Словарно-орфографическая работа.
методическая разработка (русский язык) по теме

Краткое описание различных видов словарной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа.

  Работа со словарными словами, в школьной практике нередко сводится к контрольно - повторительным упражнениям типа списывание орфограмм, записи слов по слуху и т.д. Для того чтобы работа со словарными словами  была более успешной, важно её правильно спланировать, включив упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического и ассоциативного образа.

Например: берёза – белая; сирень – синяя; снегирь – прилетает, когда  выпадет снег; капуста  –  любит когда её поливают (кап-кап).                              

Метод ярких ассоциаций служит средством орфографической зоркости только в том случае, если в работе регулярно используются опорные таблицы ,  дидактические игры и яркий наглядный материал.                                                                                                                                                                                                      

Например: ассоциативный образ в виде рисунка; опорная таблица в виде кроссворда; выборочный ответ и т. д.                                                                                                                                                          

Так же в словарно – орфографическую работу  нужно включать орфографические разминки.                                                                                                            1.Например:                                                                                                    Скандирование   слов с непроверяемыми гласными (с обязательной постановкой ударения). Для лучшего запоминания слов одни и те же слова скандируются на каждом уроке в течение недели.

2.Поиск родственных слов. Учитель называет слово тетрадь, а дети подбирают родственные слова.

3.Тематические словарные  диктанты.

Например: тема «Зима».

В городе (город) мороз (мороз). Дует сильный ветер (ветер). Птицы голодают. Ребята (ребята) повесили на берёзу (берёза) кормушку и насыпали туда ягод (ягода) рябины (рябина).Скоро(скоро)прилетели воробьи(воробей) и синицы(синица).Они весело(весело)клевали корм. Вдруг (вдруг) прилетели  ворона (ворона) с сорокой (сорока). Корма всем хватит.

4.Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Например:

колл-                                грамм-

коллектив        грамматика

коллегия        килограмм

  При выполнении различных видов работ в классе и дома ученики должны прибегать к помощи орфографического словаря, чтобы научить детей ориентироваться в словарях, нужно воспользоваться тренировочными упражнениями.

Например:

1.Разделить словарь на 3 части. Определить, какой страницей кончается1-я,2-я,3-я часть. Отметить границы частей закладками.

2.Определить буквы, на которые начинаются слова в каждой части.

3.Повторить алфавит. Продолжить его с любой буквы.

4.Определить, на какие буквы в словаре нет слов.

5.Найти слова на заданную букву.

6.Найти  слова начинающиеся на определённый слог.

Такие упражнения помогут детям быстро и легко ориентироваться в словаре.

Для учащихся начальных классов важно не только научиться  правильно писать словарные слова, но и пополнять свой словарный запас и развивать свою речь. Одним  из способов развития речи  являются фразеологизмы.                                                                                                                                                                  По выражению Белинского, фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Понимание фразеологизмов, является одним из показателей уровня владения родным языком. Для того чтобы использование фразеологизмов в речи стало продуктивным, работу с ними должна проводиться не менее раза в неделю. Фразеологизмы ,  с которыми дети уже познакомились, постоянно должны включатся в процесс повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно- орфографическая работа

В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Словарно-орфографическая работа в младших классах

Методика проведения словарно-орфографической работы...

новый подход к словарно-орфографической работе

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от ...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...


 

Комментарии

Эти виды и формы словарной работы могут проводиться во всех классах начальной школы.