Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Корлюкова Инна Юрьевна

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого Литературное чтение 2 класс, «Просвещение», УМК "Перспектива". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lit._cht_2b_kl.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

для 2 «Б» класса

4 часа в неделю (всего 136 часа)

                                                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                                                    учитель

2021 - 2022 учебный год

Санкт-Петербург

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                1.1 Общая характеристика программы

Программа учебного предмета «Литературное чтение » предназначена для учащихся … класса   ГБОУ школы № …

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного стандарта начального (основного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897) и программы по литературному чтению Л.Ф Климанова, М.В. Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Москва. «Просвещение» 2017 г.
  • Примерной (типовой) образовательной программы начального (основного) общего образования;
  • Основной образовательной программы начального (основного) общего образования ГБОУ №….

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого Литературное чтение 2 класс, «Просвещение» 2012 г.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи программы:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

  1.  Характеристика УМК  

1.3.1 Учебники и учебные пособия

1.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2017  год.

2.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2017  год.

1.3.2  Учебно-методические пособия

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива». Москва. «Просвещение» 2012 г.
  2. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2014 год.
  3.  Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2012 год.
  4. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2017 год.
  5. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2017 год.

 1.3.3  Образовательные Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
  4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education
  5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
  6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

1.3.4   Учебное оборудование

  1. проектор;
  2. компьютер;
  3. интерактивная доска.
  4. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
  5. Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.
  6. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
  7. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
  8. Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с обязательным минимумом).

2. Планируемые результаты освоения  учебного предмета «Литературное чтение» 2021-2022 года изучения программы.

Программа  направлена на достижение следующих образовательных результатов:

Личностные результаты:

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
  • умение хранить традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

         

         Предметные результаты 

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • читать текст про себя  и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • Характеризовать героя произведения;
  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • Отличать  прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  •  Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

 
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу второго года обучения

Обучающие будут знать:

  • наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
  • 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
  • имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

 Обучающие будут уметь:

  • читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
  • читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
  • читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
  • практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
  • объяснять заглавие прочитанного произведения;
  • высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
  • устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
  • пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
  • делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
  • отгадывать загадки;
  • находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
  • различать слова автора и героев;
  • определять тему произведения по заглавию;
  • различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
  • находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
  • ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
  • составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
  • учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел №1«Любите книгу»—(9 ч): включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.

Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты). Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор.

Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.

Раздел №2 «Краски осени»— (13 ч): включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения русских поэтов, писателей.

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).

Основной методической задачей этого раздела является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.

Раздел №3. «Мир народной сказки»—(17 ч): включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказками.

Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.

Основной методической задачей этого раздела является: знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.

Раздел №4. «Весёлый хоровод»—(10 ч): включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.

Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).

Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.

Раздел №5. «Мы – друзья» — (10 ч): включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ, басня; герой рассказа, басни.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.

Раздел №6. «Здравствуй, матушка Зима!» — (11 ч): включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.

Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.

Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).

Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя — показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.

Раздел №7: «Чудеса случаются»—(17 ч): включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения русских и зарубежных писателей: А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе.

Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки.

Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по — разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.

Раздел №8: «Весна, весна! И всё ей радо!»— (11 ч): включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание) учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение определять главную мысль, делить текст на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

Раздел №9. «Мои самые близкие и дорогие»— (8 ч). Включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений формируется система нравственно – этических ценностей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.

Раздел №10. «Люблю всё живое» — (16 ч). Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно – познавательными текстами о животных, сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

Раздел №11. «Жизнь дана на добрые дела» — (14 ч): включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, с взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.

Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик, методические задачи.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:

Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);

Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);

Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями. Возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения);

Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);

Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения, закрепление теоретических понятий);

Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов).

Обучение навыкам работы с книгами является составной частью урока внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку». На первом этапе важно формировать у второклассников внимательное отношение к книге. Важно приобщить к слушанию и чтению детских книг, которые доступны им по содержанию.

Цель рубрики заключается в формировании основ читательской самостоятельности. Умения выбирать книгу в соответствии со своими интересами.

Рубрика состоит из 2х взаимодополняющих частей: представленные в учебнике обложки книг и рекомендательный список литературы. Работа обязательно начинается с выставки книг. Это может быть выставка, представленная в учебнике и выставка настоящих книг.

