Разработка урока ИЗО в 3 классе "Мамин платок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Куницына Елена Сергеевна

К разработке урока ИЗО в 3 классе предствалены конспект урока с презентацией  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка

урока изобразительного искусства

 в 3 классе

УМК «Школа России» программа Б.М. Неменского,

учебник Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство.

Искусство вокруг нас. 3 класс»», 2015 г.

Куницына Елена Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ Пречистенская СШ

2016 г.

УМК

  «Школа России»

Предмет

Изобразительное искусство . 3 класс

Тема урока

«Мамин платок»

Место и роль урока

«Искусство в твоем доме», урок № 4

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель урока 

знакомство детей с художественной росписью платков и их разнообразием.

Используемые технологии

  • игровая технология
  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества
  • информационно – коммуникационная технология
  • технология интегрированного обучения

Оборудование

             учебник Е.И Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс»

  • презентация «Мамин платок»
  • платки
  • схемы платков
  • мультимедийная  установка
  • музыкальный ряд:  русские народные песни
  • шаблоны платков
  • гуашь, кисти, баночки для воды

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитывающие

знать историю русского платка, правила   росписи и расположения рисунка платка

уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы , развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, мышление учащихся

воспитывать любовь к народному творчеству , к Родине, её традициям , аккуратность и опрятность

в работе.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

личностные

метапредметные

предметные

  • Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • Развитие этически чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Освоение способов решения  проблем творческого и поискового характера;
  • Овладение умением творческого видения с позиции художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.

  • Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;сформированность основ художественной културы, эстетического отношения к миру;
  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественном конструировании;
  • Знание декоративных искусств;
  • Эстетическая оценка событий окружающего мира;
  • Применение  художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческой работы;
  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • Умение видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни;
  • Освоение умений  применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты

Этап урока

Время,

мин

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примеч.

Организацион

ный этап.

Мотивация к учебной деятельности

3

Словесные

Приветствие учителя:

По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.

…………………………………
Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты

(Маргарита Алигер)

       На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся стать сильнее и чище.

Коллективная работа

Проверка готовности к уроку.

   Уч – ся проверяют наличие на столах альбома, гуаши, кистей, баночки для воды, тряпочки

Формулирова

ние темы урока, постановка цели

5

Беседа

Наглядные

Демонстрация

Коллективная работа

- Напомните , над каким разделом курса мы с вами работаем?

«Искусство в твоем доме»

На каких предметах в доме художник оставил свой след?

Игрушки, посуда, обои, шторы.

Я принесла на урок музыкальную шкатулку, она подскажет, каким образом художники ещё присутствуют в нашем доме, и что в ней находится Прошу вас внимательно послушать  мелодию, которая  сейчас прозвучит, когда я ее приоткрою .

(прослушивание куплета « Оренбургский пуховый платок» в исп. Л. Зыкиной )

Слайд  1

Из шкатулки выкладывается платок.

Слайд 2

Дети формулируют тему урока: «Мамин платок»

Изучение нового

10

Наглядные

Работа с учебником

Частично – поисковый метод

Дополнительный источник знаний

Метод сравнения полученных выводов

Поиск эмоциональных опор

Проблемно – поисковый метод

Коллективная  работа

 

 

- Платок ещё совсем недавно был самым желанным и дорогим подарком для женщины в России.

- Как вы думаете, ребята, а давно ли платок появился  на свет?

История появления платка  в России такова..

Слайд 3 

В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках

Слайд 4 

На  смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные.

 Без платка нельзя было появляться в обществе, о женщине с непокрытой головой  говорили «простоволосая», за это могли и наказать

Слайд  5 

В нескольких деревнях Московской области стали производить платки  более чем 200 лет назад, потом эти деревни стали одним поселением и получили название Павловский посад, а платки –павловопосадские.

Кашемировые шали производили из пуха тибетских коз в Рязанской и Воронежской областях .

Знаменит стал наш пуховый платок из Оренбуржья. Для его производства используется шерсть коз

Слайд  6

До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове,  но и надевают на плечи, повязывают на шею, пояс, шьют одежду.

Существуют различные техники украшения платков: вышивка нитями разного цвета, роспись красками, набивными узорами.

Ответы детей

Просмотр презентации

Как можно отличить просто ткань от платка?

Ответы детей.

Работа в парах

 Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.31  Найдите его отличительные особенности. Обсудите это с товарищем

Работа с иллюстрациями учебника. Наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы.

Платок это замкнутая композиция в квадрате, по краям платка ограниченная каймой или кантом или линейным орнаментом.

Работа с словарем ( на доске)

Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.

 

Коллективная  

работа

Сравните кайму платка и его центр.

