конспект урока музыки 3 класс тема: М.П.Мусоргский " Картинки с выставки"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Кузьмина Юлия Владимировна

дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока музыки628.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 3 классе
ТЕМА: М. П. МУСОРГСКИЙ. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ

Задачи: дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произведении.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского.

Изобразительный ряд: эскизы В. А. Гартмана, карточки для игры «Картинка».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ, отпирающий дверь. Этим ключом станут правильно выполненные задания. Готовы? Тогда начинаем.

1. Блицопрос.

– Что такое «программное произведение»?

– Что такое миниатюра?

– Назовите любую «сказочную картину» А. К. Лядова.

– Вступление бывает в начале или в конце произведения?

– Что такое «темп»?

– Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

– Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?

– Как называется «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики героя и которая неоднократно появляется в произведении?

– Как называется большое количество людей, поющих вместе?

– Кто такой «солист»?

2. Игра «Картинки».

На карточках изображены предметы. Учитель показывает одну карточку – дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет, и спеть хотя бы один куплет.

Можно взять песни из мультфильмов, например «Антошка», «Крошка енот» и т. д., или разученные песни.

– Поздравляю вас, пройдя нелёгкую дорогу загадок и вопросов, вы честно заслужили ключ от выставки. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же там интересного.

II. Знакомство с музыкой М. П. Мусоргского.

Расположить эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.

– Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? Ответы детей: (Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.)

– Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность, ряд».

М. П. Мусоргский

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

Звучит фрагмент из романса «Нянюшка».

– Вслушайтесь в эти слова:

...Я ничего не сделал, нянюшка,

Я чулочек не трогал, нянюшка!

Клубочек размотал котёночек,

И пруточки разбросал котёночек.

А Мишенька был паинька,

Мишенька был умница.

А няня злая, старая,

У няни носик-то запачканный;

Миша чистенький, причёсанный,

А у няни чепчик на боку.

– Музыка очень чутко реагирует на все интонации текста, подчеркивает комизм причитаний Мишеньки, потому что, судя по звучанию темы, Мишенька совсем и не паинька, а хитрый и довольно хулиганистый мальчик. Музыка помогает понять то, что спрятано за текстом.

«Картинки с выставки» были написаны как отклик на работы художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, В. А. Гартман умер, когда ему было всего сорок лет. Через год после его смерти была организована выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован ею. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки». Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках. Каждая из девяти пьес – это небольшая сценка. Скрепляет этот музыкальный цикл пьеса «Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине.

Всего картинок – девять, но мы остановимся на трёх.

«Балет невылупившихся птенцов».

В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

В. А. Гартман. Пряничный домик

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».

– Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?  Ответы детей: (Высокий  регистр,  быстрый  темп,  причудливый  ритм,  много украшений.)

– Верно. Теперь взгляните на эту картинку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

– Действительно, праздничная избушка. А Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».

– И как же зовут хозяйку? (Баба Яга.)

– Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания, с завываниями и прыжками.)

– Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается, и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом.

Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер ее величавый, торжественный. Эта картинка символизирует мощь русского народа.

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».

– Мы прослушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал их переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

III. Разучивание песни.

СКАЗОЧКА

Н. Песков        

     

IV. Рефлексия урока.

– Что же нового мы сегодня узнали? Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)

– Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

– Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)

– Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)

– Есть ли версия для оркестра? (Да.)

– Молодцы! К следующему уроку подберите эпиграф к пьесе «Избушка на курьих ножках». Это может быть какой-то отрывок из сказки с описанием избушки и Бабы Яги или фрагмент стихотворения.

Можно сочинить эпиграф самим, но помните, что он должен быть коротким и образным.

Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....

Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка?"

Урок посторен на повторение материала прошлого урока и изучение новой темы. Новая тема усваивается с помощью анализа музыкальных произведений....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Конспект урока музыки На тему: «Что такое музыка»

Конспект урока музыки в первом классе по теме "Что такое музыка?"...

Конспект урока музыка "Детская тема в произведениях м. П. Мусоргского" (УМК Школа России 3 класс)

ЦелиПознакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, пе...

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...