Результатом работы во 2 классе будет сформированное умение правильно (в соответствии с образцами) называть книгу, определять по обложке её тему; давать название выставке представленных книг; распределять книги на группы по разным основаниям; работать с разными типами и видами произведений для получения нужной информации в процессе подготовки устного и письменного сообщения.

Рубрика «Самостоятельное чтение». Чтение учителя на уроке является образцом подражания. Следовательно. Рубрика «Самостоятельное чтение» может быть реализована в рамках конкретного урока. Дети самостоятельно читают, а затем обсуждают прочитанное. Материал этой рубрики можно использовать в качестве домашнего чтения. Обсуждение прочитанного происходит на уроке с помощью методического аппарата учебника. Можно повести урок внеклассного чтения на тему «По следам домашнего чтения».

Рубрика «Семейное чтение». Предназначена для самостоятельного чтения совместно с родителями (взрослыми). Её цель – восстановить традиции семейного чтения. Помочь организовать досуг взрослых и ребёнка, общение на определённую тему между ними.

Рубрика «Наш театр». Предназначена для отработки выразительного чтения на уроке и вне урока (во внеурочной деятельности). Содержанию рубрики «Наш театр» должен быть посвящён целый урок.

Отработка навыков выразительного чтения проходит постепенно в соответствии со следующими этапами:

Чтение с выделением интонации конца предложения;

  • определение героев авторского текста;
  • в использовании при чтении мимики, жестов;
  • распределение ролей, отработка выразительного чтения каждой реплики;
  • пробное инсценирование (драматизация).

Рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии» предназначена для проведения обобщающих уроков и обсуждения теоретического материала по теме на последнем уроке или в процессе изучения произведений на уроках. На основе содержания данной рубрики можно составить тесты (в устной и письменной форме) для диагностики сформированности знаний и умений в рамках данного раздела.

III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Основные требования на уровне знания, понимания, умения

Виды учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Практика

Контроль

1

Вводный урок

Личностные: Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний.

Познавательные умения: 

- осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

- определять значение и смысл новых слов и понятий. Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие по плану;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника.

2

Любите книгу

Личностные: Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.

Познавательные умения:

- определять значение и смысл новых слов и понятий;

- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение;

- осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Использовать в активном словаре новые термины

и понятия.

Выразительно читать произведение.

Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.

Работать с художественным текстом.

Составлять рассказ о прочитанном произведении.

3

Краски осени

13ч

Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы; осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора; интерес к самостоятельному общению с книгой.

Познавательные умения:

- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, обосновывать своё мнение;

- осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие по плану;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Читать выразительно текст.

Работать с художественным текстом, используя алгоритм.

Формулировать значение слов «сравнение», «эпитет»,

«олицетворение».

Составлять рассказописание об осенней природе, используя образные выражения.

Иллюстрировать произведение, отрывок из текста.

Инсценировать произведение.

Составлять текст полезного совета.

4

Мир народной сказки

16ч

Личностные: Проявлять интерес к народной сказке и её героям; позитивное отношение к чтению народных сказок; желание создать (написать) сказку.

Познавательные умения:

- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать. 

Регулятивные умения:  

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие по плану;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.

Работать с содержанием текста сказки.

Пересказывать сказку, используя план.

Читать сказку по ролям.

Инсценировать сказку.

5

Весёлый хоровод

8 ч

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества; интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.

Познавательные умения:

- определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения фольклора разных жанров;

- отвечать на поставленные вопросы;

- создавать свой текст.

Регулятивные умения:

-учебное задание по плану;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

 - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Читать осознанно, выразительно, без ошибок.

Ориентироваться в разных жанрах устного народного

творчества.

Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества.

Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц (по аналогии), используя знание особенностей этих произведений устного народного творчества.

Работать с толковым словарём.

6

Мы – друзья

10ч

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; желание читать произведения о дружбе; интерес и творческое отношение к созданию правил дружбы; позитивное отношение к использованию правил дружбы в своей повседневной жизни.

Познавательные умения:

- подбирать пословицу по заданной теме и обосновывать свой выбор;

- использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Регулятивные умения:

- планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

- работать с текстом произведения, используя алгоритм;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.