 

Кайма может быть широкой или узкой.

Если кайма широкая, то середина платка заполнена мелким рисунком.

Каймы может и  не быть

 

 - Какие бывают орнаменты?

 Слайд 7

Ответы детей

 У каждого платка есть не только свой орнамент, но и   ритм.

- Если разделить его на равные части, то что мы заметим? (Складывание платка)

Правильно, все части платка одинаковые.

Этот принцип называется – симметрией

Давайте, обратим внимание на цветовое решение. В каких тонах может быть оформлен платок?

Ответы детей.

- Как вы думаете, может ли платок заговорить?        

Ответы детей

Прилож.

№1

Групповая

работа

Сейчас мы с вами навострим ушки и прислушаемся, так ли это: разговаривают платки или нет?

Слайд 8

О чем нам рассказали платки? Являются ли они символом каких – либо событий в жизни человека?

Заранее подготовленные дети- «артисты» с платочками на плечах исполняют частушки.

«Зрители» комментируют каждую частушку, делая вывод, какой платок повязывался в определенной жизненной ситуации

Коллективная

 

работа

 

  Выйдем,  ребята, из – за парт и поможем нашим исполнителям частушек исполнить  русский перепляс

Физкультминутка

муз.«Барыня»

  Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

(Поочередно ставим ногу на пятку вперед, руки на пояс.)

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

(кружимся )

Эх, раз, еще раз,

(Наклоны вправо - влево)

Поклонимся мы сейчас.

(Наклон вперед)

Начинаем перепляс,

(присяды)

Постараемся для вас!

Выполняют физкультминутку

Закрепление нового

17

Практические методы

Индивидуальная работа

Постановка задачи: нарисовать  платок для своей мамы, бабушки или сестры.   При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма,

в этом вам помогут схемы.  

Контроль организации рабочего места.

Выполнение практического задания на листе бумаги гуашью.

Правильно расположить лист, баночку с водой.

Прилож.

№2

Творческая работа

Музыка для фона (русская народная)

Контроль правильности выполнения приемов работы.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объема и качества выполняемой работы.

По мере надобности

Контроль и коррекция ЗУН

5

Поиск эмоциональных опор

Работа в парах

Обменяйтесь рисунками платков.

Определите, для кого выполнен этот платок.

Обоснуйте свой ответ.

Обмениваются мнениями в парах.

Коллективная работа

 

- Как расположить узор на платке?

- Как можно выбрать цвет и ритм узора?

- Какие вы узнали новые промыслы России?

Ответы детей

 

Наглядный метод  

Красота женского платка не только воспевалась, но и изображалась на полотнах великих художников . Определите в какой технике выполнен платок на  картине А. Венецианова

«Девушка в платке». ? Слайд 9

Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Домашнее задание

5

Презентация работы

Оформление  выставки  работ . Оценивание работ:

-какие работы самые яркие?

- какие платки вы бы предложили для мамы, бабушки? Почему?

Домашнее задание: учебник с 30-33 ответить  на вопросы.  

Спасибо, ребята, за урок!     Слайд 10

Приложение 1

Частушки о платках

    Вы, подружки дорогие,                

    В стороне не стойте,                        

    А частушки про платки    

    Веселее пойте.  

Православные девицы
Без помады хороши
Повяжут белые платочки
Все не чают в них души

Снова красненький платочек

На кудрях своих ношу.

На кого взгляну разочек –

Вмиг того приворожу

Подарю тебе, девица
Я платочек голубой
Пост окончится -
Так сразу становись моей женой!

Мене милый изменил,
А я догадалася,
Одела черненький платок,
Низко подвязалася

       Мы девчата боевые,

       Не видали вы таких.

        А платки на нас какие –

       В ярких красках расписных      

         

Приложение 2

Схема  ритмов платка

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\сканирование0035.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ Пречистенская СШ Духовщинского района Смоленской области Куницына Е.С. МАМИН ПЛАТОК

Слайд 2

Людмила Зыкина заслуженная певица России

Слайд 3

МАМИН ПЛАТОК Презентацию к уроку изобразительного искусства в 3 классе подготовила учитель начальных классов МБОУ Пречистенская СШ Куницына Е.С.

Слайд 4

В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках

Слайд 5

Двести лет назад на смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные. Без платка нельзя было появляться в обществе, о женщине с непокрытой головой говорили «простоволосая», за это могли и наказать

Слайд 7

До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и накидывают на плечи, повязывают на шею, пояс, шьют одежду

Слайд 8

Орнамент рисунка платка может быть цветочный, геометрический, тематический, так называемый «турецкий огурец»

Слайд 10

Венецианов Алексей Гаврилович «Девушка в платке»

Слайд 11

Спасибо , ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...