"Москва вчера, сегодня, завтра" конспект классного часа для начальной школы
классный час (1 класс) на тему

Рыжкова Вера Дмитриевна

"Москва вчера, сегодня, завтра" - это конспект классного часа для начальных классов, посвященного истории жизни в городе Москва. Рассматривается жизнь москвичей в прошлом, их быт и особенности жизни современной Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_moskvicha.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра».

Цель: познакомить учеников с особенностями изменения в жизни москвичей, рассмотрев быт «древнего москвича» и современного, их различия; построить предположения о будущем жителей Москвы.

Этапы

Ход урока

Оборудование

  1. Орг. этап

Здравствуйте ребята. Я рада встретить всех вас сегодня в нашем классе и поздравить с Днем Знаний!

В этом году мы с вами узнаем много нового и интересного.

  1. Самоопределение к деятелньости

Послушайте пожалуйста стихотворение и скажите, как вы думаете, о каком городе идет речь. Почему?

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

(Москва)(Москва)

Верно, речь идет о Москве. А чем этот город отличается от всех остальных городов нашей страны? (Москва-столица, наш родной город)

(чтение подготовленным учеником – Вика В. или учителем)

  1. Определение темы занятия.

Посмотрите на доску, как много прекрасных мест в Москве. Рассмотрите иллюстрации, наверняка многие из этих мест вам знакомы. Кто узнал достопримечательности Москвы? (перечисление) Молодцы!

Маша расскажет вам стих о Москве.

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени - город Москва,

Для площади - Красная площадь.

 

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

ВВ нашем городе огромное количество красивых и древних мест. Как вы думаете, всегда ли Москва была такой, какой мы ее с вами видим сегодня?

Конечно, много изменений произошло, сегодня мы узнаем о нашем родном городе немного больше.

Тема: Москва вчера, сегодня, завтра. (формулировка темы)

Как вы думаете, когда я сказала «вчера», мы действительно будем говорить  о том, какой Москва была всего лишь вчера? (о прошлом) Мы с вами узнаем о прошлом Москвы, а точнее о том, как же жили наши предки – древние Москвичи.

Карточки с фотографиями Москвы

Чтение подготовленным учеником

Тема на доске

  1. Работа по теме занятия

Ребята, сейчас все вы наверное, живёте в больших, многоэтажных домах. А вы знаете, что многоэтажные дома в Москве стали строить в Москве – сравнительно недавно, всего каких-нибудь 100 с небольшим лет назад? (А ведь Москве уже 866 лет)  

Когда построили первый пятиэтажный дом на улице Ильинке, его прозвали» небоскрёбом и москвичи приходили на него посмотреть как на диковинку.

Мы сейчас отправимся с вами в дом москвича, который жил этак 400 лет назад. В то время даже двухэтажные дома можно было встретить не часто – они были большой редкостью. Их строили  богатые люди. А остальные москвичи жили в низких деревянных домах. Эти дома не дошли до наших дней, но другие деревянные постройки, построенные позже, можно увидеть в музее.

Откроем компьютеры и внимательно посмотрим, как выглядела изба древнего москвича. Смотрите внимательно, пострайтесь запомнить все особенности.

(просмотр с комментарием учителя)

«Это были деревянные избы. Постройки были деревянные, т.к. дерево – самый дешевый, доступный материал. Если посмотреть на фасад дома, то мы увидим много красивых деталей, которых нет на современных домах Москвы. Давайте выберем самый красивый дом и продолжим наше путешествие – заглянем внутрь этого дома.»

Что же особенного вы заметили внутри избы? (перечисление предметов)

Как вы думаете, с чего начинался любой дом в Москве?

- В простых, небогатых домах печь была побеленная, а вот люди обеспеченные старались всё в своем доме сделать как можно красивее.

Давайте вспомним, чем богатые люди украшали свои печи?

(- Изразцами)

- А что это такое?

(- Глиняные расписные таблички, которыми украшали печи)

- Мы с вами говорили, что древние москвичи верили в существование различных существ, которые им помогают или мешают. Какое существо неразрывно связано с печью?

(- Домовой → рассказ учащихся о домовом)

О чем могли судить люди, если в доме было несколько больших сундуков?

- Для чего использовали ларцы?

Ребята, когда наступает зима, на улице часто бывают сильные морозы. А дома у вас тепло?

А чем обогреваются ваши дома?

Но в старину батарей ещё не было. Так как же тогда отапливались дома москвичей, что им в этом помогало?

Как вы думаете, могли бы прожить москвичи зимой в своих домах без печки?

А на чем у вас дома готовят еду?

Но ведь и плиты  в старину в доме не было. Но ведь не ели же древние москвичи неварёные  кашу или мясо? На чем же они готовили?

Конечно же на печке. На ней пекли и хлеб.

