Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок чтения  для учащихся 3 класса по теме  "Обобщение по теме "Весёлые истории"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333.docx97.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Весёлые истории».

Форма урока: урок-игра.

Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Весёлые истории».

Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному,  высказывать свое отношение к поступку героя, событию, пересказывать  содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Технологии, используемые на уроке: рефлексивного обучения, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация.

Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация), словесные (беседа), практический (работа с книгой,  «Собери пословицу», пересказ по опорным словам, «Найди предложение в тексте с данным словом»).

Оборудование: слайдовая презентация, ноутбук, проектор,  экологический букварь, подвесная  вертушка, рейка, схемы слов, схемы-опоры для целеполагания, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуальной работы, фишки для оценивания, библиотечные книги.

  1. Организационный момент.

Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке.

Задачи: создать благоприятный психологический климат, воспитывать организованность.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Дети занимают свои места, если согласны с утверждением учителя

Перечисляют правила поведения на уроке.

Восприятие информации, просмотр слайдов.

Создание доброжелательной атмосферы в игре «Весёлые вопросы». Приложение №1.

Психологический настрой на урок «Улыбайтесь чаще!».

Приложение №2.

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Формирование учебных навыков.

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: обучение умению планировать свою деятельность, используя полученные знания.

Задачи: учить ставить цели с опорой на схемы с частичной помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к изучению новой темы,

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Восприятие информации.

На «экологическом букваре» находят конверт с заданием по предложенной ситуации.

Работают в группах: вставляют пропущенные буквы, восстанавливая напечатанную фразу(название изученного раздела учебника).

Восприятие информации.

Определение задач урока учащимися на основе схем-опор на подвесной вертушке с частичной помощью учителя.

а) введение в тему

Постановка проблемной ситуации в игровой форме. Приложение №3.

Организация дифференцированной работы в группах по восстановлению пропущенных букв в словах.

б) объявление темы (слайдовая презентация).

Проведение инструктажа учащихся о ходе урока и поощрении учащихся.

Приложение №4, 5.

в) целеполагание

Определение задач урока на основе схем-опор с частичной помощью учителя.

Приложение №6.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Коммуникативные навыки. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию

Умение пользоваться знаками, символами, предметами и заместителями;работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

  1. Обобщение и систематизация учебного материала.

Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Весёлые истории».

Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному,  высказывать свое отношение к поступку героя, событию, пересказывать  содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений «Собери надпись», «собери пословицу», «Угадай произведение», «Противоположное», «Прятки», «Кто лишний»., воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Учащиеся выполняют задание в парах: имитация движений при распиливании. Руки на себя-вдох, руки от себя-выдох.

Учащиеся имитируют движения дровосека, проговаривая заданное  слово на выдохе («ух»)

Учащиеся слушают сказку, выполняют упражнения по показу учителя.

Разгадывают загадку. Читают диалог с соблюдением правильной интонации.

Если выполнено задание, не осталось непонятного, обменивают грустные смайлы на весёлые.

Один ученик выбегает к «Столу находок», выбирает предмет (рыба, котенок, конь, барабан, шишка, молоток, бублик)называет произведение и автора.

Если выполнено задание, не осталось непонятного, обменивают грустные смайлы на весёлые.

Учащиеся в парах к окончанию пословицы подбирают начало.

Учащиеся объясняют смысл пословицы, определяют, к какому произведению она подходит.

Предполагаемый ответ учащихся: «Портрет» Ю. Степанов. Отвечают на вопросы учителя по содержанию рассказа.

На экологическом букваре находят карточку со словом, называют противоположное по смыслу, читают предложение из произведения «Портрет» Ю. Степанова с данным словом.

По команде «Прыжок» дети читают текст до команды «Остановка». При этом прекращают читать и отводят  взгляд от страницы. По команде «Прыжок» находят место, на котором остановились, начинают читать с него.

Если выполнено задание, не осталось непонятного, обменивают грустные смайлы на весёлые.

