Создание образовательной среды, способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника
статья на тему

Создание образовательной среды,

способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_obrazovatelnoy_sredy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Создание образовательной среды,

способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника

Мударисова Диля Мансуровна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова

города Буинска Республики Татарстан»


        В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования в формировании конкурентоспособной личности. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

        В 1992 году реформирование образования нашло свое отражение в создании Закона об образовании, основными принципами которого стали ориентация на личность ученика как равноправного субъекта образовательного процесса, индивидуализация и дифференциация обучения, свобода выбора формы как общего, так и дополнительного образования.

        В августе 2004г. продолжение реформы образования в свете Концепции модернизации российского образования выразилось в создании новой редакции Закона об образовании как основного документа, обосновывающего создание особого образовательного пространства. Приоритетными для решения стали 3 основные проблемы качества образования:

        -проблема новизны качества образования: в связи с требованиями к развитию ребенка как конкурентоспособной личности, необходимо формировать и совершенствовать возможности ребенка жить в быстро меняющемся мире, ориентироваться в обилии информации, уметь предъявить себя миру и найти в нем достойное место;

        -информационная проблема: в связи с все расширяющимся объемом информации необходимо совершенствовать умения ребенка анализировать поступающую информацию, применять ее в целях самостоятельного разрешения возникающих жизненных задач;

        -смена парадигмы образования с технократической на антропологическую с формированием общечеловеческих гуманистических ценностей.

        Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, самобытной, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Способность к созданию нового, потребность в креативной деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в жизнь человека феноменами.

        Исходя из представления о развитии способности к творчеству как необходимом и обязательном компоненте личностного развития субъекта и ориентируясь на основные положения Концепции модернизации российского образования, В.Хуторской определяет наиболее значимые ориентиры проектирования будущей школы как устойчивой самообновляющейся системы. Среди этих ориентиров мы выделим задачи, поставленные перед начальной школой:

        ученик – субъект образования, где важнейшей составляющей предполагается формирование способности ребенка к саморазвитию и соблюдение его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

        культурно-исторические традиции, где вместе с индивидуализацией и регионализацией образования все большее значение отводится объединяющей роли культуры, формированию у школьников наряду с их индивидуальными способностями общенациональных российских ценностей;

        личностные качества, свойства и умения (когнитивные, креативные, деятельностные, коммуникативные и др.) выпускника средней школы, среди которых выделяются:

        а) способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и готовность влиять на эти условия для достижения как личного успеха, так и личностного прогресса;

        б) умение самоопределиться в условиях выбора;

        в) знание учеником своих индивидуальных способностей, использование их для планирования учебной деятельности (умение видеть, слышать, осязать, чувствовать, сопереживать);

        г) развитые эмоционально-образные качества: воображение, фантазия, образность, чувство необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению;

        д) способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации (с другими людьми, с текстами, с объектами познания);

        е) ориентирование в многообразных информационных потоках;

        ж) умение ставить и реализовывать собственную позицию по отношению к тем или иным источникам информации;

        образовательная среда, где основным принципом «средового подхода» должен стать принцип открытого содержания образования (не освоение образовательной среды во всей ее необъятности, а умение действовать в ней продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию);

        критерий оценки – личностный рост результатов обучения, где проверяться должна не только степень достижения учениками внешних заданных результатов, но и «творческое отклонение» от них; где уровень творческой самореализации школьника должен стать общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими.

        В современных условиях прогресс всех сторон жизни общества связан с повышением качества общеобразовательной подготовки, что сегодня невозможно без модернизации содержания общего и начального образования.

      Модернизация образования - это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому, демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация- это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования.

     Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

        Для достижения этой цели будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

       -обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

      - достижения нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

      - формирование в системе образования нормативно- правовых и организационно- экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

       - повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

       - развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

          Особый разговор необходим о начальной школе. Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей, вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6,5 лет.

      Сегодня требуется выработка и реализация качественно новой, личностно и развивающе ориентированной целостной стратегии начального образования:

      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

      сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

      формирование у младших школьников желания и умения учиться;

      развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

      Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

      Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

      Особенностью начальной школы является отсутствие « единого старта »: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь каждому реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и оптимального индивидуального развития.

       Учитывая требования, которые предъявляются к начальной школе, в гимназии каждый учитель старается организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранить здоровье ребенка, обеспечить преемственность, внедрить современные педагогические технологии.    

       В связи с этим в гимназии в 2002/2003 уч. году мы начали работать по программе «Начальная школа ХХl века». Проект предполагает решение тех  задач и требований, которые предъявляются к образованию младшего школьника, а именно:

     общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;

     Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как  самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность ,готовность к дальнейшему образованию. В связи с этим  начальная школа должна реализовать следующие цели:

     1.Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

     2.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

     3.Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

      Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

      Чтобы получить высокий уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, авторы программы «Начальная школа ХХ1 века» предлагают специальную методику изучения учебных предметов.

      Учебно- методический комплект «Начальная школа ХХ1 века» обеспечивает 2 типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу «труднее - легче». Т. е. каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

         В комплект входят и специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.

        Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое и воображение.

        Учебный план ориентирован на образовательные области, которые  выделены в базисном учебном плане: Язык и литературное чтение; Математика; Естествознание; Искусство; Труд; Физическая культура.

        Образовательная  область «Язык и литературное чтение» представлена пятью предметами – Грамота, Чтение и  письмо, Русский язык, Литературное чтение, Литературное слушание.

        Грамота – интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике, изучается  в первом полугодии первого класса по 10 часов в неделю на сдвоенных уроках. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журавой.

        Учебник «Грамота»- авторы: Журова  Л.Е., Евдокимова  А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н.

