Проект на тему "Важно чтение любить"
проект

Овчинникова Надежда Сергеевна

Проект на тему "Важно чтение любить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_vazhno_chtenie_lyubit.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

VIII практическая конференция младших школьников

«Учение с увлечением - старт в науку»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9"

Проект «Важно чтение любить»

 (Открываем тайны нашей речи)

                                                                                            Выполнил:

                                                                                            Голованов Руслан Олегович

                                                                                            ученик 2Б класса

                                                                                            Руководитель:

                                                                                            Овчинникова Надежда Сергеевна,

                                                                                            учитель начальных классов

Бердск- 2018

Оглавление.
Введение

Основная часть:

Глава 1. История возникновения письменности и книг

Глава 2. Исследование роли чтения в жизни учеников начальной школы.
Глава 3. Пословицы и поговорки о книге, чтении

Заключение.
Литература.

Приложение.

Введение

  Чтение книг – интересное и увлекательное занятие, но некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Компьютер отнимает все свободное время детей! [5] Есть те, кто считает, что можно прожить совсем без чтения книг. Я решил исследовать этот вопрос, и узнать, нужны ли книги современному человеку, или он может прожить без книг?

Тип проекта: исследовательский

Актуальность проекта: снижение интереса к чтению.

Цель проекта: изучить важность и необходимость чтения в жизни человека для того, чтобы повысить интерес к нему.

Задачи проекта:

- Узнать про возникновение письменности и первых книг. Для чего это было нужно?

- Исследовать роль чтения в жизни учеников начальных классов.

- Изучить пословицы и поговорки о книгах, чтении. Понять их смысл.

Планирование. Этапы проекта:

-  Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

-  Проведение анкетирования.

-  Анализ полученных результатов и формулировка выводов.

Форма демонстрации: презентация

Основная часть.

Глава 1. История возникновения письменности и книг.

  Предшественницей письменности была наскальная живопись. Человек с древних времён испытывал потребность в общении, рассказывая о своей повседневной жизни и  выражая свои мысли и эмоции рисунками на стенах пещер. [3]

  Древние инки изобрели оригинальную систему «записи» с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде «письмо» посылалось адресату. Инки с помощью такого «узелкового письма» фиксировали свои законы, записывали хроники и стихи. «Узелковое письмо» отмечено и у других народов — им пользовались в древнем Китае и Монголии. [4]

  Когда люди стали торговать друг с другом, возникла необходимость вести записи. Письмо изобрели древние шумеры в Месопотамии около 5500 лет назад. Самые ранние образцы письма представляют собой знаки, выцарапанные на каменных табличках. Самые древние записи сделаны не буквами, а изображениями. Постепенно жители Месопотамии стали писать посредством символов. Такое письмо называется клинописью. Позднее люди осознали, что слова и слоги состоят из нескольких звуков, и каждый звук можно обозначить одной буквой. Обитатели Ханаана, страны на восточном берегу Средиземного моря, первыми придумали алфавит, известный как «семитическое письмо». Появились и другие способы письма. Так, финикийцы использовали алфавит, в котором были только согласные буквы. Его заимствовали греки добавив гласные буквы. Это и было началом современного алфавитного письма. Изобретение письма оказалось одним из поворотных моментов в истории человечества. [2]

  Произведения стали записываться на стенах, на коре деревьев. Немало было библиотек из глиняных книг. Сочинения и летописи записывались на небольших глиняных табличках. В Индии писали иглой на пальмовых листьях, подравняв края, их сшивали ниткой. Древние греки придумали восковые книги. Это было несколько дощечек с квадратной выемкой, которая заливалась воском. В углах дощечек прокалывались дырочки, и их связывали шнурком. Предшественником бумаги были папирус и пергамент. Книги из папируса были сделаны в форме свитка с палочками на концах. Читали их так: левой рукой держали начало, а правой разворачивали. А вот книги из пергамента были похожи на сундучок. Деревянные обложки обтягивали кожей, уголки укреплялись металлом. Каждая книга запиралась на замочек. [1]