Читать произведение по ролям.

Пересказывать рассказ, используя план.

Составлять текст рассказа по иллюстрациям.

Работать с содержанием рассказа и басни.

Формулировать правила дружеских отношений.

7

Здравствуй, матушка зима!

Личностные: Проявлять желание читать произведения о зиме и зимних праздниках; эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы; интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза.

Познавательные умения:

- определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

- использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза;

- прогнозировать содержание раздела. 

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- представлять собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- формулировать высказывания, используя новые термины.

Читать лирические произведения осознанно, выразительно,

 без ошибок.

Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений.

Выделять в тексте произведения   эпитет, сравнение, олицетворение.

Составлять текст загадки, используя разные способы их

создания.

Рассказывать о зиме и зимних праздниках.

8

Чудеса случаются

16ч

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; творческое отношение к сочинению своей сказочной истории; интерес к чтению литературных сказок авторов; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.

Познавательные умения:

- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины. 

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; 

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Читать осознанно, выразительно и без ошибок.

 Работать с текстом:

- описывать героя, его характер, поступки;

- составлять словесный портрет литературного героя;

- читать сказку по ролям;

- подробно пересказывать сказку по плану;

- инсценировать литературную сказку.

9

Весна, весна! И всё ей радо!

11ч

Личностные: Проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне;   желание самостоятельно общаться с книгой; желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; понимание собственных достижений при освоении учебной цели.

Познавательные умения:  

- определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

- определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

- определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание репродукции, иллюстрации.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Работать с художественным текстом.

- Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение.

- Составлять рассказ о весне.

- Выразительно читать текст лирического произведения о весне.

- Иллюстрировать лирическое произведение о весне.

- Инсценировать отрывок пьесы-сказки С. Я. Маршака

 «Двенадцать месяцев».

10

Мои самые близкие и дорогие

Личностные: Проявлять интерес к чтению произведений о близких и родных людях; творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье.

Познавательные умения:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье. 

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;  

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины;  

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Выразительно читать текст лирического произведения.

Читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.

Работать с художественным текстом.

Оформлять обложку для прочитанных произведений.

Составлять текст о семье.

Составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства.

Иллюстрировать собственное сочинение.

11

Люблю все живое

16ч

Личностные: Проявлять интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»; творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце;

понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

- определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

- определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

- сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

- определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе

творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Выразительно читать текст художественного произведения.

Работать с художественным и научно познавательным текстами.

Составлять план рассказа.

Подробно пересказывать рассказ по плану.

Составлять рассказ о любимом животном.

Составлять отзыв о прочитанном произведении.

Инсценировать сказку В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий Бок».

12

Жизнь дана на добрые дела

19ч

Личностные: Проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

выражать свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений;

проявлять интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке.

Познавательные умения:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание,

используя термины;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

- адекватно сотрудничать в рамках

 учебного диалога.

Выразительно читать текст художественного произведения.

Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.

Работать с содержанием художественного текста.

Составлять план текста.

Подробно пересказывать содержание рассказа.

Инсценировать басню.

Составлять совет для Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Дата

Примечания

план

Факт

1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Урок рефлексии.

2

Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Ю.Энтин. Слово про слово. В.Боков. Книга – учитель.

Урок «открытия» нового знания.

3

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М.Горький о книгах.

Урок «открытия» нового знания.

4

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

Урок «открытия» нового знания.

5

Входная диагностическая работа.

Урок контроля.

6

Н. Кончаловская. «В монастырской келье…»

Урок «открытия» нового знания.

7

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

Урок закрепления знаний и способов действий.

Выставка книг.

8

Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин.

Урок «открытия» нового знания.

9

Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.

Урок «открытия» нового знания.

10

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Урок «открытия» нового знания.

Обобщение по разделу.

11.

Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

Урок «открытия» нового знания.

12.

Осень в художественных произведениях А. С. Пушкина, С. Аксакова.

Урок «открытия» нового знания.

13.

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

Урок «открытия»

нового знания.

14.

А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…»

Ф. Васильев «Болото в лесу». Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности.

Урок «открытия»

нового знания.

15.

И. Токмакова «Опустел скворечник…». А.Плещеев «Осень наступила…». Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.

