Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100».Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Семикопенко Галина Николаевна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»

Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.

Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

 Формы работы: фронтальная ,индивидуальная , в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Технологическая карта урока.

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна?

 (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

        По ходу работы с текстом А. Макаревича «Снег» заполни таблицу.

Текст

Вопросы

Односложные ответы

Снег.
Город почти ослеп.

Свет.
Красок на свете нет –
Есть только белый цвет

Что вы представляете?

Какие слова особо выделил автор?

Как это он сделал?

Город твой,
Словно корабль,
Льдами захвачен в плен.

С чем автор сравнивает город?

Какой приём использует автор?

Я знаю один секрет:
Снег
Скоро сойдёт на нет,
У снега короткий век.

Согласны вы с автором?

Город твой
Солнцем согрет,
Поплывёт по весенней воде.
Но я не могу понять –
Кто
Дарит нам столько тепла,
Чтобы растаял снег?

Можешь ли ты ответить на вопрос автора?

Сто долгих дней
Снег был сильней
И исчез без следа
Лишь за пять
Тёплых дней…

– Когда снег был сильней?

Перечитай  стихотворение.

Синим карандашом подчеркни слова для мотива «ещё» (то есть то, что сейчас,зимой) , а красным  «но» (ощущение скорой весны).

Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…» (отрывок)

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Подчеркни , какие картины представил во время чтения стихотворения А. Блока «Ветер принёс издалёка…».

Вой ветра, плач бури, шум дождя ,щебет птиц, скрип снега, журчание ручья, звон капели…

 

Если ты выполнял работу только самостоятельно

и помогал однокласснику.

Если ты выполнял работу только самостоятельно

        Если ты  выполнял работу с чьей-то помощью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения. " Настоящий зритель , слушатель - это такой же творец , как и композитор , художник , поэт ".

Слайд 2

Отгадай загадку. Пришла, улыбнулась – утихли метели, Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. Движения полна. Зовут её… весна

Слайд 3

Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины

Слайд 4

Тема : «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Как приходит весна. (стихотворения)

Слайд 5

Это мы знаем. (литературные приемы). - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение Олицетворение

Слайд 6

Андре́й Вади́мович Макаре́вич « Снег» Советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени».

Слайд 8

Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони!

Слайд 9

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» Фёдор Ива́нович Тю́тчев — русский поэт, дипломат, член-корреспондент Петербургской Академии Наук

Слайд 10

Два мотива: ещё Печален вид Мертвый стебель Природа не проснулась но Весною дышит Колышет Шелестит Сон редеющий улыбнулась

Слайд 11

Александр Блок « Ветер принес из далёка…» Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок — русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Слайд 12

Каково значение слово «лазурь»? Лазурный – это нежно-голубой. Весной воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. В каком произведении мы видели осеннюю лазурь?

Слайд 13

Домашнее задание Прочитать выразительно стихотворения, выучить наизусть понравившееся стихотворение . Сделать записи на страничку «Весна» в рабочей тетради.

Слайд 14

Интернет-ресурсы: http:// www.youtube.com/watch?v=RyPaUk_UfjE http://www.proshkolu.ru/user/irconova33/file/2939433 / http:// art-gon.blogspot.ru/2013/05/blog-post_2276.html http:// t-smertina.narod.ru/litphoto/blok/photoalbum-35.html http://www.chehovcbs.ru/news/lastnews/386-l-- r.html



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»

Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.

Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

 Формы работы: фронтальная ,индивидуальная , в парах.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд5

1  2

1.Проверка домашнего задания.

2. Введение в раздел.

 

Улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня все вместе. Желаю вам на весь урок хорошего настроения и успехов.

Эпиграфом к уроку взяла слова

"Настоящий зритель, слушатель - это такой же творец, как и композитор, художник, поэт".
Как вы понимаете эти строки?

        Я хочу, чтобы каждый из вас, выбрал именно этот путь работы на уроке; работа сердца, души, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить свою душу красотой и богатством.

 Чтобы узнать тему урока, давайте попробуем отгадать загадку. Я вам прочитаю текст, а вы должны будете  услышать приметы нашей гостьи

Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Движения полна. Зовут её… (весна) 

– Какие весенние приметы услышали вы в загадке?

– Назовите весенние слова.

- Кто догадался ,какова тема нашего урока?

Какую цель поставим?

 -Вспомним,литературные приемы.

Что такое олицетворение ,сравнение.

– Что бы вы изобразили на развороте учебника, открывающем раздел «О весна, без конца и без краю…»? Автор этих строк А. Блок

Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями.

Чтение наизусть 4человека

Высказывание детей

Настоящий зритель, слушатель, художник - чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение

(Весна)

(Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др.)

«О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

Ответы детей

Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2  4  2  3  2  1  4

1. Работа со стихотворением А. Макаревича «Снег».

- Первичное чтение (подготовленный ученик).

-Повторное чтение  про себя , самостоятельная работа с технологической картой и размышления по ходу чтения

-Фронтальная работа по анализу произведения

2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...».

 Работа со стихотворением А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

4.Сравнение прочитанных стихотворений

– Какие картины представили?

Снег.
Город почти ослеп.

Свет.
Красок на свете нет –
Есть только белый цвет.

– Как это? Что вы представляете?

– Какие слова особо выделил автор? Как это он сделал?
– Они особо значимые для автора, их при чтении вслух надо выделить.

Город твой,
Словно корабль,
Льдами захвачен в плен.

С чем опять автор сравнивает город?

Я знаю один секрет:
Снег
Скоро сойдёт на нет,
У снега короткий век.

– Согласны вы с автором?
Город твой
Солнцем согрет,
Поплывёт по весенней воде.
Но я не могу понять –
Кто
Дарит нам столько тепла,
Чтобы растаял снег?

