Советы, рекомендации ученикам (для уроков литературы и ЕГЭ )

Лумпова Надежда Николаевна

Как читать, как готовиться к урокам, как правильно работать над любым произведением и текстом? Трудные вопросы, ответы на которые вы найдете здесь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разбор заданий на ЕГЭ по литературе: как сдать на 100 баллов?

АВТОР: САМЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ · 17.01.2019

Наиболее эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе – это последовательная подготовка по заданиям, расположенным от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, Многомудрый Литрекон проанализирует каждый из 17 вопросов, которые достанутся Вам уже этим летом. Наши задачи – определить, что собой представляет задание, выяснить, что от нас требуется, и выработать рекомендации по его выполнению и подготовке, исходя из критериев оценивания.

Содержание: [скрыть]

1-7

Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.

Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:

  1. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  2. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  3. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  4. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:

  1. Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
  2. Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
  3. Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
  4. Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете вкодификаторе)

Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.

Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:

задания 1-3 на ЕГЭ по литературе

Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.

задание 4 на ЕГЭ по литературе

4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.

задания 5,6, 7,8 на ЕГЭ по литературе

5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.

Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.

8 и 15

8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.

  1. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  2. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  3. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения
  4. Письменные интерпретации художественного произведения;
  5. Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста.

Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:

  1. Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
  2. Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.

Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.

8 задание на ЕГЭ по литературе

Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:

15 задание на ЕГЭ по литературе

Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.

  1. Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
  2. Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
  3. Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.

Данная работа оценивается по трем критериям. При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6.

Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!

9 и 16

9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
  2. Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.

Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:

9 задание на ЕГЭ по литературе

16 задание на ЕГЭ по литературеКак с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:

  1. Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.
  2. Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова. Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.
  3. Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С. Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.

Сочинения оцениваются по 4 критериям. Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла).

Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.

10-14

10-14 задания – это краткие ответы на вопросы (слово, словосочетание, последовательность цифр), но относящиеся к лирике. Чтобы их сделать, нужно владеть тем же арсеналом умений, который Многомудрый Литрекон уже описал в первом параграфе для заданий 1-7. Но вот специфические советы по подготовке конкретно для этой группы вопросов:

  1. Сделайте шпаргалки тропов, жанров, течений и размеров стихотворений. Анализируйте произведения русских поэтов, используя эти памятки. Со временем Вы все запомните.
  2. Время от времени полезно почитать анализы известных стихотворений, и в этом плане Вам поможет Многомудрый Литрекон, так как он еженедельно выпускает новые работы, посвященные разбору стихов.

Самое время встретить по одежке сами задания, вот примеры из демоверсии:

10-12 задание на ЕГЭ по литературе

13-14 задание на ЕГЭ по литературе

Что с ними делать? При наличии поверхностных знаний теории из кодификатораможно давать правильные ответы. Блоку (даже судя по данному стихотворению) подходит только символизм. На упомянутую стилистическую фигуру похоже только содержимое шестой строфы. Поскольку центральный образ – Россия, ответ на 12 вопрос – «разбойная». В 13 задании можно вообще ничего не знать, ведь ответ находится методом исключения: ни иронии, ни преувеличения там нет, и это очевидно. Остаются номера 2, 4 и 5. Размер – ямб, но если уж Вы совсем не имеете о них понятия, то можно было угадать, велика вероятность случайного совпадения.

Таким образом, чтобы быстро и качественно выполнять эти задания из ЕГЭ по литературе, нужно освоить термины из кодификатора и получить в ходе практических занятий навыки анализа лирических текстов.

17

17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:

  • Написание развёрнутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений;
  • Различные виды пересказа.

Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
  2. Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.

Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:

17 задание из ЕГЭ по литературе

Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:

  1. Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
  2. Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
  3. И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
  4. Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.

Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.

Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)



Предварительный просмотр:

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе (советы ученику):

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений, который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы.

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену, они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать — много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы. На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3, С2-С4, С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно. С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации.

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Вступление

Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!

Мотивация

Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.

Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.

Правило первое – самое важное

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).

Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»

Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e-ink дисплеем).

Теория и подходы к ней

У всех подготовка  различная, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:

Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).

Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.

Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.

Периодичность работы с теорией.

В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.

Как разобраться с частью С

Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.

Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.

· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.

· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.

· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.

· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.

Разумеется, все эти правила - ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.

Лирика

Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.

Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.

Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.

Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.

А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.

О критериях

Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.

Об учителях и репетиторах

Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.

Общий план подготовки

Каждодневное чтение по 50 страниц.

Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.

Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.

Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.

Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.

Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.

Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.

В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию - вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.

А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!

UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза - сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.



Предварительный просмотр:

Как написать отзыв о прочитанном произведении

Летом вам предстоит прочитать произведения художественной литературы.
После прочтения произведения вам необходимо написать не менее 10 отзывов.

Вот примерный план отзыва о прочитанном произведении.

