Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».
статья

Колпакова Людмила Владимировна

Творческая работа по теме:

«Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaja_rabota.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа по теме:

«Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Едва ли есть высшее из наслаждений,

 как наслаждение творить.

Н. Гоголь

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»- эти слова В.А.Сухомлинского, написанные в  прошлом веке, сегодня очень актуальны.   Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.

 Став учителем, я открыла для себя много нового и интересного, а самое главное - поняла, что  в этой профессии есть огромный простор для творчества. И теперь передо мной стоит задача так построить учебный процесс, чтобы побуждать детей мыслить творчески, как этого требуют современные стандарты. В настоящее время реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности   школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов. Практически каждый предмет школьной программы может быть использован как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы являются такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

 Каждый день, приходя на работу, я вижу глаза своих учеников, которые всегда ждут чего-то нового и интересного. Как учитель  начальных классов своей целью   вижу не только научить ребенка читать и писать, дать ему знания по предмету, но и привить  лучшие качества личности, научить мыслить творчески.

 Научить мыслить творчески? Что это значит?            

Во-первых,  развивать наблюдательность, речевую и общую активность, общительность, привычку анализировать и осмысливать факты.

Во-вторых, создавать ситуации, способствующие самовыражению индивидуальности ученика.

В-третьих, организовывать исследовательскую деятельность в познавательном процессе.

 Младший школьный возраст - благоприятный период для выявления и развития творческой личности школьника.  В это время  ребенок любознателен и открыт для восприятия разнообразных явлений действительности, с удовольствием осваивает продуктивные виды деятельности, осуществляет исследовательские действия. Именно в этом возрасте закладываются основы его ценностного отношения к миру (Д.П. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.).

 Обеспечить своевременное выявление творческих способностей учащихся и заложить базу для их успешного развития - призвана начальная школа. Это можно осуществлять различными путями, в том числе путём развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

 В своей педагогической практике, учитывая возрастные особенности,  я использую игровые технологии, которые позволяют развивать творческие способности учащихся, формируют их креативное мышление.  На  таких  уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что даже те ребята, которые учатся неохотно,  работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого нужны хорошие знания.

  Игры-путешествия («Путешествие в космос», «Паровозик в  Ромашково» и т.д.) способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Уроки с использованием занимательного материала являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение занимательного материала привлекают внимание учащихся всего класса. На уроке ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

В гости к ребятам могут прийти сказочные герои: Чебурашка, Буратино, Незнайка, Винни-Пух, Пятачок и др.  Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Винни-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.

Занимательный материал я использовую на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника после изучения определённой темы). Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)  совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

На уроках математики упражнения для устного счёта провожу  в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка». 

 При обобщении и повторении блока изученных тем, применяю игру-соревнование «Самый умный», «Кто быстрее». Для проведения подобных игр  заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

 На уроках обучения грамоте использую игры, позволяющие усвоить полученные знания. Например, даю  картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).  Вот ещё несколько идей дидактических игр на уроках русского языка из моего опыта:

  • обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя);
  • добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...);
  • называние общего слова. (Стол, стул, шкаф-...).

Игра “Кто быстрее, кто больше ?” Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра “Кто больше придумает слов из данного слова?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в  одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

  Я  стремлюсь  создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности. Например:

  • «Мозговой штурм» – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения;
  • перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности);
  • разбивка на кластеры;
  • методы контрольных вопросов и другие.

Так,  на уроках  литературного чтения  использую следующие упражнения:

  • составление  рассказов  по опорным словам;
  • сочинение сказки и рассказа по началу; например, дети пришли в лес за грибами. Там они увидели…,
  • сочинение сказки  с включением новых героев; например, в традиционную русскую сказку «Теремок»  включают персонажей других сказок, и тогда  старая сказка становится  совсем иной.
  • «Я начну, а ты закончи». Коллективное сочинение. Так, на привычное начало сказки «Жили - были старик со старухой».

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

 Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений, закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. На своих уроках в первом классе стараюсь эффективно  применять  метод проектов. Учащиеся готовят творческие проекты самостоятельно, по группам и вместе с родителями за определённое время. После подготовки защищают свою работу перед классом.  Метод проектов  –  это  одна  из  личностно ориентированных технологий, в основе  которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.  Так,  при выполнении проектов:   «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа» - первоклассники с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, события в классе, школе и т. д.;
  • находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
  • интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
  • составлять устный рассказ;
  • выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей, значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
  • презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
  • оформлять фотовыставку.

 В ходе  выполнения проекта «Мои домашние питомцы»   дети с помощью родителей учатся:

  • наблюдать за домашним любимцем,  заботясь  о нем, и фиксировать результаты наблюдений;
  • фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
  • составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.

 Достаточно широкое распространение мультимедиа  позволяет  значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Познавательная мотивация растет, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

 Начальная школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Мной разработаны и составлены планы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»  и духовно-нравственного развития «Основы этической культуры».

«Подвижные игры» способствуют здоровьесбережению младших школьников, развитию ловкости, быстроты, силы, освоению культурного наследия русского народа. Для достижения поставленной цели выбраны мероприятия:

  • весёлые старты;
  • спортивные эстафеты;
  • «Дни  здоровья».

Целью программы «Основы этической культуры» является  помощь в освоении учащимся норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. План занятий составлен с использованием следующей тематики:

  • Кто я и как выгляжу;
  • Что в нашем имени?;
  • Плохо одному;
  • Товарищи и друзья;
  • Как завоёвывать друзей;
  • Бескорыстие в дружбе;
  • Верность слову.

Без  развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая практика, поэтому стараюсь развивать творческие способности не только в учениках, но и прежде всего в себе. А это - проведение открытых уроков, участие в методических неделях, семинарах.

Талантливый ученик всегда радует своего педагога, а кто как не учитель делает его талантливым. И я верю в то, что каждый ребенок талантлив по-своему. Своей задачей считаю помочь ребенку, проявить себя,  раскрыть свои индивидуальные качества, дать ему импульс к самосовершенствованию, к саморазвитию через творчество. Именно творчество  я считаю ключевым аспектом в развитии способностей ребенка.     Я верю в каждого своего ученика, и это придает мне еще больше сил для дальнейшей работы.  И когда по окончании урока я слышу от своих учеников «Спасибо за урок, было очень интересно!», для меня это является лучшей наградой. Значит, мой урок не обманул ожидания детей.

 Итак, в образовательной среде должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов и ученика, и учителя. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога.    

 Моя работа - это способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря своей  профессии я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужна я. Мои ученики - это мои друзья, доверившие мне частичку своей судьбы. Я очень люблю школу, в которой работаю, искренне, с уважением отношусь к своим коллегам. Надеюсь и верю, что у моей профессии большое будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности для творчества в образовательной деятельности

Отображены собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире....

Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе» Работа - лучший способнаслаждаться жизньюИ. Кант     Как и все выпускники школ, я тоже когда-то задумывалась над ...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа по теме «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Данная работа была представлена на конкурсе "Учитель года - 2016". Номинация "Педагогический д...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа«Новые возможности для творчества вобразовательном процессе»...

Творческая работа по теме: "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности"

Творческая работа по теме: "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности". Описание мотивов выбора учительской прфессии, мое понимание миссии педагога в современном мире...