Организация работы по развитию речи с обучающимися в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
статья
Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» предназначен для организации внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы по развитию речи с обучающимися в соответствии ФГОС НОО для детей с ОВЗ»
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» предназначен для организации внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В рамках реализации данного курса обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура занятия позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение лексико - грамматической теории и развития речи. Преподавание курса связано с преподаванием всех предметов лингвистического курса и окружающим миром и опирается на их содержание. Курс построен на системе работы над речевым развитием обучающихся, который представляет собой единство четырех основных компонентов: произносительного, лексического, синтаксического и текстового. При этом текст рассматривается как основной, детерминирующий компонент, который обеспечивает связи между остальными компонентами, а также определяет направленность всей системы в целом.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Вводится понятие «текст». Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т. д., иными слонами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету).
У младших школьников с ТНР формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, позволяющие создавать тексты по образцу (изложения), затем — собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Как правило, пересказ, и изложение прочитанных текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.
Для стимулирования речевой активности обучающихся целесообразно создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях педагог подбирает тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям.
Большое значение на занятиях по развитию речи отводится изложениям и сочинениям. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам деловой речи (письмо, объявление и т. п.), имеющей большое практическое значение.
При выборе форм и методов работы учитываются индивидуальные возможности и способности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Формы организации внеурочной деятельности при реализации курса могу быть разнообразными:
Тематические занятия, практические занятия (составление рассказа по опорным словам, по иллюстрации; редактирование текста; восстановление деформированного текста; обучающие сочинения, обучающие изложения и т.д.) ; дидактические игры (деловая, ролевая, познавательная) ;решение ситуационных задач; занятия – путешествия; конкурсы, КВН, занятия – викторины, беседы, викторины, проектная деятельность, коллективные творческие дела, конкурсы сочинений, изложений, предметные олимпиады по русскому языку и литературному чтению различного уровня.
Формы работы обучающихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Методы обучения:
в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
личностно ориентированные,
здоровьесберегающие,
развивающие,
информационно-коммуникационные.
Методические рекомендации организации и проведения занятий:
Работа по развитию речи младших школьников осуществляется в тесном взаимодействии с учителем-логопедом:
- консультации для педагогов;
- мастер-классы;
- составление рекомендаций для педагогов;
общественными организациями города:
- Детской районной библиотекой им. Д.С. Лихачёва;
- Домом детского творчества;
с родителями:
- Проведение родительских собраний;
- Составление и распространение памяток;
- Оформление информационного уголка по данной тематике.
- Открытые занятия.
- Совместные мероприятия с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.
Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных комму...
Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....
Карточки для организации работы по развитию речи в коррекционном классе.
Современный урок в коррекционном классе.Современный ур...
Использование методов педагогической диагности-ки в практической работе для комплексного сопро-вождения обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (ИН)
Использование методов педагогической диагностики в практической работе для комплексного сопровождения обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (ИН)...
Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...