Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Калинина Елена Анатольевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_gluhih_zvukov.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ

Город: Магнитогорск

ОУ: МС(к)ОУ шк.-инт. № 4

Учитель: Калинина Е.А.

Класс: 1

Предмет: логопедия

Тема урока: Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.

Продолжительность урока: 40 мин.

Цель: формирование у учащихся знаний о непарных глухих согласных.

Задачи: 1) закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; 2) познакомить с непарными глухими звуками [Щ], [Х], [Ц], [Ч]; 3) учить дифференцировать звуки [Щ], [Х], [Ц], [Ч]; 4) учить выделять изучаемые согласные  звуки в слогах, словах, предложениях, определять их место в слове; 5) развивать навыки звукового анализа, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; 6) обогащение словарного запаса; 7) коррекция лексико-грамматического строя речи; 8) развитие связной речи; 9) развитие мелкой моторики рук, психических процессов.

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование: Презентация, пособие «Город Звуков», зеркала, сигнальная схема для характеристики звуков,  индивидуальные карточки с предложениями, схемы слов, тетради, ручки.

Ход занятия:

1. Организация начала занятия 2 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Организация внимания, внутренней готовности к уроку.

- умение организовываться;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие выразительности речи.

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число? Какой день недели?

- Расскажем о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Погода солнечная или пасмурная?

Были ли осадки? Дует ли ветер? Кто может рассказать о сегодняшней погоде?


– Ответы детей.



2. Мимическая гимнастика   2 мин.

Цель этапа: развитие мимической мускулатуры.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Неречевые звуки.

- умение отраженно повторять мимическую позу.

Словесный, наглядный

Групповая

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в город Звуков. Мы поедем на автобусе. Сядьте правильно, автобус отправляется. Светит яркое солнышко прямо нам в лицо, его лучи слепят глаза. Зажмурим глазки. Автобус едет под мостом, солнышка не видно: откроем глазки. Автобус свернул направо, солнышко светит в левый глаз. Зажмурим его. Свернули налево, зажмурим правый глаз. Проезжая мимо дома, увидели, как мальчик отобрал у малыша мяч. Нахмурьте брови, рассердимся на этого мальчика. А теперь посмотрим в окно: собака убегает от кошки, покажем, как мы удивились.

-  Мы долго ехали, день был солнечный и жаркий, всем захотелось пить. Наберём в рот воды и подержим. Наберём воду за правую щёчку,  за левую. Проглотим водичку. Вот мы утолили жажду и добрались до города Звуков.

- Что мы сейчас делали?


– Дети выполняют соответствующие движения.
















- Мимическую гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика 3 мин.

Цель этапа: развитие артикуляционной моторики.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Выполнять и удерживать артикуляционную позу.

Словесный

Групповая

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- В городе Звуков нужно правильно и чётко произносить звуки речи. И для этого мы сделаем гимнастику для губ и языка.

1. «Окошко» широко открыть рот – жарко, закрыть рот – холодно.

2. «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

3. «Заборчик»: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы (чередовать эти два упражнения).

4. «Месим тесто»: улыбнуться, пошлепать языком между губами – пя-пя-пя; покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

5. «Киска»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

6. «Маляр»: губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (покрасить) небо.

- Что мы сейчас делали?




Дети выполняют упражнения.















- Гимнастику для губ и языка.

4. Повторение пройденного материала 3 мин.

Цель этапа: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Гласные и согласные звуки.

Умение различать гласные и согласные звуки.

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Дети, какие звуки живут в городе Звуков?

- Какие звуки мы называем гласными?



- Какие звуки мы называем согласными?


- На какие группы делятся согласные звуки?

- Некоторые из них настолько дружны, что живут парами. Назовите их

- Какие звуки мы с вами повторили?

- Гласные и согласные.

- Звуки, при произнесении  которых выходящий воздух не встречает преграды и звук можно пропеть.

- Звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие и звук не тянется.

- Звонкие и глухие.

- Б-П, Г-К, В-Ф, Д-Т, З-С, Ж-Ш.


- Парные звонкие и глухие.

5. Введение в тему занятия, фонетическая гимнастика, физминутка. Характеристика звуков. 5 мин.

Цель: развитие произносительных навыков и слухоречевой памяти.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Глухие непарные согласные.

Умение воспринимать речевую информацию на слух, отраженно повторять названные звуки.

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- А вот в этом замке живут глухие согласные, которые не имеют звонкой пары. Сегодня мы будем говорить об этих звуках. Тема нашего урока: «Глухие непарные согласные». Сейчас мы назовём эти звуки и немного отдохнём. Встаньте около парт.

- Посмотрите на первую картинку: девочка замёрзла, греет руки и громко говорит: «Х-Х-Х». Произнесём вместе.

- Посмотрите на вторую картинку: мальчик говорит: «Ц-Ц-Ц» - молчите, не шумите!

- На третьей картинке девочка идет и шепотом говорит: «Ч-Ч-Ч» - тихо!

- А теперь представьте, что мы с вами надутые мячики. «Щ-Щ-Щ» - спускается воздух. Садитесь, молодцы.

- Ребята, какие звуки мы сейчас произнесли?

- Дайте характеристику этим звукам по  схеме.





- Какое задание мы выполняли?







Дети произносят звуки:

-Х-Х-Х

-Ц-Ц-Ц (повторяют дети, поставив пальчик около губ).

- Ч-Ч-Ч,  (шагают на месте).


- Щ-Щ-Щ (дети стоят, расставив руки в стороны, а потом постепенно сводят руки и приседают).

- Х, Ц, Ч, Щ.

