Конспект урока по русскому языку 4 класс "Глагольные суффиксы "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагольные суффиксы "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagolnye_suffiksy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

    

                                                        Тема урока:  «Глагольные суффиксы».

Цели:  закреплять написания глагольных суффиксов в разных формах , обобщить полученные ранее знания.

Планируемые результаты:

-        Предметные: учиться наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме, в форме прошедшего времени, закрепить ранее изученные орфограммы.

-        Личностные: формирование осознанного понимания важности правильного написания слов, поддержка положительного отношения к новому знанию

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Каленчук М.Л. Русский язык: 4 класс: Учебник: В 3ч./ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, проектор, презентация.

№        

                        

       Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

      Содержание урока. Деятельность учителя.

     Деятельность ученика        

            УУД

1

Орг. Момент

Словес.: слово учителя                .        

   1 мин

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу и очень тихо сядем на свои места.

Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места.        

Л: положительное отношение к учебному процессу.

2

Мотивационный:

Практич.:

каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы

на вопросы

   4 мин

Ребята, сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант. Запишите в тетради число и классная работа.

Только слушайте очень внимательно .

(Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, картофель, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, коллекция, искусный, профессия,  билет, октябрь, Москва, ученик, яблоко, телефон, телевизор, морковь).

Молодцы.

Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Как  вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)

Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. -ть-, -ти-, -чь-

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, строить высказывания.

Личностные: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: формирование обобщенных знаний, осуществление анализа объекта с выделением конкретных признаков.

3

Постановка учебной задачи

Словесн.: ответы на вопросы.

Физминутка

   8       мин

 Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему нашего урока.  (Глагольные суффиксы).

                    Прочитайте задание к упр.100

В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова)

Докажите.

1) Играть      играла       играйте

2) Кричать   кричал        кричи

3) Беречь     берегли     береги

4) Нести        несла          несли 

Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., прош. время, повел . ф.)

В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

Что общего в форме слов 2-го столбика? (Суффикс – Л прош. в.)

А чем различаются эти формы? (суффиксами)

что общего в словах 3 – го столбика? (пов. Ф.)

А в чем различие? (суффикс –И , - Й) Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ н.ф., 2 - Л прош. в.,3 – И,- Й повел. н.)

-Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? (потому что они образуют формы одного и того же слова)

Какие цели мы можем поставить к сегодняшнему уроку? (написание глагольных суффиксов)

В нашем классе любят шутки,

Посмеёмся полминутки.

Ты налево посмотри и соседу подмигни,

Ты направо посмотри и соседке подмигни.

Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.

Посмотри на потолок, а потом на свой носок.

Закрываем все глаза,         

Отдохнуть ведь им пора.

Помечтали, позевали

И опять работать стали.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

Встают с мест, повторяют движения за учителем.

Познавательные: Осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения,  формулировка собственного мнения, планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

4

Решение учебной задачи

Словесный метод.

Беседа;

Упражнение.

  29 мин

Ребята прочитайте задание 101.

Запишите слова в столбик. Над ними укажите часть речи. От основ данных слов письменно образуйте глаголы. Выделите глагольные суффиксы.

 Красный ,зима ,синий ,ночь ,алый ,смех , корм ,белый.

Красный- красн                                                                           зима – зим

 краснеть

 зимовать

Ребята ,а теперь выполните упражнение дальше самостоятельно.

1 вариант берет слова  - синий, ночь (синеть ,ночевать)

2 вариант – алый, смех      ( алеть ,смеяться)

3 вариант – корм ,белый. (кормить ,белеть)

На выполнение задания 3 минуты.

Ребята, а теперь проверяем упражнение.

Прочитайте  упражнение 102

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

В выделенном предложении поставь нужные знаки.

Утонуло солнце в луже,

Вот беда!

А без солнца будет стужа

Навсегда...

Солнце плещется и светит

Из воды.

Выручайте солнце, дети,

Из беды.

Ну-ка, удочки берите

И сачок -

Быстро солнышко ловите

На крючок!

Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком:

Выручайте – выручаете

Берите – берете

Ловите – ловите

Разберите все глаголы по составу и поставьте ударение.

Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по разному (ловите – ловите).

Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока? (глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят).

Ребят.  а сейчас мы напишем с вами небольшой диктант.

Записывая каждое слово, выделите орфограмму встречающиеся в нем.

 

«Наступила прекрасная весна. За окном запели птицы. Теплый ветерок обдувал замерзшие за зиму деревья. Солнце ярко и приветливо светило, освещая все вокруг.  Появились первые подснежники.»

Молодцы.

Читают задание и выполняют его.

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь диктант и выделяют орфограмм.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой

5

Итог урока

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

   3 мин

Кто может вспомнить, что мы сегодня делали на уроке? Какие цели мы поставили? Добились ли мы этих целей?

До свидания.

Обобщают пройденное на уроке.

Прощаются с учителем.        

Познавательные:  делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участие в подведении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -о и -а в наречиях" 4 класс

Цели урока:-совершенствование умения находить наречия в тексте;-составление алгоритма правописания а- и о- в наречиях и работа с ним;-развитие речи, мышления, памяти.Урок содержит алгоритм правописани...

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...

Конспект урока по русскому языку " Правописание суффиксов в именах существительных: -ик-, -ек-"

Конспект урока русского языка поможет вашим ддетям доступно объяснить новый материал!...

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" 3класс

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ек-, -ик-"(3класс)...

Конспект урока по русскому языку "Написание суффикса –ок- в существительных после шипящих" (УМК "ПНШ" 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с суффиксом –ок- имен существительных после шипящих, c суффиксами –онок- (-ёнок-), их значением и написанием; формирование нав...

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик, -ек".

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" разработан в соответствии со всеми стандартами ФГОС. В занимательной форме учащиеся 3 класса  исс...