– Можете ли вы ответить на вопрос автора?

- Я думаю вы слышали и такое выражение: «растаяло сердце», «душа растаяла», когда так говорят?.

Сто долгих дней
Снег был сильней
И исчез без следа
Лишь за пять
Тёплых дней…

– Когда снег был сильней?


– Можно ли предположить, когда автор написал это стихотворение: зимой или весной?

Прослушивание песни в исполнении автора.

После прослушивания:

– Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям?

– Понравилась ли вам музыка?

Почему это не быстрая, торжественная мелодия?

Какое время суток вам представлялось, когда слушали песню?

физкультминутка

– Андрей Макаревич – наш современник. А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением.

Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?

– Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуем услышать эти мотивы,перечитаем стихотворение.

Какие слова отметили?

– Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам приём называется… (олицетворение).

Физкультминутка для глаз

Подчеркни , какие картины представил во время чтения стихотворения А. Блока «Ветер принёс издалёка 

Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

1-я строфа:

– Какую песню принёс ветер? Как она звучит?

Что слышится в ней?

Какую картину вы представили, прочитав две последние строчки?

2-я строфа:

– Что значит бездонная лазурь?

– Как автор говорит о конце зимы?

3-я строфа:

– Что чувствует автор с наступлением весны?

– В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. В каком из них вы увидели картины будущей весны, ранней весны?

– Кто из авторов, на ваш взгляд, сумел нарисовать портрет весны?

– В каком стихотворении вы увидели весну? Услышали весенние звуки? Почувствовали её дыхание?

– Какое стихотворение вам хочется перечитать?

– Что мы делали?

1. Первичное чтение (подготовленный ученик).

2. Повторное чтение  про себя ,работа с инструкционной картой и размышления по ходу чтения.

- Идёт густой снег, и ничего не видно.

- Всё покрыто снегом.

Снег.свет.

- Это слово на одной строчке.

Город – корабль, который плывёт по весенней воде

Ответы детей

 Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, о доброте.

так бывает в жизни, от тепла человеческого, от доброты может «растаять» всё, даже снег, даже лёд

Зимой, но автор говорит: «у снега короткий век» – и удивляется быстрому штурму весны – лишь за пять тёплых дней снег исчез без следа

Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.

Выразительное чтение.-1человек

Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, облик города

Размышления автора.

- Вечер, сумерки

физкультминутка

Первичное чтение (подготовленный ученик).

Работа в парах

Синим карандашом подчеркни слова для мотива «ещё» (то есть то, что сейчас,зимой) , а красным  «но» (ощущение скорой весны).

ещё                                                 но

печален вид                              весною дышит

мертвый стебель (т. е.             колышет

сухая прошлогодняя               шелестит

трава)                                        сон (редеющий)

природа не проснулась             улыбнулась

Чтение стихотворения вслух.

(Олицетворение).

Чтение стихотворения про себя.

Вой ветра, плач бури, шум дождя ,щебет птиц, скрип снега, журчание ручья, звон капели…

 

Робко, слабо…

Звуки, напоминающие весну.

Чрезвычайно глубокая синева неба

Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днём весна смелее вступает в свои права

Выразительное чтение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Если ты выполнял работу только самостоятельно

и помогал однокласснику.

Если ты выполнял работу только самостоятельно

        Если ты  выполнял работу с чьей-то помощью Деятельность учителя

IV. Домашнее задание.

Слайд 12

1.Выучить стихотворе-

ние по выбору.

3. Сделать выписки на страничку «Весна» в тетради (с. 52).

Деятельность учителя

          Технологическая карта урока.

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна?

 (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

        По ходу работы с текстом А. Макаревича «Снег» заполни таблицу.

Текст

Вопросы

Односложные ответы

Снег.
Город почти ослеп.

Свет.
Красок на свете нет –
Есть только белый цвет

Что вы представляете?

Какие слова особо выделил автор?

Как это он сделал?

Город твой,
Словно корабль,
Льдами захвачен в плен.

С чем автор сравнивает город?

Какой приём использует автор?

Я знаю один секрет:
Снег
Скоро сойдёт на нет,
У снега короткий век.

Согласны вы с автором?

Город твой
Солнцем согрет,
Поплывёт по весенней воде.
Но я не могу понять –
Кто
Дарит нам столько тепла,
Чтобы растаял снег?

Можешь ли ты ответить на вопрос автора?

Сто долгих дней
Снег был сильней
И исчез без следа
Лишь за пять
Тёплых дней…

– Когда снег был сильней?

Перечитай  стихотворение.

Синим карандашом подчеркни слова для мотива «ещё» (то есть то, что сейчас,зимой) , а красным  «но» (ощущение скорой весны).

Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…» (отрывок)

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась

Подчеркни , какие картины представил во время чтения стихотворения А. Блока «Ветер принёс издалёка…».

Вой ветра, плач бури, шум дождя ,щебет птиц, скрип снега, журчание ручья, звон капели…

 

Если ты выполнял работу только самостоятельно

и помогал однокласснику.

Если ты выполнял работу только самостоятельно

        Если ты  выполнял работу с чьей-то помощью

 © ООО «Баласс», 2014                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок по теме Н.Носов "Затейники". На уроке использованы технологии  развития критического мышления....

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Цели: • воспринимать на слух тексты в испо...

конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России

тема урока: "Поэтическая тетрадь 2" 3 класс...

Раздел «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Презентация к уроку литературного чтения по разделу "О весна, без конца и без краю". Первый урок раздела по учебнику "Литературное чтение" УМК "Школа 2100"....

Конспект урока литературное чтение. 3 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по теме "Житков. Про обезьянку."...

Конспекты уроков литературного чтения 2 класс УМК "Школа России"

Комплект конспектов по литературному чтению...