- Х – согласный, глухой, твердый или мягкий.

- Ц – согласный, глухой, твердый.

- Ч – согласный, глухой, мягкий.

- Щ – согласный, глухой, мягкий.

- Произносили глухие непарные звуки, давали им характеристику.

6. Работа по звукобуквенному анализу на уровне слога. Закрепление знаний о согласных звуках. 8 мин.

Цель этапа: развитие навыков звукового анализа на уровне слога.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Гласные и непарные глухие звуки.

Составлять слоги из звуков, выделять изучаемые звуки в слогах.

Словесный, наглядный

Групповая

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Я расскажу вам одну историю, которая однажды произошла с этими звуками. Звуки Щ, Ц, Х, Ч жили в своем сером и холодном замке совсем одни. Никто не приходил к ним в гости и никто не приглашал их а себе. Но вот однажды около замка глухих звуков случайно оказались бродячие артисты. Они пели, плясали, ходили по замку и приглашали звуки на свое представление.

Один из артистов громко пел: «А-А-А!». Второй подпевал: «У-У-У!». Третий хохотал: «О-О-О!». Скажите, что за бродячие артисты посетили замок глухих звуков?

- Попробуйте «вытащить» глухие согласные из их серых и хмурых комнат. «Подружите» гласные звуки с согласными – составьте слоги со звуками Щ, Ц, Х, Ч.

- Запишите слоги, которые мы составили, в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие звуки нашего занятия.

-Какое задание мы выполняли?












- Гласные звуки.




Ща, що, щу; ца, цо, цу; ха, хо, ху; ча, чо, чу.

Дети записывают слоги в тетрадь и подчеркивают нужные буквы.



- Составляли слоги и записывали их в тетрадь.

7. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение слов со звуковыми схемами. 3 мин.

Цель этапа: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Место звука в слове.

Умение соотносить слова с данной схемой..

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Повеселели глухие согласные. Решили они пригласить в гости своих любимых сказочных героев. Посмотрите и скажите, кого могли  пригласить  глухие согласные?





- Но не все приглашенные смогли приехать в гости. Отгадайте, кто добрался до Города Глухих Звуков по схемам. (Схемы слов: Чебурашка, Хомячок,  Щелкунчик, Царевна-лягушка).

- Почему именно эти герои пришли к глухим звукам?



- Какое задание мы выполняли?




- Кощея Бессмертного, Щелкунчика , Царевну-Несмеяну, Ивана-Царевича, Царевну-лягушку,  Хаврошечку, Хомячка Хомку, Чебурашку, Курочку Рябу, Чиполлино, Мальчика-с-Пальчик.

- Дети подбирают к данным схемам имена сказочных героев.



- В их именах  глухие непарные согласные находятся в начале слова: Щелкунчик – звук Щ, Царевна-лягушка – звук Ц, Хомячок – звук Х, Чиполлино – звук Ч.

- Называли сказочных героев, подбирали слова к схемам.

8. Физминутка «Хомка» 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку,

И выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

Хлопки в ладоши.

Повороты туловища влево-вправо.

Руки вверх – потянулись.

Массаж лица, шеи.

Наклоны вперед.

Ходьба на месте.

Прыжки.

Хлопки в ладоши.

9. Работа с загадками. Обогащение словаря. 6 мин.

Цель этапа: развитие логического мышления, обогащение словарного запаса

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Домашние животные и птицы.

Узнавать предмет по описанным признакам.

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сказочные герои пришли не одни, а вместе со своими любимыми животными и птицами. Отгадайте загадки и скажите, кого привели сказочные герои.

1. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.

2. Летом в поле травку рвет,

А зимой в хлеву живет.

Сена ей вволю дают,

Да ягненка в прибыль ждут.

Не рогата, не бодлива,

Беспокойна, боязлива.

Шерстку у ней стригут.

Вяжут из неё и ткут.

3. Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов.

Куличей и пирогов.

4. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился и оттуда

Живое выскочило чудо.

- Ребята, как мы называем этих животных и птиц одним словом?

- Почему они так называются?


-Запишите слова-отгадки в тетрадь, подчеркните буквы, которые обозначают глухой непарный звук.

- Дети, какое задание мы выполняли?








- Петух.








- Овца.




- Курица.




- Цыпленок.


- Домашние.

- Они живут около человека и он за ними ухаживает.

Дети записывают слова в тетрадь, подчеркивают нужные буквы.

- Отгадывали загадки, записывали отгадки в тетрадь.

 

10. Развитие звукового и языкового анализа на уровне предложения 5 мин.

Цель этапа: развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне предложения.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Согласные звуки и буквы.

Выделять и вставлять изучаемые согласные звуки в предложениях.

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Глухие  звуки веселились и играли со своими гостями до самого вечера. Но вот настало время прощаться. Герои сказок спешат на страницы книг, а домашние животные и птицы к своему хозяину. Глухие согласные огорчены. Написали они предложения для своих друзей, да видно так расстроились, что забыли о себе. Вставьте буквы, обозначающие непарные глухие звуки в слова.

- Прочитайте свои предложения, назовите буквы, которые вы вставили в слова.

- Какое задание мы выполняли?








- Работа по индивидуальным карточкам.

- Дети читают предложения, называют вставленные буквы.

- Вставляли пропущенные буквы в словах и читали предложения.

11. Подведение итогов. 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Наш урок подошел к концу. Какие звуки мы сегодня изучали?

- Почему они так называются?  

- Какие задания мы выполняли? Оценка деятельности детей.

- Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"

Предлагаю конспект  логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...