План – конспект урока «Письмо» 1 класс по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой Тема: Мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Савкин Максим Сергеевич

Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

План – конспект урока «Письмо» 1 класс

по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой

Тема: Мягкий знак

        

                                                                               

                                                                       

  Число: 15.03.2011

   

Тема урока: Мягкий знак

Цели:

Образовательные: научить писать букву «мягкий знак», наблюдать за ролью мягкого знака в слове, формировать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, к русским традициям.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Было – угол

Стало – уголь

Было – мел

А стало – мель

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

(Мягкий знак)

- Верно ребята!

- Вы наверно догадались, о какой букве мы будем говорить.

(Мягкий знак)

2. Сообщение темы урока

-Сегодня мы будем с вами учиться писать мягкий знак.

- Откройте прописи на (с. 14).

- Посмотрите на первую картинку.

- Что делают ребята на первой картинке?

(Они поют)

- Ребята если поет один человек, то это называется соло, если несколько человек то это хор.

- На картинке у нас изображен детский хор.

- Что изображено на второй картинке?

(Это какой-то зверек)

- Этого зверек называется хорь.

А кто знает кто такой хорь?

(Это хищный зверек из семейства куниц, ценный своим мехом).

- Произнесите хором слово хор и хорь.

- Кто услышал, чем отличаются слова?

 (Отличаются по значению. Слово хор это когда поют несколько человек, а хорь это хищное животное).

- А еще?

- Послушайте, какими звуками  различаются слова?

( В слове хор твердый согласный, а в слове хорь мягкий согласный).

- Давайте для этого составим схему этих слов.

- Первое слово это Хор.

Хор – скс

- Ребята все пальчики поставили перед собой. Произносим медленно хором, считаем звуки и загибаем пальчики.

- Какой первый звук? Звук Х.

- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).

- Какой следующий звук? Звук о.

- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).

- Какой следующий звук? Звук р.

- Он какой (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем третий пальчик).

- Сколько букв понадобится для написания?

(3 буквы).

- Сколько звуков?

(3 звука).

Вызывается один ученик к доске и составляет схему слова Хор.

- Какой первый звук? Звук Х.

- Он какой (согласный, твердый, обозначаем синим цветом).

- Какой второй звук? Звук о.

- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом).

- Следующий, какой звук? Звук р.

- Он какой? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом).

- Записываем схему в пропись рядом с картинкой

- Сколько букв понадобится для написания?

  (3 буквы).

- Сколько звуков?

   (3 звука).

- Вписываем в пропись (3 буквы, 3 звука).

- Ребята давайте составим схему ко второму слову Хорь.

3. Закрепление

Хорь - скз        

- Ребята все пальчики поставили перед собой. Произносим медленно хором, считаем звуки и загибаем пальчики.

- Какой первый звук? Звук Х.

- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).

- Какой следующий звук? Звук о.

- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).

- Какой следующий звук? Звук р.

- Он какой (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом, загибаем третий пальчик).

- Сколько букв понадобится для написания?

( 4 буквы)

Сколько звуков?

(3 звука)

- Вызывается один ученик к доске и составляет схему слова Хорь.

- Какой первый звук? Звук Х.

- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).

- Какой следующий звук? Звук о.

- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).

- Какой следующий звук? Звук р.

- Он какой? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом, загибаем третий пальчик).

- Записываем схему в пропись рядом с картинкой

- Сколько букв понадобится для написания?

( 4 буквы)

Сколько звуков?

(3 звука)

- Вписываем в пропись (4 буквы, 3 звука).

- В чем разница в этих словах?

(В первом слове р – твердый, а во втором слове р – мягкий).

- А какой буквой обозначены звуки р и р(мягкая).

(Буквой р).

- Какая буква указывает на мягкость?

(На мягкость указывает мягкий знак).

- А какова его роль?

(Он служит для указания мягкости согласного).

- Сколько букв понадобится для написания слова Хор?

(3 буквы).

- А сколько звуков в слове хор?

(3 звука).

- Сколько звуков понадобится для написания слова Хорь?

(3 звука).

- А сколько букв?

(4 буквы).

- Почему четыре буквы?

(Мягкий знак нужен чтобы показать  мягкость согласного).

4. Новый материал

- Сегодня мы и будем учиться писать мягкий знак.

- Ребята надо вспомнить, как пишется буква ы. В ней прячется мягкий знак

- Букву ы мы пишем  как мягкий знак только без последнего крючка.

Объяснение написания буквы «мягкий знак»

Сверху прописываем крючок и переходим на маленький овал это и есть буква Ь.

- Давайте ребята пропишем мягкий знак в воздухе, глазами, носиком.

- В прописи на (с.14) обвести одну букву ы и дальше прописываем мягкий знак до конца строки.

- В слове Хорь есть верхние соединение рь. Давайте пропишем верхнее соединение рь в следующей нижней  строчке.

- Мы сейчас писали строчную букву «мягкий знак».

- А может быть ли заглавной буквой «мягкий знак»?

Ответы детей (да, нет).

- Вот какой интересный факт, кто же прав. Надо доказать.

(Невозможно придумать слова, которые начинались с мягкого знака).

5. Закрепление материала

- А теперь поиграем. Мягкий знак у нас волшебный, он может превращать одни слова в другие.