Урок «открытия»

нового знания.

16.

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

Комбинированный урок.

17.

Народные приметы. Осенние загадки.

Урок «открытия» нового знания.

18.

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

Урок систематизации и обобщения  знаний.

19.

Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь».

Урок «открытия» нового знания.

20.

Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

Урок «открытия» нового знания.

Создание текста по аналогии.

21.

Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень».

Урок «открытия»

нового знания.

22.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

23.

Контрольная работа №1 по разделу «Краски осени».

Урок контроля.

Контрольная работа №1.

24.

Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

Урок «открытия»

нового знания.

25.

Русская народная сказка «Заячья избушка». Рассказывание сказки по серии иллюстраций.

Урок «открытия» нового знания.

Рассказывание сказки по серии иллюстраций

26.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

Урок «открытия» нового знания.

Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

27.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

Урок систематизации знаний.

Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

28.

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

Комбинированный урок.

Чтение сказки по ролям.

29.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

Урок «открытия» нового знания.

Составление плана сказки.

30.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

Урок систематизации знаний.

Составление плана сказки.

31.

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

Урок рефлексии.

32.

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

Урок «открытия» нового знания.

33.

Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника.

Урок «открытия» нового знания.

34.

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.

Урок «открытия» нового знания.

35.

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

Урок «открытия» нового знания.

36.

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

Комбинированный урок.

Инсценирование

37.

Маленькие и большие секреты Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

38.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

Урок «открытия» нового знания.

Сочинение описания лисы на основе опорных слов

39.

Контрольная работа №2 по разделу «Мир народной «сказки».

Урок контроля.

Контрольная работа №2.

40.

Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

Урок «открытия» нового знания.

41.

Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

Урок «открытия» нового знания.

Устное сочинение по картине.

42.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Урок «открытия» нового знания.

43.

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

Урок «открытия» нового знания.

44.

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

Урок рефлексии.

45.

Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина».

Урок «открытия» нового знания.

46.

Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница», «Небылица».

Урок «открытия» нового знания.

47.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

48.

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

Урок «открытия» нового знания.

49.

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы».

Урок «открытия» нового знания.

50.

Устное сочинение на основе рисунков.

Урок рефлексии.

Устное сочинение

51.

Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

Урок «открытия» нового знания.

Подробный пересказ

52.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Урок рефлексии.

53.

Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.

Урок «открытия» нового знания.

54.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

Урок «открытия» нового знания.

55.

Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение содержания рассказа.

Урок «открытия» нового знания.

56.

Наш театр. А.И.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

Комбинированный урок.

Инсценирование.

57.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

58.

Вводный урок. Основные понятия раздела: выразительное чтение.

Урок «открытия» нового знания.

59.

Лирические стихотворения о зиме. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»Ф.Тютчев Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Берёза», «Поёт зима, аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

Урок «открытия» нового знания.

60.

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный «Рождественское». К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли…» Рассказ о празднике.

Урок «открытия» нового знания.

61.

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.

Урок «открытия» нового знания.

62.

С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворения.

Урок «открытия» нового знания.

63.

А. Барто «Дело было в январе…» Сказочное в лирическом стихотворении.

Урок «открытия» нового знания.

64.

С. Дрожжин «Улицей гуляет…» Выразительное чтение.

Урок «открытия» нового знания.

65.

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

Урок «открытия» нового знания.

66.

Контрольная работа №3 по разделу «Здравствуй, матушка зима!»

Урок контроля.

Контрольная работа №3.

67.

Вводный урок. Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.

Урок «открытия» нового знания.

68.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

Урок «открытия» нового знания.

69.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

Урок систематизации знаний.

70.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка книг.

Урок «открытия» нового знания.

Выставка книг.

71.

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

Урок «открытия» нового знания.

72.

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

Урок систематизации знаний.

73.

Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

Урок «открытия» нового знания.

74.

Д. Мамин- Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

Урок систематизации знаний.

75.

Э. Распе. Отрывки из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

Урок «открытия» нового знания.

76.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

Урок рефлексии.

77.

Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.

Комбинированный урок.

78.

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

Урок «открытия» нового знания.

79.

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата».

Урок «открытия» нового знания.

80.

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце».

Урок «открытия» нового знания.

Инсценирование.