1. Вступление (Автор и название произведения. Если читали другие произведения этого автора и автор уже вам знаком, напишите об этом).

2. О чём произведение? (сжатый пересказ, 2-3 предложения)

В этой сказке/повести/романе изображается…

В произведении рассказывается (говорится) о …

Автор/ Ф. И. О. автора описывает…

3. Кто главный герой/герои? Какие чувства вызывают герои?

Меня удивило (обрадовало, огорчило), что…

Я (и сейчас) восхищаюсь (этим героем), потому что...

Сочувствие (чувство восхищения, негодования, недоумения) вызывает…

С симпатией я отношусь к …

Мы смеемся вместе с автором над…

4. Какой эпизод/сцена особенно запомнились?

Особенно взволновал (удивил) меня эпизод (момент), когда…

Меня тронуло…

Особенно трогательна картина (сцена)…

Я с интересом (с тревогой) следил за…

Я огорчался, когда…

5. В чем идея произведения?

Автор напоминает нам о…

Идея повести/романа/сказки/рассказа/ проста:…

Произведение заставляет задуматься о…

Книга учит…

6. Мои открытия.

В помощь:

1. Как написать отзыв. В помощь школьникам

2. Как написать отзыв о книге

 Помните: отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением.
Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. 
Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение, поэтому пункты плана можно менять.  



Предварительный просмотр:

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ

  • Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Обращай внимание на непонятное в тексте.
  • Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

ДИАЛОГ С АВТОРОМ

  • Какой вопрос задает тебе автор произведения?
  • Как он сам на него отвечает?

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО

  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
  • Перескажи текст по плану. Проверь себя.

РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА

Прочти вопросы. Ответ найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.



Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

  • Как называется стихотворение? Кто его автор?
  • Прочти стихотворение. О чем оно?
  • Какие чувства автора выражены в нем?
  • Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
  • Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.

РАССКАЗ

  • Как называется рассказ? Кто его автор?
  • Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
  • Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
  • О чем ты думал, читая рассказ?

БАСНИ

  • Как называется басня? Кто ее автор?
  • Прочти басню. Какие события в ней описываются?
  • Кто действует в басне?
  • Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
  • Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
  • Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
  • Что должен понять читатель из этой басни?
  • Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.

СТАТЬЯ

  • Запомни, как называется статья и кто ее автор.
  • Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
  • О ком или о чем эта статья?
  • О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  • Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
  • Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
  • Что нового ты узнал из прочитанного?



Предварительный просмотр:

КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

  • Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
  • Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
  • Прочти предисловие или вступление.
  • Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
  • Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
  • Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
  • Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.

КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ

  • Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
  • Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
  • Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

  • Читай медленно, не спеши.
  • При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
  • Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
  • Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
  • Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
  • После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

  • Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
  • Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
  • Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
  • Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
  • При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
  • Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

  • Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
  • Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
  • Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
  • Подумай, какая мысль в рассказе главная?
  • Что нового ты узнал из рассказа?
  • Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА

  • Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
  • Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
  • Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
  • Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА

  • Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
  • То же самое сделай и с другими частями.
  • Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
  • Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.

СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ

  • Прочти рассказ или одну законченную часть.
  • Определи количество картин.
  • Подумай, о чем каждая картина.
  • Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
  • Представь картину мысленно.
  • «Нарисуй» картину словами.



Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиаде по литературе.

В первую очередь подготовка к олимпиаде по литературе включает в себя ЧТЕНИЕ произведений. Участник должен знать: Роды литературы; Литературные жанры; Категории содержания: тематика и проблематика произведения, художественное время, пространство, событие; вечные темы в литературе и искусстве; персонаж и писатель; психологизм; портрет, пейзаж в произведении и т. д. Категории формы: сюжет, композиция, конфликт, фабула, внесюжетные элементы, художественная деталь и т. д. Принципы художественного изображения в литературе: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм. Средства художественной выразительности. Стихосложение: метр, ритм, рифма, строфа, стопа и т. д. Задания можно найти в интернете, также можно воспользоваться олимпиадными заданиями прошлых лет. Учимся на образцах. На сайтах с олимпиадными заданиями выкладываются работы победителей прошлых лет, их стоит почитать при подготовке к олимпиаде.

Комплексный анализ текста. 

План такого задания включает несколько пунктов, которые мы рассмотрим в данной статье. В работе должны быть учтены исторические реалии, в которых создавалось произведение, характеры и роли героев (как главных, так и второстепенных), особенности языка и построения структуры текста. Контекст Автор исследуемого вами произведения – обычный человек, существующий в какой-то исторический период времени. Проблемы в общественной жизни, политическая напряженность, личные переживания налагают неизгладимый отпечаток на публикуемые им произведения. Изучите, какие факторы способствовали написанию книги, а если сможете, найдите параллели между сюжетными линиями и реально происходившими в мире событиями.    

