другой стороны на эту ситуацию посмотреть. Может быть, этих детей гораздо раньше изъять надо было. Может быть, чиновники их от голода, от побоев спасли. Всякое ведь бывает!

Приходим к тому же: Интернет – очень большие возможности, очень сильное искушение и одновременно – очень мощное увеличительное стекло, позволяющее хорошо рассмотреть ту опасность, которая сидит не в «злодеях-чиновниках», не в других людях, а в нас самих.

Молчание, конечно, золото, но без серебра тоже никак

Вопрос «Промолчать или сказать?» – он вообще не такой простой. «Мне приходилось жалеть о своих словах, но ни разу – о своем молчании» – не помню, чье это наблюдение, но согласиться с ним могу лишь отчасти. О молчании нам тоже приходится жалеть – если мы не заступились за кого-то, не поддержали, если мы молчанием предали, если мы, наконец, той правды не сказали, которую нужно было сказать.

Я не пускаю на свою страничку политику и скандалы. Не участвую в обсуждении тех проблем и ситуаций, в которых я не компетентна, которые известны мне только с чужих слов. Не считаю нужным прибавлять свой голос к хору, и без меня уже достаточно мощному. Но – когда-то я действительно не могу и, главное, не считаю себя вправе молчать.

Такие ситуации – всегда для меня стресс, всегда испытание. И с недавних пор я учитываю вышеупомянутые ошибки: стараюсь не поддаваться эмоциям, не бросаться к ноуту как к ружью, поразмыслить, взвесить, задать себе тот самый вопрос «Зачем?» – и только после этого опускать пальцы на клавиатуру…

Я благодарю Бога за то, что Фейсбук вошел в мою жизнь не слишком рано. Сейчас, а не 10-15-20 лет назад, когда я представляла собой существо невразумительное, незрелое, наивное и очень малоответственное. Сейчас я все же способна отвечать за то, что от меня исходит, и определять границы своей компетентности.

Но и сегодняшнюю меня Фейсбук очень многому научил. И уроки эти совсем не излишни для православного человека, живущего в обществе, увы, очень мало пока воцерковленном и желающего как-то этому обществу помочь.

Не лезь, куда не просят

Главный урок, пожалуй – чувствовать, где тебя хотят слышать, а где не хотят. И не лезть туда, куда тебя, по сути, не звали – хотя и есть у тебя, как и у всех, техническая возможность комментировать чьи-то записи. Помнить, что большинство людей вообще не хотят видеть в комментах возражения, хотя бы даже и в корректной форме. Люди хотят не возражений, не критики в свой адрес, а поддержки. Как в соцсети, так и в жизни вообще, между прочим – такова человеческая природа. И ее необходимо учитывать. Взламывая психзащиту человека, мы ни в чем его не убедим.

Взламывая психзащиту человека, мы ни в чем его не убедим

Еще я научилась не застревать в спорах. Вообще не вмешиваться в них без крайней необходимости. А если уж впрямь надо, не можешь молчать – высказаться кратко и, по возможности, емко один раз и более уже туда не возвращаться – пусть другие выскажутся. Не быть самонадеянной, в конце концов, не думать, что вот именно ты сейчас и свет прольешь, и все точки над известной буквой расставишь. Фраза «Без тебя разберутся» – она хорошая, отрезвляющая.

А захваченность спором, неспособность из него выйти, 323 твоих комментария под одним чужим постом, крайнее эмоциональное возбуждение, гнев, переход с предмета спора на личности…

Надо вовремя понять, насколько это душевредно, как это нас разоряет и опустошает духовно. Начните молиться сразу после спора – тогда почувствуете. Молитва – она ведь как проекция на экран, она сразу показывает нам, в каком состоянии мы находимся.

Дорога к другу

Человек нуждается в общении. Это не просто нормально, это, как мне кажется, изначально Богом в человека заложено: не для того он создан, чтоб так и остаться раковиной с плотно сомкнутыми створками, чтоб все свое в себе схоронить.

Мы нуждаемся не в поверхностном (хотя поверхностное тоже может сослужить какую-то свою службу), а в глубинном общении, мы страшно тоскуем по нему. Мы ищем дорогу в глубь себя – чтобы она стала дорогой к другому человеку. Той самой пришвинской дорогой к другу! Потому что эта глубина – место встречи родных душ, место, где они уже не могут друг без друга.

Мы ищем дорогу в глубь себя – чтобы она стала дорогой к другому человеку

Люди приходят в социальную сеть с очень разными целями. Кто-то ищет развлечения, релакса, «прикола». Для кого-то страничка в сети становится знаменем борьбы, идейно-политической трибуной, грозой врагам. Но я шла – к своим другим. К тем, с кем мы встречаемся на глубине. К друзьям, а не к френдам. И другие шли так же. И мы пришли друг ко другу. И открыли друг в друге то, что, может быть, никогда не открылось бы, если бы мы – ну, скажем, просто работали вместе, какими бы добрыми ни были при том наши отношения.

Мы очень рады своему взаимооткрытию, мы боимся друг друга потерять, вздрагиваем от слухов о возможной блокировке нашей любимой сети…

Главное – чтоб наша дорога была именно дорогой к другу, а не к себе в его глазах.

Марина Бирюкова

10 ноября 2017 г.