81.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

82.

Контрольная работа №4 по разделу «Чудеса случаются»

Урок контроля.

Контрольная работа №4.

83.

Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение.

Урок «открытия» нового знания.

84.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении.

Урок «открытия» нового знания.

85.

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в картинах А. К. Куинджи. Сравнение произведений и картин.

Урок «открытия» нового знания.

86.

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фатеева, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

Урок «открытия» нового знания.

Составление вопросов на основе прочитанных произведений

87.

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

Урок рефлексии.

88.

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

Урок «открытия» нового знания.

89.

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

Урок систематизации знаний.

Устное сочинение по картине

90.

Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес!» К. Крыжицкий «Ранняя весна».

Урок «открытия» нового знания.

91.

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

Урок «открытия» нового знания.

Инсценирование

92.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

93.

Контрольная работа №5 по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!»

Урок контроля.

Контрольная работа №5.

94.

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

Урок «открытия» нового знания.

95.

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

Урок «открытия» нового знания.

96.

А. Барто «Перед сном». Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…», «Рассказ о маме». Дж. Родари «Кто командует?» Главная мысль.

Урок «открытия» нового знания.

97.

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по темам.

Урок рефлексии.

Составление каталога

98.

Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто».

Урок «открытия» нового знания.

99.

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

Урок «открытия» нового знания.

100.

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».  Инсценирование.

Урок «открытия» нового знания.

Инсценирование.

101.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие». Проверочная работа.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу

102

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела.

Урок «открытия» нового знания.

103

Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

Урок «открытия» нового знания.

104

С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.

Урок систематизации знаний.

105

Г.Снегирев «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

Урок «открытия» нового знания.

106

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.

Урок систематизации знаний.

107

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана по основе опорных слов.

Урок систематизации знаний.

108

Сравнение художественного и научно – познавательного текстов. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии).

Урок «открытия» нового знания.

109

В. Берестов «С фотоаппаратом».

Урок «открытия» нового знания.

110

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

Урок систематизации знаний.

111

Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана по основе опорных слов.

Урок систематизации знаний.

112

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

Урок систематизации знаний.

113

Семейное чтение. В Сухомлинский «Почему синичка плачет?»

Урок систематизации знаний.

114

Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?..». Постановка вопросов к тексту.

Урок систематизации знаний.

115

Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование.

Урок систематизации знаний.

116

Шутки – минутки. В. Берестов «Заяц – барабанщик», «Коза».

Урок «открытия» нового знания.

117

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Урок систематизации знаний.

118.

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела. Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок.

Урок «открытия» нового знания.

119.

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

Урок «открытия» нового знания.

120.

В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

Урок «открытия» нового знания.

121.

Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей!»

Урок «открытия» нового знания.

122.

А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…» Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева «Три товарища».

Урок «открытия» нового знания.

123.

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».

Урок «открытия» нового знания.

124.

И. Пивоварова «Сочинение».

Урок «открытия» нового знания.

125.

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

Урок рефлексии.

Составление рассказа

126.

Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова.

Урок рефлексии.

127.

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

Урок «открытия» нового знания.

128.

Н. Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.

Урок «открытия» нового знания.

129.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Урок «открытия» нового знания.

130.

Контрольная работа №6 по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Урок контроля.

Контрольная работа №6.

131.

Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

Урок систематизации знаний.

Обобщение по разделу.

132.

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности».

Урок систематизации знаний.

133

Маленькие и большие секреты страны Литературии. 

Урок систематизации знаний.

134

Обобщение по разделу.

Урок систематизации знаний.

135

КВН по сказкам

Урок систематизации знаний.

136

Итоговое повторение

Урок систематизации знаний.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

классы

Обязательный уровень

Возможный уровень

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 класс

-

10 - 15

15 - 20

20 - 30

-

20 - 25

25 – 30

30 - 35

2 класс

40

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

110


Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования рабочей программы)

Предмет: литературное чтение

Класс:

Учитель:

2021  / 2022  учебный год

Дата план

Дата факт

Тема

Количество часов

Причина корректи

ровки

Способ корректи-

ровки

По плану

По факту

«___» __________________ 2022

Учитель      _________ / /

«Согласовано»

Заместитель директора ГБОУ 569 по УВР    __________  /  _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...