Конспект урока чтения в 3 классе на тему "Новая перина" (АООП, вариант 8.1)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яхина Регина Рафаиловна

Представлен конспект урока на тему "Новая перина", автор Равиль Абдрахманов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения на тему «Новая перина», Равиль Абдрахманов

Категория детей: 3 класс, АООП;

Тип урока: урок усвоения новых знания, раздел «Трудолюбие – это клад»;

Цель: Формирование полноценного восприятия художественного произведения Р.Абдрахманова «Новая перина» путём использования творческой тетради по чтению.

        Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать технику чтения и умение читать выразительно, целыми

словами; формировать умение связно отвечать на вопросы по тексту; обогащение словарного запаса; познакомить с особенностями киргизского народа; развивать умение оценивать героев, определять мотивы и последствия их поступков;

  • Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную моторику; речевое дыхание;

зрительное и слуховое внимание; фонематический слух; общую моторику.

  • Воспитательные: воспитывать потребность в труде и уважительное отношение к родителям;

обогащать нравственный опыт обучающихся.

Оборудование: учебник «Чтение», 3 класс, авторы С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева, наглядные карточки по теме «Овощи»

Речевой материал: труд, перина, окучивание, сорняк, Киргизия, Азат, ворочаться, сопеть.

ЛичностныеУУД:

  1. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
  2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
  3. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность и помощь.
  4. Считаться с мнением другого человека;
  5. Иметь потребность в трудовой деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Удерживать цель деятельности до получения её результата.
  3. Планировать свои действия для выполнения задания.
  4. Регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении задания, быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Коммуникативные УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать собственное отношение к произведению.
  3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД:

  1. Следить за  звуковым и интонационным оформлением речи.
  2. Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
  3. Уметь анализировать содержание литературного произведения и языковые особенности текста.
  4. Осуществлять синтез как составление единого целого из частей

Предметные УУД:

Знают: страну Киргизию, особенности киргизского народа, особенности выращивания картофеля, перину и её свойства.

Умеют: оценивать поступки героя и их последствия; работать с творческой тетрадью.

Личностные:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Знают: особенности страны Киргизии, качества трудолюбивого человека

Метапредметные:

  1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.
  2. Умеют работать с разными источниками информации по предложенной теме: словесная, наглядная. Анализируют и оценивают речевой материал.

Ход урока:

Деятельность педагога:

Деятельность детей

  1. Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Регина Рафаиловна!

Предлагаю игру «Повторяй за мной». Я говорю и показываю движения – вы повторяете. Готовы?

Один, два, три, слушай и смотри!

Три, два, один – все мы правильно сидим!

Повторяют за учителем, показывают на свои глаза и уши.

  1. Подготовка к первичному восприятию

текста (звучит музыка) (1 мин):

Вы слышите? Звучит музыка киргизского народа!

На урок пришёл киргизский мальчик – Азат.

Как вы думаете, зачем?

На уроке мы познакомимся с Азатом и со страной, в которой он живёт – Киргизией!

Больше половины территории Киргизии занимают горы, которые дают свежий и чистый воздух. Представим, что мы в горах. Подышим.

Слушают педагога.

  1. Дыхательные упражнения (1 мин):

1.        Поднимаем и опускаем плечи. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (2 раза);

2.        Поднимаем и опускаем плечи поочерёдно. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (2 раза);

3.        Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом. Начинаем влево. Вдох! (2 раза);

Совместно с педагогом выполняют дыхательные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика (2 мин):

В Киргизии живёт добрый народ

  • «Улыбка» - растягиваем губы в улыбке, слегка обнажая зубы.

Люди любят играть на дудочках

  • «Дудочка» - с напряжением вытягиваем губы вперёд.

Люди выращивают овощи и фрукты. Изобразим инструменты, необходимые для работы:

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу.

  • «Острые грабли» (иголочка) - открыть широко рот, показать узенький язычок.

Основным средством передвижения в Киргизии

является лошадь.

  • «Лошадка» - рот широко открыть, прижать язык к нёбу, цокаем язычком.

Вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения.

  1. Развитие фонематического слуха (3 мин):

Кто запомнил, как зовут мальчика?

Азат любит учиться в школе. Его любимый урок – чтение. Почитаем вместе с ним.

(Сначала прочитываем вместе, затем читает ребёнок)

  • труд, пруд, пуд, суд, худ
  • учтут, сдадут, труд, изумруд
  • изумруд, растут, труд, пруд

Какое слово повторяется? Верно, труд.

Отвечают на поставленные вопросы

Читают вместе с педагогом

  1. Работа в творческой тетради (5 мин):

На столах лежат творческие тетради по чтению. Запишите слово, которое повторяется. Какое слово записываем?

А что такое труд? Труд – это работа, дело человека.

Про труд сложено много пословиц и скороговорок.

Выучим одну из них (сначала я читаю быстро, потом читаем с детьми медленно, потом они читают по отдельности, задать уточняющие вопросы на понимание).

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Найдите в творческой тетради рисунок про Фросю. Обведите его в круг. А есть еще рисунки, на которых люди трудятся? Обведите их.

Расскажите, что делают дети на рисунках.

Как вы думаете, Азат любит трудиться?

Узнаем, прочитав историю из жизни Азата, которую написал писатель Равиль Абдрахманов.

Рассказ «Новая перина». Запишите название произведения в творческую тетрадь.

Что такое перина? (подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями)

Как вы думаете, как связан Азат, труд и перина?

Записывают слово.

Отвечают на вопрос.

Работают со скороговоркой.

Отвечают на вопрос.

Рассуждают совместно с учителем.