Часто взаимоотношения героев разворачиваются на фоне крупных внутри- и внешнеполитических событий: гражданских и международных войн, революций, бунтов и восстаний, принятия резонансных законодательных актов. Бывают в тексте отражены природные явления: засуха и последующий голод, затмения, которым приписывается символическое значение, затопление территорий.

Основная идея. Выделите главную идею произведения. Каков посыл, что хочет донести автор до читателя? Вокруг какой темы строится повествование? Укажите, каким образом писатель подготавливает почву для содержательной части. Составляя план анализа текста, обратите внимание на ключевые слова, часто фигурирующие в произведении. Опираясь на них, вы легко сможете выделить сюжетные линии, острые и дискуссионные вопросы. Кроме того, это упростит вашу задачу. «Подобрать слова» - это зачастую самое сложное, когда понимаешь смысл, но не можешь передать его средствами языка. Такой навык приходит только с опытом.

Типы речи Какими стилистическими средствами пользуется автор, выражая свои мысли? Возможно, он использует повествовательный тип речи: вы следите за действиями персонажей, процессом их общения в различном окружении. Временами фокус внимания переключается на «декорации» и формы – писатель уточняет детали, использует описание объектов с целью создания большей реалистичности картины, буквально «рисует» в воображении человека, держащего в руках книгу. Самым трудным типом для анализа является рассуждение, в котором приводятся аргументы, отстаивается определенная точка зрения автора, которая может быть отлична от вашей. Написание работы по произведению такого вида может стать настоящим испытанием, если вы в корне не согласны с представленными доводами. А подобрать свои аргументы бывает порой весьма непросто.

Стиль Разговорный стиль используется обычно при описании общения героев. Если персонажи относятся к необразованному населению, к крестьянству и т. д., то автор может использовать даже сниженную и грубую лексику; если же общаются аристократы или представители иных «высших кругов», то им по тексту принадлежат зачастую чересчур возвышенные слова. Это стоит отметить при комплексном анализе текста (план предусматривает анализ используемых стилей). Текст может включать также художественный или публицистический стиль – язык газет, журналов и иной периодики. Существует также разновидность речи, применяемая в оформлении документов и иных деловых бумаг. Такой стиль называется официально-деловым.

Поведение героев. Понаблюдайте за тем, что делают и говорят персонажи. Какова их функция? Зачем они были введены писателем в ход повествования, включены в авторский план? Анализ художественного текста не может обойтись и без оценки их деятельности. «Что такое хорошо и что такое плохо?» - это, конечно, очень спорный вопрос. Однако вы как исследователь обязаны хотя бы попытаться на него ответить с применением аргументов и примеров из книги.

Авторские особенности Отметьте, какие обороты речи, художественные и стилистические структуры выделяют творения выбранного писателя среди многих других? Какие лексические единицы он употребляет чаще, чем другие? Что вы можете сказать про авторскую морфологию, синтаксис, фонетику? Такие детали и создают в итоге полный портрет литературного классика.

Художественные средства Какие конструкции вы можете увидеть в тексте? Какие из них используются чаще других? Этот пункт ни в коем случае нельзя опускать в плане анализа прозаического текста. Возможно, автор часто иронизирует или отличается саркастическими выпадами в отношении персонажей? Это свойственно многим литераторам. В особенности отличаются обилием таких элементов произведения Бернарда Шоу или Марка Твена. Русские писатели также любили пошутить: и Пушкин, и Гоголь, и даже Маяковский, – почитав их творения, вы непременно увидите, о чем идёт речь. С другой стороны, текст может изобиловать эпитетами, метафорами, гиперболами и литотами – все эти термины вы должны знать из уроков литературы. Все эти инструменты часто используются, например, при описании природы или оценке одними персонажами действий и характеров других. План анализа текста также должен включать внимательный разбор фонотактической составляющей и ритмики, если вы работаете с произведением, написанным в стихотворной форме. Поэмы, эпиграммы, баллады, песни – каждый из этих жанров имеет особенности, которые необходимо выделить явным образом.

Достижения.  Переходя к заключению работы, в последнем пункте плана анализа текста запланируйте изучить, какой след оставило выбранное вами произведение в истории. Возможно, речь стоит вести не только о конкретной работе, но и о писателе: какие его произведения можно упомянуть наряду с анализируемым? В чем важность его работ тогда, в прошлом, и сейчас? Ни одно произведение не входит в курс уроков литературы случайно. Постарайтесь раскрыть эту тему.

Заключение. Итак, план анализа текста, рассмотренный в данной статье, состоит почти из десяти пунктов, каждый из которых должен быть освещен в вашей работе. Разумеется, от глубины и качества ваших рассуждений и аргументации многое зависит, однако уже само наличие структуры, затрагивающей все интересующие вопросы, добавит к вашей отметке дополнительный балл. -