Посмотрите на компьютере на подробный рисунок русской избы.

Сама каменная печь стояла на деревянном срубе, который назывался опечье. Посмотрите, – его видно на иллюстрации. И в этом тёплом опечье в зимнее время держали кур и других домашних птиц.  А ещё в печи можно было даже мыться и париться как в бане.

Любитель попарится залезал в печь ногами вперёд, прямо туда, куда хозяйка на иллюстрации ставит горшок – в отверстие печи. Но, конечно же, после того как из протопленной печи вынимали угли, хорошенько в ней подметали и настилали солому. Когда человек оказывался внутри, за ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару прыскали на раскалённый свод печи. Конечно же мылись потом уже не в самой печке, а снаружи.

 Печь была – душой дома, самой главной и необходимой вещью в  жилище. О печи с любовью говорили: «Печь нам мать родная!», «У нас в печурочке золотые чурочки», «На печи всё красное лето». Не даром в русских народных сказках печь часто связана с главным героем. Вспомнить народные сказки (По щучьему велению, Гуси-лебеди, Василиса Премудрая).

Печь занимала в доме самое почётное место. Класть в печь что-нибудь грязное, плевать на нее даже ругаться с ней рядом считалось грехом.

Печь обычно ставили в углу справа или слева от входа. По диагонали от печи от печи находился красный угол. Если представить, что наш класс – дом древнего москвича,  вход  в него здесь, где у нас доска, а печка здесь, в правом от входа (доски) углу, то красный угол находился бы в том углу (показываю). Так что же такое красный угол?. Как называлось самое святое место в доме?

Что помещалось в красном углу?

А теперь посмотрите внимательно: какие предметы мебели знакомые вам вы видите на иллюстрации?

Стол, скамьи.

Ребята, а где в ваших домах хранится одежда?

В старину шкафов не было, а одежду хранили в сундуках. Их делали из дерева и обивали  для прочности железными полосами (посмотрите иллюстрацию на странице 100). Нередко на сундуки  делали хитроумные врезные замки. Другой мебели в доме не было. Не было в домах москвичей и стульев. Долгое время на Руси стул считался парадной мебелью.

Стулья в то время можно было встретить лишь в царском дворце, а сидеть на них могли только царь и глава церкви – патриарх. В царском кабинете стоял только один стул. Даже бояре сидели на лавках.

Какая мебель стояла в доме у москвича?

Нужны ли современному городу старинные здания? Для чего? Как они вписываются в облик нашего города?

(- Да, они становятся музеями, куда можно сходить и увидеть много интересного, узнать о жизни и быте славян. Внешний облик старинных домов очень красив.)

Просмотр 3Д модели избы на кмопьютере

Просмотр подробного устройства избы на макбуках

  1. Закрепление

Поиграем в игру:

Конечно, ни один дом не может обойтись без бытовой утвари. Давайте посмотрим, какая бытовая техника, предметы быта есть в наших современных домах и были ли они в древней Москве. Что использовали вместо них?

Пылесос – веник

Утюг – рубель и валёк (показываю, как гладили)

Стиральная машина – доска для стирки белья / белье били палками или камнем

Светильник – лучина, свеча, лампада (показываю лучину)

Плита – печь

Водопровод – коромысло и ведра

- Давайте подумаем, какие преимущества есть у современной техники? А какие у древней?

(- Современная техника удобна в пользовании, она экономит наше время и силы. А древние предметы быта приучали человека к труду, они красивее, чем современные.)

Работа на карточках

(под  песню «Дорогая моя, столица»)

  1. Творческое задание

Мы поговорили о том, какой Москва была вчера, какая она сегодня. О чем же мы еще с вами не порассуждали? (О том, какой Москва будет завтра). Завтра – это значит в будущем. Как вы думаете, что же изменится в нашем городе?

(ответы детей)

Возьмите цветные карандаши и нарисуйте дом будущего москвича, включите всю свою фантазию. (под музыку о Москве выполнение рисунков).

Выставка детских работ.

Альбомные листы для учащихся, песня «До чего дошел прогресс»

  1. Подведение итогов.

Ребята, какой будет Москва в будущем зависит от нас с вами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....

"Классные часы в начальной школе"

В статье «Классные часы в начальной школе» Иванова И. А. обращает внимание  учителей на необходимость проведения личностно- ориентированных классных часов. Из личного опыта учитель Ив...

классные часы в начальной школе

Классный час- это форма воспитательной работы классного руководителя в классе,При которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности,  способствующей формированию у ...

Циклограмма классных часов в начальной школе

Проведение классных часов по УМК «Все цвета, кроме чёрного» имеет социально - педагогическую направленность : полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соб...

классные часы в начальной школе о здоровом образе жизни

Использование данных разработок позволяет формировать у учащихся  наачльной школы потребность в здоровом образе жизни....