  1. Первичное восприятие текста (2 мин):

«Новая перина»

Чтение учителем произведения вслух.

Понравилось ли вам произведение? Что произошло с Азатом?

Случают чтение произведения.

Отвечают на вопросы.

  1. Вторичное восприятие текста (1 мин):

Откроем учебник на странице 132.

Прочитаем, что произошло с Азатом, когда он лёг спать.

(ученик читает)

Почему он не могу заснуть?

  1. Физминутка (2 мин):

Что значит, ворочался и сопел?

Ворочаться, значит переворачиваться с боку на бок.

Повернитесь в левую сторону, в правую сторону (повторяем два раза);

Наклонимся в левую сторону, в правую сторону (два раза).

Вот так ворочался Азат.

Покажите, как он сопел.

Отвечают на вопрос.

Выполняют физические упражнения.

Показывают, как сопел мальчик.

  1.  Вторичное восприятие текста (6 минут):

Когда человек сопит, какие чувства он испытывает (недовольство, обиду, злость)?

Мама поняла его раздражение? Зачитайте слова в тексте. Как она его спросила? (нежно, ласково)

Как объяснил сам мальчик? Найдите слова. Прочитайте с выражением.

Вы думаете, это правда? Постель была жесткой? (наверное, нет, Азат в этот день не занимался полезными делами, и не устал)

Маме было приятно слышать его недовольную интонацию? (нет) А почему? (его мама трудолюбивая женщина, и как любая мама старалась сделать жизнь своего сына лучше, но она не могла же знать, что ему жестко спать, он раньше об этом не говорил).

Как с мамой надо разговаривать? (нежно, по – доброму, не обижать её чувства, доверительно рассказывать, что тебя волнует).

Прочитаем, что произошло дальше.

Что обещала сделать мама?

Как она объяснила причину того, что не может сразу сделать ему новую перину?

Окучивать картошку тяжело? Посмотрим, как окучивают картошку. Долго?

Какое решение принимает Азат? Почему? (у него было сильное желание получить новую перину, чтобы сладко спать)

Он поступил правильно? (наверное, да, он выбрал ту работу, которую умеет делать, чтобы освободить для мамы время)

Отвечают на вопросы, рассуждают.

  1. Физкультминутка:

Давайте отправимся с Азатом на огород.

Лето наступило, солнце сияет (изображаем руками лучи солнца)

И картофель быстро вырастает (присаживаемся на колени, вытягиваемся вверх)

Ветер сильный дует (качаем вытянутыми в стороны руками)

И грохочет гром (топаем ногами)

А картофелю всё это нипочём (показываю картинку картофеля)

Я показываю изображение разных овощей, если вы видите картофель, начинаете окучивать (потирать руками)

Выполняют физические упражнения.

Играют вместе с педагогом.

  1. Вторичное восприятие текста (6 минут):

Читаем дальше.

Когда Азат вернулся с огорода? Устал ли он? Что он сделал?

Почему он не стал ужинать?

Были случаи, когда вы засыпали от усталости?

Что сделал Азат, когда проснулся? (потянулся)

Покажите, как человек потягивается. Наклонитесь вправо, влево.

Какое у человека в этот момент настроение?

Что Азат сказал маме, когда проснулся? Как он это произнес (радостно, с любовью, с восхищением)?

Что ответила мама? (не успела сделать перину, много дел было)

Азат поверил ей? (нет) Почему?

Что заставило мальчика так хорошо спать (работа)?

Читают.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

  1. Обобщение результатов анализа произведения (4 мин):

Что понял Азат после истории с периной? (каждый человек должен трудиться, работать, помогать своим родителям, не жаловаться на то, что не нравится, а пробовать самому это изменить)

Почему автор назвал рассказ «Новая перина»?

(Почему перина показалась для мальчика новой? Мальчик понял - когда человек трудиться, жизнь становится интереснее, всё меняется – он потрудился, и перина для него уже стала мягкой и удобной. Чтобы что – то получить, надо обязательно потрудиться)

Может ли вас изменить труд, работа?  Какая ваша основная работа? Вы хорошо учитесь. Какими людьми вы станете? (умными, достойными, справедливыми,  вас будут уважать, у вас будет хорошая работа).

В творческой тетради найдите и подчеркните слова, характеризующие трудолюбивого человека.

Азат был какой? А какие вы? (Я трудолюбивый ученик.)

Я уверена, что трудолюбивые дети с удовольствием выполняют домашнее задание.

Читают.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Работают с творческой тетрадью.

  1.  Домашнее задание:

Открываем дневники. Прилежно записываем домашнее задание, с. 132, чтение по ролям.

В творческой тетради нарисуйте работу, которую вы любите выполнять.

На последней странице тетради попросите одноклассников написать название и автора произведения, которые они рекомендуют вам прочитать.

Записывают домашнее задание.

  1. Рефлексия:

Пришло время попрощаться с Азатом. На память о встрече он дарит вам закладки для дневника с изображением лошади, самого важного и нужного животного для киргизского народа.

Закладку с оранжевым контуром получают ребята, которым нужно ещё постараться и улучшить свою технику чтения. За урок они получают оценку «4».

Закладку с красным контуром получают ребята, которые сегодня хорошо читали, потрудились, но на достигнутом нельзя останавливаться, нужно трудиться дальше. Они получают оценку «5».

В ответ я думаю Азату нужно подарить священного для нашей земли животного. Какого? Оленя. Подарите оленя сказав, что вам понравилось сегодня на уроке.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Получают закладки.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

Конспект урока чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри".

Данный урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."

Вид урока: изучение нового материалаЦели урока:   1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные   буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...