Формирование грамотного чтения
статья (1 класс) на тему

Простякова Светлана Николаевна

Формирование грамотного чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению –

одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так
как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение –
это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему
обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и
навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной
деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный
характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях
внеклассной и внешкольной жизни
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование

 

 грамотного чтения".

 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

 

 

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения.На каждом уроке чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели:

 

 научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

 

 

    Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;

-приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

-развитие устной и письменной речи;

-развитие творческих способностей детей;

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

 

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения.

 

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).

 

В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:

 

1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;

 

2) упражнения, развивающие скорость чтения;

 

3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.

 

 

Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения

p { margin-bottom: 0.21cm; } В современном обществе интеллектуальное развитие личности школьника становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов , определяющих ...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

"Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями"

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (д...