ПК 4.3.
материал

Марцениус Елена Константиновна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС:

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС и рассматривается как одна из важных целей обучения. В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов. Она получила официальное признание Президиума Российской академии образования. В данном системе разработана модель контроля и оценивания успехов школьника на разных этапах образовательного процесса.

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи новой технологии:

определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Основными составляющими новой технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале «уровней успешности»

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

Правило1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. «САМООЦЕНКА»

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»

«За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением,

ставиться отдельная отметка»

ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило 4.«Таблица требований»

Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.

Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трѐх уровней успешности.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функционально грамотной личности- «отлично».

Максимальный уровень (!!!Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

Правило 7. Итоговые оценки и отметки

Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

 

2-3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись.  

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

-Посмотрите на нашу опору для оценки своей работы на уроке. Закончите фразы:

«мне было трудно»

«мне было легко»

«я узнал(а)»

«я оцениваю свою работу на»

-Кто хочет ответить по нашей опоре?

-Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы.

- «Предлоги»

- Узнать много нового о предлогах, научиться определять их в тексте.

(отвечают по опорам)

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Слайд 2

Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие логического мышления

Слайд 3

Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Слайд 4

2 4 1 3 5 6

Слайд 5

Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Слайд 6

Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Слайд 7

Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуманно-личностная технология в системе воспитания школьников

Слайд 2

ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ АМОНАШВИЛИ Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Слайд 3

Последовательная реализация гуманистического принципа, в основе которого: обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений ( к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям; обогащение его духовного и душевного потенциала. Учение – значительная часть жизни ребенка.

Слайд 4

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Слайд 5

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Слайд 6

Основными целями данной технологии являются: развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; «облагораживание» души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание.

Слайд 7

Личностный подход Амонашвили Ш.А: Люби ребенка, будь человеком доброй души. Будь оптимистом, олицетворяй человека будущего. Умей понимать детей. Не жалуйся родителям на учеников. Не дели детей по способностям. Не допускай отставания детей. Вызывай чувство успеха у ребенка. Постоянно ищи в ребенке богатство души. Будь надеждой для ребенка. Знай семью ребенка, все тайны, связанные с ребенком, характер взаимоотношений в семье с целью заботы о ребенке. Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов к втрече с ним в ребенке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированное обучение в начально школе Работу выполнили : Студентки 43 группы: Латыпова Марина, Марцениус Елена, Шаталова Дарья, Шерстобитова Дария .

Слайд 2

Интегрированное обучение - одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных (изученных) частей. Сущность такого процесса - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Слайд 3

Актуальность: стирание граней между предметами, и непроизвольное обучение добыванию знаний и умений не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его.

Слайд 4

Преимущества: Оптимальность достигается в интегрированном обучении за счет взаимопроникновения тем и подтем, при этом рассматривается одно и то же явление. Стабильность : при переходе учеников в среднее и старшее звено показатели успеваемости а остаются на прежнем уровне

Слайд 5

Уровни интеграции: • Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи. • Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (химия, физика, биология или математика, конструирование, черчение и так далее). • Сквозной уровень основан на применении законов, теорий и тому подобное в изучении различных предметов.

Слайд 6

Виды: • объектный – совмещение в одних и тех же темах, разделах образов одного предмета; • понятийный – представляет собой проникающий уровень интеграции; • проблемный – рассматривается одна проблема в нескольких учебных предметах; • внешний – присущ чаще всего для начальной школы; • деятельностный –дискуссии, составление планов, проектов и так далее.

Слайд 7

Принципы интеграции : • в центре стоит учащийся; • высокий уровень самостоятельной работы учащихся; • подготовленность педагога; • совместная работа педагога и учащегося, сопереживание .

Слайд 8

Способ обучения: ввести определенную тему дня, которой будут подчиняться все уроки. Форма обучения: • урок – сказка; • урок – путешествие по сказке; • урок – путешествие/соревнование; • урок без учителя; • урок обобщения знаний.

