урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Письменкова Тамара Васильевна

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными  в  

           корне  слова.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать  словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать  умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России», Москва, «Вако», 2013.

Тип  урока: урок – обобщение знаний

Оборудование: проектор, ПК, сигнальные карточки, карточки для групповой работы; карточки с разноуровневыми заданиями;  смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.  (Слайд)

Внимание,  девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните  пальчики.

Долгожданный  дан  звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести. (Слайд)

  1. Актуализация  знаний.

  1. Фронтальная работа.

- Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим)

- Что такое  буква? (Букву мы видим и пишем)

- Какие парные согласные по глухости – звонкости  вы знаете?

[б ], [ б '], [ в ], [ в' ], [г], [г' ], [д], [д' ],  [з], [з' ], [ж], [ж' ],

[п],  [п'  ], [ф],  [ф' ], [к], [к'], [т], [т ], [с], [c' ], [ш]. 

- Повторим  написание  букв, обозначающих парные звуки. (Слайд)

(Запишите строчными буквами эти пары).

- Когда парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова)

- Какие способы проверки парных согласных в корне слова вы знаете? (Путём изменения формы слова, подбором родственного слова так, чтобы после парного  согласного стоял гласный звук или звуки)

[н ], [м ], [ л ], [ р ], [в ].

- Как вы думаете,  какова тема нашего сегодняшнего урока?  (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными)       (Слайд)

- Мы будем работать по алгоритму написания парных согласных в корне слова:

1. Читаем слово.

2. Находим  парный  согласный.

3. Рассуждаем,  вспоминаем  правило.

4. Подбираем  проверочное слово.

- А поэтому мы будем

Чтение стихотворения.

Вот уж осень улетела

И примчалась зима,

Как на крыльях прилетела

Невидимкой вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали        

Ей спасибо за труды.        

Вот появились узоры.

На стеклах дивной красоты,

Все устремили свои взоры,

Глядя на это с высоты.

Снег падает, мелькает, вьется.

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает

И иней на снегу сверкает.

- Все  мы  уже  с  нетерпением ждём  зимы,  поэтому  все наши  задания будут  связаны  с  этим  прекрасным  временем года.

  1. Орфографическая  минутка

Вспоминайка:

Записать слова в два столбика  по  частям  речи.

сне.., кре..кий,  лё..кий,  моро..,  гла..кий,  лё..,  сколь..кий,  сугро...

- На какую орфограмму записаны слова?

- По какому признаку  разделили слова  в группы?  (Существительные, прилагательные; парный согласный на конце слова и в середине)

(Взаимопроверка,  обмен  тетрадями, проверить, карандашом сделать пометки на полях)

- Как проверяли  слова  I  группы? (Путём изменения формы слова)

- Как проверяли  слова   II  группы?  (Путём подбора  родственных слов)     

                                                                                                           (Слайд)

- Какое  правило  вспомнили?            (Слайд)

  1. Работа  по  теме  урока.

  1. Грамматическая  игра.             (Слайд)       

- Приготовьте  сигнальные  карточки. Покажите  нужную  букву:

ледник              шубка                  овраг                     шапка          

варежка           салазки                заморозки            прыжки        

клюшка            ловкий                  прорубь                мягкий

- Каким  правилом  пользовались  при  обозначении  буквой  парного по звонкости  -  глухости?  (Опрос  правила)

Выполнить  разбор  слова  заморозки 2  

  1. Практическая  работа.  (Работа   в  группах)   (Слайд)

Карточка  № 1

(Коллективное  выполнение работы.  Самопроверка.)

- У кого  ещё  такая  же  карточка?  Дополни те  вашими  словами.  

  1. Игра  «Доскажи  словечко».

- Где растёт морковь?  (На  грядках.)

- Буквы  пишут  где?  (В  тетрадках.)

- Чистим  что  мы?  (Зубки.)

- Одеваем  в  холод  (Шубки.)

- Любим все  (Коньки,  салазки.)

- А  читаем  часто  (Сказки.)

