ПРОГРАММА по валеологии для учащихся начальной школы «Моё здоровье».
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Сексяева Наталья Юрьевна

Здоровье человека  - актуальная тема для разговора во все времена.  Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.  Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_valeologii.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сексяева  Наталья Юрьевна, учитель начальных классов,

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»,

Красногвардейского района    Оренбургской области

                                                                                                Утверждена на Методическом

                                                                                                Совете  школы  20  сентября

                                                                                                2014 года.Протокол № 1

   

ПРОГРАММА

по  валеологии для учащихся начальной школы

«Моё здоровье»

Составил: Сексяева Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа№1»

        


Здоровье человека  - актуальная тема для разговора во все времена.  Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.  Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

В связи с этим  и была   мною разработана программа по курсу валеологии «Моё здоровье» для учащихся начальной школы, рассчитанная на 17 часов.

Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Цель: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, здорового стиля жизни.

Задачи:

  • систематически проводить мониторинг динамики здоровья;
  • выявить потребности и определить способности каждого ребёнка в области физической культуры;
  • сформировать у учащихся осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств.

 

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита, пресс-конференция, комбинированный урок.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, физической культуры и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. В программе заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции ребенка /И. Н. Белозерзева/.

Даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях.

Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство

Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Учитель старается научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром.

Через применение различных тестирований учитель сможет заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, грамотно организовать работу с детьми и родителями:

Открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе, воспитать культуру тела, культуру чувств поможет книга Георгия Юдина “Главное чудо света”. Она содержит необходимую информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, соблюдающую принципы корректного и доступного просвещения детей и не дублирует программу природоведения.

Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.

Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу - формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.

Учебно-тематический план

Содержание  программы

Кол-во часов

Личная гигиена

1

Наука валеология  и зачем она нужна человеку.

1

2

Личная гигиена – уход за кожей, ногтями. Умывание и купание.

1

3

Уход за зубами. Строение зуба и как их сохранить.

1

4

Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская  одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа:

проведение мини-исследований “ Национальная русская одежда”, демонстрация мод.

1

Самопознание и саморегуляция. Режим дня школьника.

5

Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

1

6

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

1

7

Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа  как источник отдыха и восстановления сил.

1

Физическое воспитание

8

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

1

9

Подвижные игры. Развитие ловкости, быстроты, гибкости. Предупреждение травм.

1

10

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

1

11

Утренняя гимнастика, как её проводить.

1

Как правильно питаться

12

Значение пищи. Чем человек питается?

1

13

Режим питания. Предупреждение желудочно–кишечных заболеваний.

1

14.

Витамины.

1

Личная безопасность и профилактика травматизма

15

Я и опасность. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

1

16

Путешествие в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

1

17

Творческий проект.

1

Используемая литература

  1. Агеев С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
  2. Дорохов А.А. Про тебя самого.
  3. Немова З.Р. Расти красивым и сильным.
  4. Подъянова С.А. Осанка за несколько минут.
  5. Потёмкин Г.А. Факультативный курс «Твоё здоровье»//Справочник классного руководителя.- 2008.-№2-5.
  6. Степанова М.И. Режим дня школьника. Охрана здоровья детей.
  7. Шатилова Т.А. Витаминка //Читаем, учимся, играем. – 2005.-№3
  8. Черноляс Т.В. Сохранение и укрепление здоровья детей – дело общее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Программа физического воспитания учащихся начальной школы

Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011),  В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках».

Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках»....

Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»

Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»...

Лекция для учащихся начальной школы «Сначала здоровье, рекорды- потом»

Лекция для учащихся начальной школы«Сначала здоровье, рекорды- потом»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....