        Особенностью программы предмета «Грамота» является ориентировка  на введение  школьника в языковую и математическую действительность, формирование  умений учиться, а также навыков чтения, письма, счета.

        Особенностью учебника и рабочих тетрадей является значительно увеличенный подготовительный  период, обеспечивающий мягкую адаптацию школьника к обучении.

        Чтение и письмо- этот учебный предмет изучается во втором полугодии первого года обучения и направлен на решение лингвистического развития школьников, совершенствования  умений и навыков чтения и письма.

        Учебник «Чтение и письмо» - авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Задания, включенные  в учебник, в рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие  и мышление учащегося, формируют творческое воображение.

        Русский язык – как самостоятельный  предмет изучается во втором- 4 классах.

        Литературное слушание – предмет для учащихся первого класса. Изучается в первом полугодии в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного  беглого чтения, а также во втором полугодии. Основная цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.

        Литературное чтение -  учебный предмет  изучается во 2-4-ом классе (4 часа в неделю).

        Математика – как самостоятельный предмет изучается со второго  полугодия первого класса. Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота». Программа реализует следующие цели обучения: полноценное  интеллектуальное развитие, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, также математическую подготовку  учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения   школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии  с пятью содержательными линиями: элементы  арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия ; элементы алгебры; и элементы арифметики. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.

        Раскроем некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.

        Формирование  первоначальных представлений о натуральном числе начинается  в первом классе.

        Параллельно начинается подготовка к решению арифметических задач. Арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой практической жизненной ситуации.

        Таблица сложения однозначных чисел в полном объеме изучается в первом классе. Вычитание  как действие, обратное сложению, обычно труднее осваивается детьми. Поэтому изучение табличных случаев вычитания по времени несколько отстает от изучения табличных случаев сложения. (Аналогично положение с умножением и  делением во втором классе).

        В изучении  таблицы сложения и табличных случаев вычитания выделены три этапа. На первом этапе рассматриваются случаи прибавления  и вычитания 1,2,3,4, когда результат не превышает 10; На втором этапе происходит выход за пределы десятка; прибавление  любого  однозначного числа к 10 и прибавление к любому однозначному числу каждого из чисел 2,3,4. Параллельно  рассматриваются табличные случаи вычитания 2,3,4. На третьем этапе таблица сложения изучается до конца, затем соответствующие случаи вычитания.

        В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы  с первого класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использование при выполнении арифметических  расчетов.

        С первой из величин (длина) дети начинают знакомиться в первом классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин.

            Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

           Образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом «Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего  мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно- бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается  культура познания природы, общения и взаимоотношений.

        Изобразительное искусство и художественный труд - интегрированный  учебный предмет. Основная  цель – введение учащихся в своеобразный мир изобразительного искусства, подведение к осознанию специфики разных видов и жанров изобразительного искусства, приобщение школьников к духовным ценностям, отраженным  в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне.

        Музыкальное искусство- цель изучения состоит в воспитании у младших школьников музыкальной культуры, введении  детей в мир музыкальных образов.

        Физическая культура - изучается в 1-4 классах. Учитель по своему желанию выбирает любой вариативный курс физической культуры.

        Обучение ведется через игру, наглядность, движение. Создание такой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. На уроке ненавязчиво  обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к учебе, развивается творческая фантазия, воспитываются  нравственные качества.


Каков он,  выпускник начальной школы?

1. Школьник, переходящий в среднюю школу, должен отличаться от себя самого - того, который пришел в первый класс.

Это положение кажется аксиоматичным. Действительно, за четыре года ребенок изменился: вырос, прибавил в весе, повзрослел, многое умеет - читает, пишет, решает математические задачи. Однако принципиально важно, чтобы в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию, то есть теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника. Эту мысль Л.С. Выготский высказал так: развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием.          

Здесь мы подходим к очень важному выводу: наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, то есть усиление содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучала так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

Обратимся к учителю начальной школы с единственным вопросом: «Чему Вы хотите научить Ваших учеников?» Как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97% случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном ее звене. А как отвечают на этот вопрос учителя средней школы? Практически все (99,6%) озабочены изучением «своего» предмета.

Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются  конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект.

Это и определяет существование первого противоречия: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Каковы эти требования?

• Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

• Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника.

2. K концу обучения в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников.

Имеется в виду не уровень знаний, не отметки в журнале и дневнике, а его индивидуальность, то есть сохранение и поддержку особенностей, интересов, склонностей, способностей каждого ребенка. На протяжении всей истории развития начальной школы не прекращался разговор о необходимости считаться с индивидуальными особенностями ребенка, о важности природосообразного обучения и воспитания. И вместе с тем, решение этой задачи в дидактике остается одной из самых главных. Возникло противоречие между декларированием принципа индивидуализации образования и ориентировкой как содержания, так и методики обучения на «среднего» ученика, «средние» показатели, «усреднённые» отметки. Его устранение связано с «ломкой» традиционных подходов к дифференцированному обучению.

3. К концу обучения ребенок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников ХХ века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Вспомним здесь слова Д.Б. Эльконина, который подчеркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его ее субъектом, то есть школьника учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:

1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

        Т.о. программа «Начальная школа» ХХl века» создает благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем  его возрастным особенностям и возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Система мониторинга как основа формирования конкурентоспособной личности младшего школьника

Профессию учителя считают вечной. Так как именно его  называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чу...

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»

   Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...

Использование инновационных методов, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников.

     В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями. ...

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Методы и приемы работы с текстом, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников

Успешное обучение в начальной и основной школе не возможно без сформированности у обучающихся функциональной грамотности. Чтобы правильно оценивать информацию, необходимо овладеть читательской грамотн...