На слайде учащиеся зачитывают слова. Угадывают, какое слово «спряталось» в конце прочитанного слова.

Полевое чтение учащимися.

 Если выполнено задание, не осталось непонятного, обменивают грустные смайлы на весёлые.

Учащиеся определяют «лишнего» животного на слайде (из рассказа Шишки» М. Пляцковского). Номер, под которым  изображёнданный персонаж на слайде, указывают стрелкой на часах.

Пересказывают рассказ по опорным словам (карточка-на рейке).

 Если выполнено задание, не осталось непонятного, обменивают грустные смайлы на весёлые.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Читают наиболее понравившиеся стихотворения.

Организация упражнения на развитие дыхания.

Организация в игровой форме упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Приложение

Организация артикуляционных упражнений в игровой форме. Приложение №7.

Организацияупражнения для развития интонационной выразительности речи.  Приложение №8.

Вербальное и невербальное поощрение.

Организация фронтальной работы по определению названия произведения, автора по предметам из данного произведения.

Вербальное и невербальное поощрение.

Организация работы учащихся в парах для определения начала пословицы. Приложение №9.

Организация фронтальной беседы по определению смысла пословицы, к какому произведению раздела она подходит, по содержанию рассказа. Приложение №10.

Организация работы с учебником через игру «Противоположное». Приложение №11.

В случае допуска ошибки при чтении, учитель подаёт сигнал, ученик исправляет ошибку (читает слово, после которого поступил сигнал, еще раз, правильно).

Организация  работы с учебником через   игру «Прыжок-остановка».

Организация индивидуальной  работы с учащимися 3 группы.

Вербальное и невербальное поощрение.

Проведение физминутки«Ровным кругом».

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

Организация фронтальной работы в игре «Прятки». Приложение №12.

Организация ролевого чтения произведения «Эхо» По Г. Остеру.

Вербальное и невербальное поощрение.

Выявление осознанности чтения через упражнение «Кто лишний?».Приложение №13.Проведение фронтальной проверки в игре «Часики».

Организация пересказа рассказа по опорным словам. Приложение №14.

Вербальное и невербальное поощрение.

Проведение фронтальной беседы о любимых детских играх.

Организация показательного чтения наиболее понравившихся стихотворений раздела.

Вербальное и невербальное поощрение.

Правильное речевое дыхание.

Правильная артикуляционная моторика.

Интонационная выразительность речи.

Навык рефлексии .

Умение анализировать информацию. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

Знание пройденных произведений,  их авторов.

Навык рефлексии.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Коммуникативные навыки.

Умение отвечать на вопросы по прочитанному,  высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Осознанное и правильноечтение  вслух целыми словами.

Осознанноечтение вслух целыми словами.

Навык рефлексии .

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Навык осознанного  и правильного чтения текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя

Навык рефлексии.

Навык осознанного  чтения.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Умение пересказывать  содержание прочитанного.

Навык рефлексии.

Умение соблюдать ритуалы школьного поведения, участвовать  в беседе.

Навык осознанного  и правильного чтения текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя

  1. Дача домашнего задания.

Цель: информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задачи: сообщить и разъяснить домашнее задание, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность учащихся                    

Деятельность учителя            

Развиваемые (формируемые) компетенции

Дети слушаю инструкцию учителя, составляют план работы, записывают задание в дневник.

Инструктаж учителя по выполнению дифференцированного домашнего задания.

Приложение №15.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией

  1. Подведение итогов и оценка работы обучающихся.

Цель: создание условий для подведения итогов урока, оценивания деятельности учащихся, развития навыков рефлексии.

Задачи: оценить работу учащихся, учить детей анализировать свою деятельность, корригировать и развивать мышление через рефлексию своей деятельности, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Ответы учащихся по опорам, представленным на этапе целеполагания.

Восприятие информации

Организация рефлексии.

Оценивание учащихся.Вербальное и невербальное поощрение.

Организация выставки библиотечных книг по данной теме.

Умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Формирование интереса к чтению.

Приложение 1.

Игра «Весёлые вопросы».