Слайд 9

Методы в преподавании: • Теоретические: объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые, иногда даже исследовательские. • Практические: упражнения, практические и самостоятельные работы, дидактические игры и т.п.

Слайд 10

Способы интеграции материала: Во-первых, интеграция в одном предмете (по методу Софьи Николаевны Лысенковой), в котором присутствуют опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке. Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование» т.д. В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык – история, музыка и д.р.

Слайд 11

На выходе (в 4 классе) ребята показали следующие результаты: по русскому языку – 86% обученности, по математике – 87%. По контрольным срезам : по математике – 77% успеваемости, по словарным диктантам – 71,5%. Проверка техники чтения – 90,4%. В 2006-2007 учебном году (1 класс по УМК «Начальная школа ХХ! века) проверка техники чтения показала 85% успеваемости. В 2007-2008 учебном году – 100%. При выходе – 4 класс (2009-2010 уч.год) - 98%.



Предварительный просмотр:

Технология интегрированного обучения в начальной школе:

ПОНЯТИЕ:

        За основу нашего сообщения был взят опыт работы Яготиной Натальи Николаевны – учитель высшей категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 поселка Мичуринского, Успенского района, Краснодарского края, педагогический стаж работы – 21 год, учитель начальных классов.        

Интегрированное обучение - одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных (изученных) частей. Сущность такого процесса - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

АКТУАЛЬНОСТЬ (НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ):

        В массовой школе ученики обычно изучают отдельные предметы, но не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения приобретенные на одном из предметов можно использовать не только в жизненной практике, но и на другом предмете.

В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и человек (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его. Пополняется база общечеловеческих и научных умений, знаний, навыков, которая в дальнейшей ему еще неоднократно пригодится в жизни.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

При использовании интегрированного обучения можно выделить 2 ведущих примущества:

  1. Оптимальность.
  2. Стабильность.

Оптимальность достигается в интегрированном обучении за счет взаимопроникновения тем и подтем, при этом одно и то же явление, закон, предмет рассматривается со всех возможных сторон, поэтому возникает достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.

Стабильность (из пед.опыта): при переходе учеников в среднее и старшее звено показатели успеваемости не падают, а остаются на прежнем уровне( примерно в 98%), стабильно отличники получают золотые или серебряные медали.( уже 2 выпуска по интегрированному обучению).

УРОВНИ ИНТЕГРАЦИ:

        Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.

  • Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.
  • Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (химия, физика, биология или математика, конструирование, черчение и так далее).
  • Сквозной уровень основан на применении законов, теорий и тому подобное в изучении различных предметов.

ВИДЫ:

  • объектный – совмещение в одних и тех же темах, разделах образов одного предмета;
  • понятийный – представляет собой проникающий уровень интеграции;
  • проблемный – рассматривается одна проблема в нескольких учебных предметах;
  • внещний – присущ чаще всего для начальной школы;
  • деятельностный –дискуссии, составление планов, проектов и так далее.

ПРИНЦИПЫ:

Следует отметить характерные признаки интеграции:

  • в центре стоит учащийся (ему должны предоставляться все условия для работы, не мешать думать, догадываться, размышлять и так далее);
  • должен быть высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
  • педагог должен быть подготовлен к таким урокам и знать основы интеграции;
  • совместная работа педагога и учащегося, сопереживание.


ПРАКТИКА:

Из педагогического опыта мы узнали, что первые учебные предметы, которые начинает изучать первоклассник, - родной язык и математика. Анализ курсов «Обучение грамоте» и «Математика» показывает, что при их изучении у детей и на языковом и на математическом материале формируются одни и те же умственные операции – сравнение, сопоставление, классификация и т.д. Эти же операции просматриваются также и в таких дисциплинах как «Окружающий мир», «Технология» и «Изобразительное искусство». Это один из признаков того, что все предметы можно интегрировать одной сквозной темой дня.

При этом используются такие ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • урок – сказка (сюжетный урок);
  • урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
  • урок – путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
  • урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
  • урок обобщения знаний и так далее.

