Работа над нестандартными и занимательными задачами в начальной школе
статья по математике (2 класс)

Белоусько Елена Геннадьевна

Этот материал будет полезен учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_nestandartnymi_i_zanimatelnymi_zadachami_0.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

             Работа над нестандартными и занимательными задачами

В настоящее время в нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одним из предметов, позволяющих, развивать логическое творческое  мышление у младших школьников является - математика.

Я считаю, что воспитание у учащихся начальных классов интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера. Их решение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, приучает детей к критическому осмыслению полученных результатов. Для этого нужно развивать гибкость ума, включающая способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной  идеи на другую, систематичность и последовательность мышления, позволяющая управлять процессами, способность выдвигать гипотезы. Их формулировать и уметь их проверять и решать.

Есть несколько способов, которые я использую при решении занимательных или нестандартных задач. Во-первых, эти задачи я систематически  включаю в процесс обучения, наряду с традиционными задачами для начальной школы. Помогаю учащимся в процессе решения находить собственные подходы к решению таких задач и учу осознать существующие способы, приемы для решения нестандартных и занимательных задач, постепенно повышая уровень сложности.

Работа с занимательными и нестандартными задачами дает детям возможность повторять изученные ранее понятия и отрабатывать уже известные им алгоритмы действий над числами (так называемые вычислительные навыки) в увлекательной форме. Учащимся представляются текстовые логические задачи, предполагающие рассмотрение подходов к их решению, дети знакомятся с арифметическими лабиринтами, магическими квадратами, с математическими фокусами, с задачами на разрезание и составление фигур.

 К нестандартным и занимательным задачам относятся и задания творческого характера, которые способствуют развитию у учащихся  креативности  мышления.

 Обычно в школе решаются задачи, имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственный верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком более сложные задачи, где самому приходится находить верные пути их решения. Вот здесь на помощь и приходит креативность. Для развития у учащихся креативности мышления я предлагаю следующие  задачи.

  • Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему ведро воды без самого ведра (дополнительное условие: зимой).
  • Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой - на север. Видят ли они друг друга?
  • В двух ящиках было по 10 кг печенья. Продали 6 кг. Найди количество кг оставшегося печенья.

В данной задаче и условие, и вопрос выражены в повествовательной форме. Эта конструкция лишает учащихся опоры на один из внешних признаков задачи – наличие вопросительного предложения.

В работе над нестандартными и занимательными задачами очень велика роль учителя. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому учитель должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить правильность предложенных решений. А еще необходимо, чтобы учитель был доброжелателен, и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Если работа над нестандартными и занимательными задачами будет эффективной, это послужит залогом успешного развития творчески мыслящей личности.

        Литература:

  1. Демидова Т. Е. Математика 2 кл.: учеб. для общеоб. учреждений/М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013(Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Козлова С. А. Программа «Математика» для 1-4 классов/Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Баласс, 2011(Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9)-М.: Издательство РОСТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задачи в начальной школе

Представлены разнообразные занимаетльные задачи....

Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"

В  данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения...

Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

                         В монографии описаны методы и приемы решения задач, практикуемые в начальных классах школы в применении...

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»...

Работа над нестандартными задачами в начальной школе

В статье представлен материал методического семинара "Работа над нестандартными задачами, развитие аналитического и логического мышления младшего школьника в рамках внедрения ФГОС". Семинар ...

Решение нестандартных задач в начальной школе

В пособии представлены виды различных математических  задач и  способы  их решения. Данный материал поможет учителю начальных классов при подготовке обучающихся к ВПР....

"Виды и способы решения нестандартных задач в начальной школе"

В данной презентации содержится классификация нестандартных задач, решаемых в начальной школе, приводятся способы оформления решения логических задач....