  Изобретателями бумаги были китайцы.  До её изобретения в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук — очень громоздким и тяжелым. Женщины, занимавшиеся шелководством, варили коконы шелкопряда, затем, разложив их на циновку, опускали в воду и перетирали до образования однородной массы. Когда массу вынимали и отцеживали воду, получалась шелковая вата. После такой обработки на циновках оставался тонкий волокнистый слой, превращавшийся после просушки в лист очень тонкой бумаги, пригодной для письма. Позже работницы стали использовать бракованные коконы шелкопряда для целенаправленного изготовления бумаги. Такая бумага называлась «ватной» и стоила достаточно дорого, так как дорого было само сырье. В 105 г. Цай Лунь, важный чиновник при дворе ханьского императора, приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. По качеству она не уступала шелковой, но была значительно дешевле. Это важное открытие имело огромные последствия не только для Китая, но и для всего мира — впервые в истории люди получили первоклассный и доступный материал для письма, равноценной замены которому нет и по сей день. Новые опыты показали, что бумагу можно делать из дешевого растительного сырья древесной коры, тростника и бамбука. [4]

  Но о печатных станках ещё не знали, поэтому каждую книгу переписывали от руки. Художники дополняли их картинками.

  Изобретателем первого печатного станка был немец Иоганн Гуттенберг в 14 веке. [1]

Глава 2. Исследование роли чтения в жизни учеников начальной школы.

  Изучив информацию о возникновения письменности и книг,  я решил узнать, как относятся к чтению мои сверстники, ученики 2 и 3 классов моей школы. Мною было проведено анкетирование, в котором приняло участие 66 человек – 38 учеников 2 классов и 28 учеников 3 класса.

  В результате анкетирования было получены следующие результаты:

  Любят читать 54 человека, а не любят – всего 12 человек.

  Из опрошенных 31 человек читает часто, 32 человека читают редко, а 3 человека вообще не читают.

  На вопрос: «Как часто тебе читают родители?» всего 7 человек ответили – часто, 27 человек – редко, а 32 человека сообщили, что родители им вообще не читают.

  47 человек сообщили, что они больше любят читать сами, а 18 ответили, что им нравится слушать, как читают взрослые. Один человек выбрал оба варианта ответа.

  Дальше был вопрос «Что ты любишь читать?» Можно было выбрать несколько вариантов ответа. Всего получено – 115 ответов. Вот как распределились голоса:

Стихи – 27 человек

Энциклопедии – 26 человек

Сказки – 24 человека

Другое – 19 человек (в вариантах писали: комиксы – 3 человека, фантастика – 2 человека, по 1 человеку – фэнтези, рассказы, смешные книги, приключения, про морских обитателей, книга «Оно», про Гарри Поттера, про Чебурашку)

Детские журналы, газеты – 13 человек

О школьной жизни, мальчиках и девочках – 6 человек.

  На вопрос «Для чего ты читаешь?» было получено 124 ответа (можно было выбрать несколько вариантов). Вот как распределились голоса:

Книга – главный источник знаний – 51 человек

Во время чтения можно погрузиться в интересный мир – 33 человека

Чтение – способ отдохнуть – 24 человека

Я читаю только для учёбы – 10 человек

Книга – скучная и ненужная вещь – 6 человек.

  На вопрос «Могут ли люди прожить без книг?» 55 человек ответило – «нет, не могут», а 10 человек ответило – «да, могут»

  К ответу на этот вопрос можно было дать пояснение. Те, кто ответили, что можно прожить без книг, сказали, что «можно играть», «книги скучные», «некоторые не умеют читать», «появился интернет», «это не так важно», «их ты прочтёшь, и больше ничего» (по 1 человеку).

  Те же, кто ответил, что человек не может прожить без книг, сказали, что:

- книга «даёт ум», «источник знаний», «будем глупые без книг», «источник новых знаний и информации» - 27 человек

- без книги люди будут неграмотные,  не будут знать букв, написания слов – 14 человек

- люди «любят читать», «без них скучно», книга – это «интересно» - 11 человек

- «книга – всему голова» - 3 человека

- «Это важно, нужно», «не сможем без книг», « не знали бы, что такое сказки», «надо отдыхать», «не будет развиваться фантазия» - по 1 человеку.