ПРИМЕР 1 ДНЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ:

(Пишите на доске это слово и задаете вопрос: «Что вы могли бы сказать об этом?».) При традиционном обучении ответы детей зависели бы от предмета, на котором был задан этот вопрос. Вот какие ответы я услышала от своих первоклассников:

слово «Ёлка» - существительное;

слово «Ёлка» обозначает предмет;

«Ёлка» - это новогодний праздник;

ёлка – это дерево, которое зимой и летом одним цветом;

если будем рисовать ёлку, то возьмём коричневую и зелёную краски;

у ёлки есть шишки;

у ёлки есть иголки, как отрезки;

если будем чертить ёлку, то иголки будут лучами, они ведь растут.

А при интегрированном обучении ВЕСЬ ДАННЫЙ ДЕНЬ был посвящен новогодней ели: задачи, которые придумывали сами дети, рассказы (мини-сочинения), описание картин-иллюстраций, чтение стихов по памяти (которые читали у елки) и по учебнику.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:

Методы в преподавании: 

  • Теоретические: объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые, иногда даже исследовательские.
  • Практические: упражнения, практические и самостоятельные работы, дидактические игры и т.п..

Также, помимо 1 темы дня, есть другие СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ:

Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.

Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование», «Обществознание», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.

В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык – история, музыка – математика и другие.

РЕЗУЛЬАТИВНОСТЬ

На выходе (в 4 классе) ребята показали следующие результаты: по русскому языку – 86% обученности, по математике – 87%.(Учитывая то, что класс на входе – 1 класс был «очень средним» - обследование психолога). По контрольным срезам: по математике – 77% успеваемости, по словарным диктантам – 71,5%. Проверка техники чтения – 90,4%.

В 2006-2007 учебном году (1 класс по УМК «Начальная школа ХХ! века) проверка техники чтения показала 85% успеваемости. В 2007-2008 учебном году – 100%. При выходе – 4 класс (2009-2010 уч.год) - 98%.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развивающего обучения в начальной школе

Слайд 2

Развивающее обучение - активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение: - учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; - опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; - расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; - направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Слайд 3

Развитие (Л.B. Занков ) - появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие - появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. Когнитивные (познавательные) структуры - возникают в процессе обучения.

Слайд 4

Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели: - наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; - отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; практические действия - умение создать материальный объект. Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Организуется ЦУД с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Слайд 5

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер ). Цели (по И.П. Волкову): - выявить, учесть и развить творческие способности; - фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г.С. Альтшуллеру : - обучить творческой деятельности; - ознакомить с приемами творческого воображения; - научить решать изобретательные задачи.

Слайд 6

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев). Цель: - Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные основы технологии: - Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. - Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. - Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок- напевок ). - Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению). - Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. - Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. - Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Слайд 7

Вывод : В настоящее время чрезвычайно актуальным является формирование в обществе открытого и свободного образования, что и предполагает технология развивающего обучения.



Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения:

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.

Развивающее обучение:

- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;

- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;

- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект.

Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. В ней активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности.

А сейчас мы рассмотрим, как технологию развивающего обучения рассматривали другие педагоги.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер).

Цели (по И.П. Волкову):

- выявить, учесть и развить творческие способности;

- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения;

- научить решать изобретательные задачи.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев).

Цель:

- Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Концептуальные основы технологии:

- Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

- Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

- Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок).

- Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению).

- Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

- Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

- Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Анализ функционирования отечественной системы образования показывает, что в ней можно выделить несколько форм получения образования, среди которых можно отметить прописанные в Законе об «Образовании», а именно - очное, заочное, очно-заочное, семейное, а также, не упомянутые в нем, но реально достаточно широко и успешно используемые - дистанционное и интегральное (завод-ВТУЗ).

В результате процесса информатизации, который можно рассматривать как внедрение средств информационных и телекоммуникационных технологий в образование все формы претерпевают эволюционное изменение.

И, исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время чрезвычайно актуальным является формирование в обществе открытого и свободного образования, что и предполагает технология развивающего обучения.