Фонематический слух
статья по логопедии

Шлюева Ольга Михайловна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном, школьном учреждении и семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух.

Различение звуков речи, фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного.  При несформированности речевого  звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно.

 Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в  школе    при обучении письму и чтению.

Развитие фонематического  слуха невозможно без развития неречевого слуха и чувства ритма.

Ребенок  может научиться говорить и мыслить, только воспринимая,  начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.

Чтобы образ предмета, издающий звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.

Занятия должны быть привлекательными и интересными. Играть в игры с неречевыми звуками можно с ребенком 2-х летного возраста.

Начинать играть нужно с элементарных видов различения: «тихо –   громко», «быстро – медленно».

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки.  В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д.

 Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к ее звучанию. Затем он берет свой набор и ищет там коробочку, звучащую аналогично.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность различных звучаний. Не забывайте меняться с ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

«Чудо – звуки»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных.

На прогулке послушайте  те же звуки: зимой – скрип снега, весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шум: машины, голоса людей и т.д.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать, резать,  мять.

 

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, звон ложечки о стакан, шелест  страниц и пр.  Ребенок должен научиться узнавать их с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного - двух до семи - десяти.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть  все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам. Пусть ребенок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »

«Где позвонили»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук. Можно попросить его ответить  на вопросы: где звенит? – слева, спереди, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Подбери игрушку или картинку»

Вы стучите или шелестите (гремите, звените, трубите, играете на пианино).  Ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

«Стучалки – повторялки»

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: ХХ – ХХХ. Ребенок повторяет этот ритм сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами.

Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой  рукой, двумя руками одновременно;

-  воспроизводит тот же ритм ногами;

-  ребенок придумывает ритм, а вы его повторяете.

«Узнай свой голос»

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей.  Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

«Камертон»

Предложите  ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно  отстукивать его ритм по правилам:

- отстукиваются слоги (на каждый слог один удар);

- на каждом слове, включая предлоги.

«Два слова»

 Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.

ПЕНЬ – ДЕНЬ            ТОПОТ – КУБИК         ФАНТИК – БАНТИК

СОК – БОК                 МАЙКА – БАЙКА       ЛИФТ – БАНАН

КОТ – ПОТ                 КАНАТ – ВАТА           БАНКА – МАНКА

КОМ – ДОМ               МОНЕТА – НОТА       ОБЕДЫ – ПОБЕДЫ

ТАНК – БАНК            ТАНЯ – БАНЯ              КАБИНА – ФОНТАН

 «Имена»

Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить – одинаковые он слышит имена или разные.

ЛЮБА – ЛЮДА            МИША – МАША

ТОЛЯ – ТОЛЯ               СОНЯ – САНЯ

КОЛЯ – ТОЛЯ               ДИНА – ИННА

ДИМА – ДИМА            ВИТЯ – ВИТЯ

САША – САША           ВИТЯ – МИТЯ

«4-й лишний»

Из четырех слов, четко произносимых взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

УТЕНОК – УТЕНОК –  УТЕНОК – КОТЕНОК

БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ

МИНУТКА  – МОНЕТКА – МИНУТКА – МИНУТКА

БУФЕТ – БУКЕТ – БУФЕТ – БУФЕТ

БИЛЕТ – БАЛЕТ – БИЛЕТ – БИЛЕТ

ДУДКА – БУДКА – БУДКА – БУДКА

«Слоги с ударением»

Воспроизведение слогов со сменой ударенного слога:

та – та – ТА       па – па – ПА       ка – ка – КА

та – ТА – та       па – ПА – па       ка – КА – ка

ТА – та – та       ПА – па – па       КА – ка – ка             и др.

«Звонко – глухо»

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по звонкости – глухости:

ПА – БА          ПА – БА – ПА

ТА – ДА          ТА – ДА – ТА

ФА – ВА         ФА – ВА – ФА  

КА – ГА          КА – ГА – КА       и др.

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными: О, У, Ы.

«Твердо - мягко»

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости – мягкости:

ПА – ПЯ        ПО – ПЁ       ПУ – ПЮ      ПЫ – ПИ

МА – МЯ      МО – МЁ      МУ – МЮ     МЫ – МИ

ВА – ВЯ        ВО – ВЁ        ВУ – ВЮ      ВЫ – ВИ   и др.

«Новый звук»

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

ПА – ТПА       НА – ПНА

ТА – ПТА        КА – ФКА  

МА – КМА      ТА – КТА

НА – ФНА       НА – КНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...