Глава 3. Пословицы и поговорки о книге, чтении.

Работая над проектом, я нашёл и изучил смысл несколько пословиц и поговорок о книгах и чтении:

Азбука – к мудрости ступенька.

Испокон века книга растит человека.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Хорошая книга – лучший друг.

С книгой поведешься, ума наберешься.

С книгой жить – век не тужить.

Чтенье – лучшее ученье.[6]

Заключение

Завершая свою работу, я хочу сделать следующие выводы.

  1. Письменность и книги были изобретены для того, чтобы человек мог зафиксировать что-то важное, поделиться с другими информацией, творчеством.
  2. Большинство моих опрошенных сверстников считают, что человек не может прожить без книг. Они любят читать, хотя не все это делают часто. А вот их родители им, практически, не читают. Книга ребятами воспринимается, как источник знаний, способ погрузиться в интересный мир и отдохнуть. Они любят читать стихи, сказки и энциклопедии.
  3. Чтение книг ценится людьми. Это отображено в народном творчестве (пословицах и поговорках).

Литература

  1. Детский журнал «Наш Филиппок» http://www.filipoc.ru
  2. Динин Ж. Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей. - Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008.
  3. Кустова Т. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Для детей от 8 лет. - М.: Эксмо, 2011.
  4. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. - М.: Вече, 2002.
  5. Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. - М.: Эксмо, 2010.
  6. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
  7.  

Приложение.

Важно чтение любить

Голованова Руслана

Руководитель: Овчинникова Надежда Сергеевна

Новосибирская область, г. Бердск

МБОУ СОШ №9, 2Б класс

  Объектом исследования стало чтение книг, снижение интереса к чтению.

   Цель работы: изучить важность и необходимость чтения в жизни человека для того, чтобы повысить интерес к нему. В этой связи были рассмотрены следующие вопросы: история возникновения письменности и первых книг; отношение к чтению книг учеников начальных классов; мнение о книге, выраженное в пословицах и поговорках.

  Работа построена на следующих источниках: энциклопедические материалы, пословицы и поговорки, результаты социологического опроса учеников начальной школы.

  Исследование проводилось с помощью изучение литературы и источников Интернета по данной теме, метода социологического анкетирования, анализ полученных результатов и формулировка выводов.

  По результатам работы были сделаны следующие выводы:

  1. Письменность и книги были изобретены для того, чтобы человек мог зафиксировать что-то важное, поделиться с другими информацией, творчеством.
  2. Большинство моих опрошенных сверстников считают, что человек не может прожить без книг. Они любят читать, хотя не все это делают часто. А вот их родители им, практически, не читают. Книга ребятами воспринимается, как источник знаний, способ погрузиться в интересный мир и отдохнуть. Они любят читать стихи, сказки и энциклопедии.
  3. Чтение книг ценится людьми. Это отображено в народном творчестве (пословицах и поговорках).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение "Люби живое"

конспект урока пронрамма "Школа России" 3 класс...

урок чтения: "Любишь ли ты музыку". В. берестов. "Аист и Соловей" (отработка правильности чтения)

урок чтения: "Любишь ли ты музыку". В. берестов. "Аист и Соловей" (отработка правильности чтения)...

Дидактический материал для урока внеклассного чтения "Люби живое" (рассказы русских писателей о природе).

Этот материал (на примере произведения М.Пришвина "Гости" окажет огромную помощь в проведении в занимательной форме урока внеклассного чтения....

Проект " За что мы любим осень?"

Золотая осень - это удивительное время года! Природа нам дарит необыкновенно сказочную красоту, о которой хочется петь. говорить стихами, слушать её музыкой, рисовать используя только яркие краски. Ре...

Тест по литературному чтению " Люби живое"

Тест поможет обобщить знания по данному разделу...