- Звук согласный  проверяй, (Рядом  гласный  подставляй)

- Грядка.  Нет  чего?  (Нет  грядок.)

- А  тетрадка?  (Нет  тетрадок.)

- Зубки!  Изменили  -  (Зубы.)

- Шубки.  Проверяем  (Шубы.)

- Ждём  (Снежинок  и   салазок.)

- И  побольше  чудных  (Сказок).

  1. Физкультминутка              (Слайд)

С  неба  падают  снежинки,

Как  на   сказочной  картинке.

Будем  их  ловить  руками

И  покажем  дома  маме.           (Ловят  снежинки)

А  вокруг  лежат  сугробы,

Снегом  замело  дороги.               (Поочерёдно  руками  в воздухе)

Не  завязнуть  в  поле  чтобы,

Поднимаем  выше  ноги.             (Ходьба  на  месте)

 

Вон  лисица  в  поле  скачет,

Словно  мягкий   рыжий  мячик.    (Прыжки  на  месте.)

Ну,  а  мы  идем,  идем

И  к  себе  приходим  в  дом.          (Сесть   за  парты.)

  1. Закрепление  изученного.  

  1. Самостоятельная  работа.   (Слайд)   

- А  сейчас  у  нас  очень серьёзная  работа,  где  вы  должны  показать  все  свои  знания  и  умения. Вы  выполните  задания  на  выбор.

Карточка  № 2:   А – задание  лёгкое, на  знание  и  применение  

                                      правила;

                              В  -  задание  где  надо  больше  подумать;

                              С – творческое  задание,  где  надо  составить  

                                     текст с  изучаемыми орфограммами.

- Все  задания  у  вас  на  карточке  № 2.

(Выполнение  работы.  Самопроверка.)       (Слайд) 

- Прочитайте  составленный  текст. 

(Прослушивание  сочинений)

  1. Коррекционная  работа.  (Работа  в  парах.)

- Я хочу  попросить  вас  помочь  мне.  Один  неграмотный  мальчик  писал  диктант  и  допустил  много  ошибок.  Исправьте  их.

Карточка  № 3

Ночью  ударил  сильный  морос.  Он  сковал  летком  реки.  Подул  реский  ветер.  Холодно  стало  дупкам  и  берёскам.

- Какие  ошибки  вы  исправили?

- Как  объяснить  их?              (Слайд) 

- Как  проработать  ошибку  на  парную  согласную?

- Записать   слово,  подобрать  проверочное;  на  это  правило  записать  ещё  2 – 3  слова.             (Слайд) 

  1. Итоговый  тест.        (Слайд)   

  1. Рефлексия.

  1. Сложное   слово  с  соединительной  гласной  О,  обозначающее  падение  снега.                               (Слайд)   

                       Снегопад

- Укажите корни, из которых  состоит  это  слово?

- Какая  орфограмма  в  этом  слове?

- Каким правилом пользуемся при проверке парных согласных в корне слова?

Оцените  свою  работу   уроке.

На доске три  человечка  с  разной  мимикой.

- Кому было все  понятно,  со  всеми  заданиями  справлялись  уверенно,  покажите  такой же  смайлик.

- Если  вы  затруднялись  при  выполнении заданий,  чувствовали  себя  неуверенно,  покажите  соответствующий  смайлик.

- Кому на  уроке  работать    было  очень  трудно,  с  заданием  не  справились,  покажите  третий  смайлик.

  1. Подведение  итогов.

- Чему  научил  вас  этот  урок ?

- Какие  задания  показались  вам  наиболее  интересными,  трудными?  

- За что вы могли бы себя похвалить?

                                                                                                   (Слайд)   

  1.  Домашнее   задание.                      (Слайд)   

  1. Упражнение   221,      стр.  116
  2. Записать  10  слов  с  изученной  орфограммой,  проверить  их.
  3. Написать мини – сочинение,  включая  слова  с  парной  согласной.

Приложение.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме"Обобщение знаний о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.

Данная разработка содержит подробный конспект урока и красочную презентацию по указанной теме....

"Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными." - 2 класс

технологическая карта и презентация к  уроку...

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...