Учитель задаёт вопросы. Те учащиеся, которые могут на него ответить утвердительно. Занимают свои места.

Вопросы:

-Сядет тот, кто пришёл в школу в юбке. Тот, кто старший ребёнок в семье. Тот, у кого есть красивый хвостик. Тот, у кого есть собака. Тот, кто знает правила поведения на уроке.

-какие правила поведения на уроке знаете?

Приложение 2.

Психологический настрой на урок «Улыбайтесь чаще!».

- Я увидела улыбку на ваших лицах! Всегда приятно смотреть на улыбающихся людей. Улыбайтесь чаще, освещая всех улыбками! Когда человек улыбается? Наверное, тогда, когда видит что-то хорошее… Можно улыбнуться своему успеху, даже своей ошибке… Можно порадоваться за другого… Можно закрыть глаза и улыбнуться любимым людям. А еще можно улыбаться чему-то хорошему внутри себя. И, когда мы улыбаемся, то на душе такое мурчащее настроение. Как будто там кот свернулся клубком! Улыбаемся, дорогие! Всем отличного настроения!!!

Приложение №3.

- Ох, ребята, вот дела…!

Перепутались картинки,

получились вдруг смешинки!

Быстро дайте мне ответ — 
всё здесь правда или нет?

-Найти смешинку, взять конверт с заданием.

 (медведь летит, свинья в гнезде, птицы на коньках катаются)

-Вернуть буквы. Где встречали предложение?

Весёлые истории.

Учащиеся 1, 2 групп вписывают все гласные буквы, 3-3 буквы.

Приложение №4

Записи на слайдах – название игры, названия туров.

Знатоки раздела

Разминка

Стол находок

Собери пословицу

Раз, два, начинается игра…

Стихотворный

Приложение №5

Поощрение учащихся в ходе урока:

У каждого учащегося–карточки с изображением грустных смайлов. При выполнении заданий учитель обменивает их на карточки с весёлыми смайлами.

Приложение №6

Схемы для целеполагания

Приложение №7.

Артикуляционные упражнения «Весёлый язычок»

Жил-был весёлый язычок. Длинный- длинный, вот такой. Проснулся утром язычок, начал делать зарядку. Почистил зубки, подмёл пол. Выбежал на улицу искать ребят. Посмотрел налево, посмотрел направо. Обежал кругом. Увидел ребят, защелкал от радости. Наигрался, пришел домой, закрыл дверь и лёг спать.

Приложение №8.

Загадка:

Мохнатенькая, 
Усатенькая, 
Молочко пьёт, 
Песенки поёт (кошка)

Чтение диалога:

- Кошка, как тебя зовут?

-Мяу.

- Стережёшь ты мышку тут?

-Мяу.

- Мяу, хочешь молочка?

-Мяу!https://lolkot.ru/lolmixer/gallery/images/8fc239b0ccf3bd8749d42413e0ade6b51218505287.jpg

- А в приятели щенка?

-Ф-р-р-р!Похожее изображение

Приложение №9.

Собрать пословицу:

Не откладывай на завтра то,               что можно сделать сегодня.

 Никогда не делай то,                                                         

Когда-нибудь сделаешь то,

Приложение №10.

Объяснить смысл.

- Герой какого рассказа не выполнял этого правила? Как его звали? Почему он всё время откладывал то, что хотел сделать?

__________

-Каким можно назвать хомяка? Хочется быть похожим на него? Почему?

Приложение №11.

Игра «Противоположное»

-Снег вышли расчищать ребятки, да забыли взять с собой лопатки. Взять лопату, прочитать надпись на карточке, назвать противоположное по смыслу слово, лопату «отдать ребёнку» - присоединить к картинке с изображением ребенка.

Слова на карточках:

Чужой, сложно, поужинать , забыл.

Приложение №12.

Игра «Прятки»

Цокот     футболист

Приложение №13.

