Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)

Милосердова Елена Игоревна

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной  речи"  разработано на основе ФГООС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  В материале определены   цель и основные задачи курса,  основные направления логопедической работы, а также   планируемые результаты освоения программы (личностные, предметные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

коррекционного курса                            «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»                                      для   обучающихся 1 класс «В»

2017-2018 учебный год

                                               

                                    Составила: учитель-логопед Милосердова Е.И.


I  класс «В» 2017-2018 гг.

Цель коррекционного курса - формирование у  обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной  речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
  • развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
  • формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
  • развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия

Основные направления коррекционно-логопедической  работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Результаты коррекционно-логопедической работы:

  1. Личностные результаты:
  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью
  1. Предметные результаты:
  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

 

Планируемые результаты коррекционно-логопедической работы:

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

Календарно-тематический план коррекционного курса                                                                                                «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 

1 «В»  класс    

По программе в 1 классе «В»  в 2017-2018 уч. г. 99 часов  (3  раза в неделю)                                                                                                      Программа будет пройдена полностью за 95  часов                                                                                                                                    (15 сентября, 2 Мая  (Дни  здоровья), 6 ноября  (за выходной день 4 ноября),   9 Мая)

№ п/п

 Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Логопедическое обследование.

5

1.

2.

3.

4.

5.

Обследование звукопроизносительной стороны речи

Обследование словарного запаса, слоговой структуры слова.

Обследование грамматического строя

речи

Обследование импрессивной  и экспрессивной  речи

Обследование  уровня  развития ручной моторики

 Выявить наличие нарушений звукопроизношения.

 

Выявить соответствие словаря возрастной норме; точность

 употребления лексических значений слов и степень владения слоговой структурой.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Уточнить уровень развития мелкой моторики пальцев,

предпосылок к овладению   навыками каллиграфии.

1

1

1

1

1

     01.09.

     04.09.

      06.09.

       08.09.

11.09.

6.

Упражнения на развитие ручной моторики

Изучение упражнений пальчиковой гимнастики. Складывание

пазлов, разрезных  картинок.

1

13.09.

7.

Упражнения на развитие ритма

Знакомство с понятием ритм. Выполнение

упражнений с помощью рук на развитие ритма

1

18.09.

8.

Упражнения на развитие дыхания

Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики.

Игры с использованием ваты, листа бумаги.

1

20.09.

9.

10.

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями.

2

22.09

25.09.

11

12.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы.

2

27.09.

29.09.

13.

14.

Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дидактические пособия.

2

02.10.

04.10.

15.

Звуки  речи и неречевые звуки

Сформировать понятия: «звук речи и неречевые звуки»

1

06.10

16.

17.

Гласные звуки первого ряда – а,о,у,ы

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Дыхательная гимнастика

Опознавание гласных звуков изолированно, в слоге, слове

2

09.10.

11.10.

18.

19.

Постановка звука «с»

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Дыхательная гимнастика

Выработка воздушной струи

Постановка звука «с»

Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах

2

13.10.

16.10.

20.

21.

22.

Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах

3

18.10.

20.10.

23.10.

23.

24.

25.

Автоматизация звука «с» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на                                    примере односложных слов

3

25.10.

27.10.

08.11.

26.

27.

Постановка звука «сь»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «сь» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов

2

10.11.

13.11.

15.11.

28.

29.

Автоматизация звука «сь» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Слова со звуком «сь» в разных позициях

Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов

2

17.11.

20.11.

30.

31.

Автоматизация звука «сь» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речевой материал на звук «сь» (стихи, короткие рассказы)

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из одного открытого и закрытого слога

2

22.11.

24.11.

32.

33.

Постановка звука «з»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастик-постановка звука «з»

Различение на слух звонких и глухих согласных

Определение звука «з» в слоге, слове

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога

2

27.11.

29.11.

34.

35.

Звук «з» в начале, середине слов

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Постановка звука «з»

Различение на слух звонких и глухих согласных

Определение звука «з» в слоге, слове

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога

2

01.12

04.12.

36.

37.

Звук «з» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Различение на слух звонких и глухих согласных

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных

Автоматизация «з» в стихах, текстах, рассказах

2

06.12.

08.12.

38.

39.

Дифференциация звуков «с»-«з»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Различение на слух звонких и глухих согласных

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных

Различение звуков «з»-«с» в слогах, словах, предложениях

2

11.12.

13.12.

40.

41.

Постановка звука «ц»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Выработка воздушной струи

Постановка звука «ц»

2

15.12.