Задание в прописи.

Добавь к словам мягкий знак.

жар – жарь

кон – конь

мел – мель

ел – ель

- А кто знает, что такое кон?

 (Отдельная партия в некоторых играх).

- Ребята чем различаются последние согласные звуки?

(Одни согласные звуки твердые, а другие мягкие).

- В первом слове звук твердый, а во втором слове мягкий.

- Подчеркните слова, в которых три буквы, три звука

(Дети по очереди называют слова и устно их характеризую. Таких слов четыре).

- Подсчитаем звуки.

- А почему нам надо остановиться подробнее на слове ел. Почему?

(е обозначает два звука й и э).

- Сколько в слове ел букв?

(две буквы).

- Сколько звуков?

(три звука).

Сколько согласных?

(2 согласных)

Сколько гласных?

(1 гласный)

- Впишем в пропись цифры напротив слова ел 2 буквы, 3 звука, 2 согласных, 1 гласный.

Задание в прописи.

Выпиши родственные слова. Отметь опасные места. Подчеркни проверочное слово.

(Учитель читает текст).

- Ребята давайте впишем в текст, где нужно мягкий знак.

(Дети по очереди вставляют в предложения в мягкий знак).

- Давайте расставим в этом тексте точки.

- А почему надо ставить точку?

(Мысль заканчивается и мы ставим точку).

- Я сейчас буду читать текст, а вы подсчитайте сколько в нем предложений. Загибайте за мной пальчики.

(Учитель спрашивает сколько у кого предложений получилось).

- Теперь мы вместе проставим точки.

- Сейчас еще раз проверим сколько здесь предложений.

(В этом тексте 5 предложений).

- Ребята, а где эти животные живут?

(В зоопарке).

- А зачем нужен зоопарк?

( Зоопарке сохраняют редкие виды животных и их  разводят).

- А кто такая Рысь?

(Рысь – она похожая на дикую кошку. Рысь хищник. Но главным врагом ее является человек.)

- Найдите 3 предложение.

 - Все пальчики поставили на 3 предложение

- Сначала его прочитайте.

- Прочитайте предложение хором.

- Подчеркни буквы указывающие на мягкость.

(Лось, олень)

- А еще какая буква указывает на мягкость?

(буква е).

- Найдите 5 предложение.

- Все пальчики поставили на 5 предложение

- Сначала его прочитайте.

- Прочитайте его хором

- Подчеркни буквы указывающие на мягкость.

(Рысь, зверь).

- А теперь мы ребята немного отдохнем

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас,

Одной, другой это – кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Задание в прописи.

- Прочитайте слова, прописанные печатным шрифтом.

(На доске записаны слова)

соленый    соловей    соль    солонка

- Кто знает, что такое солонка?

(Солонка – кухонная утварь, посуда для хранения соли на столе).

- Что вы заметили общего в этих словах?

(Все слова начинаются с буквы С, во всех словах есть общая часть Сол. Эти слова однокоренные).

- Какое слово лишнее и почему?

(Соловей лишнее слово потому что по смыслу не относится к соли).

(Соленый относится к соли).

- Соловей не относится по смыслу значит, соловей не является однокоренным к этим словам.

- Является соловей однокоренным словом к слову соль?

(Не является хоть и есть буквенная часть общая но смысл разный).

- Выделим ребята корень у этих слов.

- Выделим опасные места.

- Какое слово является проверочным

(соль).

- Выпишите слово соль.

- Сколько букв?

(4 буквы).

Сколько звуков?

(3 звука).

- Запишите слово соль в последней строчке и начертите рядом на этой строчке схему этого слова.

- Почему звуков меньше?

(Мягкий знак не обозначает звука, он показывает на мягкость согласного).

- Раньше соль являлась ценным продуктом. Существуют примерно 120 тысяч пословиц и поговорок о солее. Вот некоторые из них:

Хлеб за солью не ходи.

Соли не жалей – так есть веселей

Без соли стол кривой

За хлебом – солью всякая шутка хороша

6. Итог Чему учились на уроке? Что нового вы узнали на уроке?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока письма по теме "Заглавная и строчная буквы В,в".( УМК Виноградовой)

Данный урок был проведен в 1"б" классе в рамках фестиваля открытых уроков МАОУ СОШ №12 г.Таганрога....

План-конспект урока письма по Чудо-прописям В.Илюхиной. "Письмо заглавной буквы Ч."

На уроке реализуются не только предметные (усвоение правильного написания буквы Ч, слов с буквами Ч,ч), но и личностные и метапредметные умения. Этап актуализации знаний активно мобилизирует познавате...

План-конспект урока письма в 1-ом классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме"Строчная буква "г". Отработка соединений".

План-конспект урока был составлен мною для конкурса методических разработок по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" в 2014 году в рамках проведения информ...

План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»

План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА Письмо заглавной буквы «Щ» в 1 «А» классе.

Тип урока: Урок – игра Цель: научиться писать буквы Щ, щ. Задачи: 1. Образовательные: - Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом; - Формировать умение списывать без ошибок с...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н»» в 1 «А» классе

Тип урока: Урок – игра Цель урока: • обучающиеся должны знать алгоритм написания строчной буквы н; • уметь выполнять письмо строчной буквы н; • писать слоги, слова с буквой н; • пис...