1.Картинки по запросу игрушечный коричневый щенок в синих штанах картинка для детейТявка2.C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\D00112A7.tmpМармеладик       3. Картинки по запросу поросенок  игрушкаФунтик  4. Картинки по запросу телёнок игрушка Рогалик

Приложение №14.

Пересказ по опорным словам:

щенок   наблюдал   стукнут    кто больше    не выдержал     хочу     принимаем  помчался  заскулил  попросил  забыли  

лизнул  одна

Приложение №15.

Карточки для выполнения домашнего задания:

1-2группы:

Составь загадку об одном из произведений раздела «Весёлые истории»

  1. Это (рассказ, сказка, стихотворение).
  2. В нём говорится ( о животных, о предметах).
  3. Какое слово из произведения запомнилось больше? ______________
  4. Кто автор? _______________________

 3 группа:

                            Составь загадку об одном из произведений раздела «Весёлые истории»

  1. Это (рассказ, сказка, стихотворение).
  2. В нём говорится (о животных, о предметах).
  3. Кто автор? _______________________

Самоанализ урока

Тема: Обобщение по теме «Весёлые истории».

Форма урока: урок-игра.

Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Весёлые истории».

Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному,  высказывать свое отношение к поступку героя, событию, пересказывать  содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Технологии, используемые на уроке: рефлексивного обучения, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация.

Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация), словесные (беседа), практический (работа с книгой,  «Собери пословицу», пересказ по опорным словам, «Найди предложение в тексте с данным словом»).

Для  реализации поставленной коррекционной задачи были использованы следующие упражнения: «Угадай название», «Отгадай загадку», «Противоположное», «Прятки». Воспитание мотивации к учебной деятельности происходило через использование поощрений (в виде фишек и словесного),  красочной наглядности, дифференцированных, посильных заданий, игровых моментов, занимательного сюжета.

   Учитывая особенности учащихся, была включена физминутка, игровые моменты, здоровьесберегающие технологии системы В.Ф. Базарного: зрительно-образное моделирование (использование экологического букваря), сенсорная вертушка, подвесная рейка, офтальмотренажёр.

   Современный урок должен иметь личностно-ориентированный характер. На данном уроке для каждого ученика были созданы условия оказаться  в ситуации успеха, возможность самореализации .  Был реализован деятельностный подход. Учащиеся сами ставили цели урока с опорой на схемы, с частичной помощью учителя. В ходе урока приходилось решать поставленные задачи, присутствовал познавательный мотив.

   Урок направлен на развитие базовых учебных действий: личностных (осознание себя как ученика, самостоятельность в выполнении учебных заданий,  формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности), коммуникативных (вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими), регулятивных (адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)и познавательных (выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;  устанавливатьвидо-родовые отношения предметов;  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;  пользоваться знаками, символами, предметами и заместителями;  читать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

   На уроке созданы условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности. Этому способствует форма урока, создание проблемной ситуации, которую необходимо решить, самооценка деятельности (набрать больше фишек, чтобы получить достойную отметку). Процесс целеполагания  происходит в совместной деятельности с учетом опыта учащихся. Учебные цели отражают развитие БУД(коммуникативных), т.к. на данном уроке используется групповая работа. На уроке используются задания на организацию работы с различными источниками информации (схемы, презентация, учебник, карточки с заданиями), ориентированные на продуктивную деятельность (построение устного высказывания, самостоятельный перенос ЗУ  в новую деятельность, составление слов). Предусмотрены групповые, коллективные, индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации контроля учащимися процесса своей деятельности. На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, её результатов в соответствии с возрастом, уровнем развития. На протяжении урока предусмотрены задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся . Оценке учителя предшествует самооценка учащимися.

   Задачи урока достигнуты. Все перечисленные приёмы, методы, технологии, использованные на уроке, успешно сочетаются и дают  результат в ежедневной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"

  Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100».      Цели урока: 1....

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное""

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Форма проведения урока: урок - путешествие.Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.Задачи:Образовательные:- обобщить знаний учащихся...

Интеллектуальный марафон Тема: «Обобщение по разделу «История».

Цели урока: обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории....

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»....