18.12.

42.

43.

Автоматизация звука «ц» на конце, в середине и начале слов

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Выработка воздушной струи

Определение «ц» изолированно, в слогах, словах

2

20.12.

22.12.

44.

45.

Автоматизация «ц» в связной речи»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных

2

25.12.

27.12.

46.

47.

Дифференциация звуков «ц»-«с»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных

Дифференциация звуков «ц»-«с» в слогах, словах, связной речи

2

29.12.

15.01.

48.

49.

Постановка звука «ш»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Выработка воздушной струи

Постановка звука «ш»

2

17.01.

19.01.

50.

51.

Автоматизация звука «ш» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Автоматизация «ш» в разной позиции слова

Определение местоположения «ш» изолированно, в слоге, слове

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных

2

22.01.

24.01.

52.

53.

Автоматизация звука «ш» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Автоматизация «ш» в стихах, текстах, рассказах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных в начале слова

2

26.01.

29.01.

54.

55.

Дифференциация звуков «ш»-«с»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Различение на слух свистящих-шипящих звуков

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных на конце слова

2

31.01.

02.02.

56.

57.

Постановка звука «ж»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Выработка воздушной струи

Постановка звука «ж»

2

05.02.

07.02.

58.

59.

Звук «ж» в начале, середине слов

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Слова со звуком «ж» в разных позициях

Звукобуквенный анализ трехсложных слов

2

09.02.

12.02.

60.

61.

Звук «ж» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Автоматизация «ж» в стихах, текстах, рассказах

-Звукобуквенный анализ трехсложных слов

2

14.02.

16.02.

62.

63.

Дифференциация звуков «ш»-«ж»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Различение на слух звонких и глухих согласных в слоге, слове, предложении

Звуковой анализ трехсложных слов

2

26.02.

28.02.

64.

65.

Дифференциация звуков «ж»-«з»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дифференциация звуков в слоге, слове, фразе

Звуковой анализ трехсложных слов

2

02.03.

05.03.

66.

Постановка звука «л»

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Дыхательная гимнастика

Постановка звука «л»

Опознавание звука «л» изолированно, в слогах, словах

1

07.03.

67.

68.

Автоматизация звука «л» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «л» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах

2

09.03.

12.03.

69.

70.

Автоматизация звука «л» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «л» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов

2

14.03.

16.03.

71.

Постановка звука «ль»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «ль» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов

1

19.03.

72.

73.

Автоматизация звука «ль» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Слова со звуком «ль» в разных позициях

Опознавание звука «ль» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов

2

21.03.

23.03.

74.

75.

Автоматизация звука «ль» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речевой материал на звук «ль» (стихи, короткие рассказы)

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из одного открытого и закрытого слога

2

02.04.

04.04.

76.

Дифференциация звуков «л»-«ль»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дифференциация звуков в слоге, слове, фразе

Звуковой анализ трехсложных слов

1

06.04.

77.

78.

Постановка звука «р»

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики

Дыхательная гимнастика

Выработка воздушной струи

Постановка звука «р»

Опознавание звука «р» изолированно, в слогах, словах

2

09.04

11.04.

.

.

79.

80.

Автоматизация звука «р» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «р» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах

2

13.04

16.04

.

81.

82.

Автоматизация звука «р» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «р» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов

2

18.04.

20.04

83.

Постановка звука «рь»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Опознавание звука «рь» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов

1

23.04.

.

.

84.

85.

Автоматизация звука «рь» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Слова со звуком «рь» в разных позициях

Опознавание звука «рь» изолированно, в слогах, словах

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов

2

25.04

27.04.

.

86.

87.

Автоматизация звука «рь» в связной речи

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речевой материал на звук «рь» (стихи, короткие рассказы)

Развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов

2

       30.04

04.05

 

.

88.

Дифференциация звуков «р»-«рь»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дифференциация звуков в слоге, слове, фразе

Звуковой анализ слов

1

07.05.

89.

Дифференциация звуков «л»-«р»,                        «ль»-«рь»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дифференциация звуков в слоге, слове, фразе

Звуковой анализ слов

1

11.05.

Логопедическое обследование

6

90-91.

92-93.

94-95.

Определение  уровня развития мелкой и артикуляционной моторики

Определение уровня сформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза

Определение уровня сформированности произносительной стороны устной речи

       2

     

       2

       

       2

14.05    16.05.

       

18.05.   21.05

23.05.  25.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Коррекционное занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....