Агафонова Любовь Тимофеевна

Сайт воспитателя детского сада.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Музейная педагогика. ТРИЗ. Социально-психологические технологии разрешения и профилактики конфликтов.

Увлечения: Культурные достопримечательности разных стран и народов.

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ №75, Приморского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/agafonovalubov
Нужно многому учиться, чтобы немногое знать.
Шарль Монтескье

    " Заботиться о полноте и целостности детского развития" - научное завещание выдающегося учёного А.В. Запорожца всем, кто тем или иным образом связан с проблемами детства. Теорию амплификации ( обогащения) детского развития А.В. Запорожец выдвинул в противовес акселерации. Основу теории составляет вывод: отдельные психические функции ребёнка развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи как свойства личности, обладающие определёнными природными задатками.

   Исследовательская установка является основой педагогического творчества.

    Чтобы следить за ходом психического развития ребёнка воспитателю необходимо:

    Представлять себе не отдельные стороны, а центральные линии его развития. Важно увидеть основные проявления психики ребёнка в трёх главнейших сферах: становлении личности, познавательных процессах и деятельности. Причём надо вскрыть наиболее существенное, показать направления, закономерности, динамику, взаимосвязи.

     Так главным в развитии речи является овладение связной речью; в развитии памяти - возникновение непроизвольных образов; в развитии мышления - центральные операции, формирующиеся в дошкольном детстве: сравнение и классификация. Для развития личности важна произвольность поведения, волевая регуляция, мотивы поведения и деятельности, осознание общественных правил поведения.

     Следует подчеркнуть, что изучаемые центральные линии психического развития максимально связаны с основными целями и задачами педагогического процесса в детском саду.

     Чтобы осмыслить ход всихического развития ребёнка, важно изучить не отдельно его свойства и качества, а в их взаимосвязи и взаимозависимости:

     Так, речь выступает одновременно свидетельством развития умственной деятельности и средством общения, на что указывает использование ребёнком обобщающих слов и выражений в поцессе каой-либо деятельности в разговоре со взрослыми и сверстниками.

     Внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности, поэтому уровень выполнения соотносящихся действий, восприятия, запоминания и сравнения признаков предмета зависит от того, насколько развито у ребёнка внимание.

      Психика развивается в деятельности. Так, воображение не только проявляется в рисовании, в сочинении сказок, но и формируется в них, в свою очередь влияя на их качество.

       Освоенность навыков общения, произвольности управления своим поведением, волевых усилий способствует качественному выполнению совместного труда детей.

       Увеличение словаря, усвоение граматически правильных оборотов ведёт не только к развитю речи, но имышления, умения налаживать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формировать цель предстоящей деятельности, к осознанию норм и правил поведения.

О себе

Воспитатель высшей квалификационной категории. Стаж работы - 19 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книгу можно купить в : 
Biblion.Ru 75р.

Джон Голсуорси. Сага о Форсайтих

Джейн Остин. Гордость и предубеждение

Мой взгляд на мир

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Мои достижения

Раздел в разработке

Моё портфолио

Материалы мего портфолио отражают мои интересы в педогогической деятельности:

- развивающие игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры семьи Никитиных;

- элементы ТРИЗ;

- музейная педагогика.

По А.А. Венгеру в дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. «Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок как бы удваивает мир, разделяет его на обозначаемое и обозначающее. Использование таких обозначений позволяет детям обобщить своей непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности».

Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.

Логичным и закономерным представляется соединить два основных направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности.

Такой подход очень эффективен в коррекционной работе с детьми, имеющими системные нарушения речи, тем более что эти проблемы усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью.

Знаково-символическая система (модели), используемая в работе с такими детьми, выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:

•          позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);

•          создает условия для более прочного усвоения информации;

•          способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;

•         способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;

•         развивает способность мысленно-практического экспериментирования;

•          создает ситуацию успеха в деятельности;

•         расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

К моделям предъявляются определенные требования: четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простыми для восприятия и доступными для создания и действия с ними, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.

Ознакомление лучше начинать с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

В процессе развития речи дошкольников можно использовать специальные предметно-схематические модели.

Работа по формированию словаря открывает возможность для развития фразовой речи, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляет основу для построения высказывания об этом предмете.


Для развития умения отбирать для высказывания слова, обогащения, уточнения и активизации словаря предлагаются модели к разным грамматическим категориям

Знаково-символическая система довольно широко используется в элементах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для детей дошкольного возраста.

Главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Для обучения составлению описательного рассказа мы используем универсальную опорную таблицу «Дом Якубенко»

Она помогает детям:

•         самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

•         установить последовательность изложения выявленных признаков;

•         удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа- описания

•         овладеть этим видом связной речи

•         сделать описательные рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Таблицу «Дом Якубенко» можно использовать и для придумывания загадок описательного характера. В своей работе с загадкой мы используем и приемы, описанные А.А. Нестеренко в книге «Страна загадок», «Путешествие в страну загадок»

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основный функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа.

Карты Проппа помогут и при вариативном обучении детей пересказыванию. Литературное произведение читается и делится на смысловые части, обсуждается. Каждой части дается заглавие (заглавие соотносится с картой-функцией). Таким образом, дети соотносят между собой речевую и графическую системы; составляют план пересказа.

Рассказы детей анализируются и оцениваются взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями:

•        Ребенок стоит ровно и смотрит прямо перед собой, на товарищей.

•         В рассказе присутствуют все три части: зачин, кульминация, развязка (начало, середина, конец истории)

•         Точные слова, грамотные предложения, фонетическая четкость каждой фразы

•         Образные сравнения

•         Выразительность, интонирование, плавность речи.

Музейная педагогика

С какого возраста начать приобщение к изобразительному искусству и музею - вопрос не риторический. В современной отечественной музейной практике не мало смелых экспериментов, начиная от пренатального периода. Однако мировой опыт свидетельствует, что реально начинать работу по художественно-истетическому воспитанию ребенка следует не ранее 4-х лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, включающее спасобность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным. Авторским коллективом Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея на базе Российкой гимназии при государственно Русском музее разработана программа "Мы входим в мир прекрасного" - для дошколников.

Знакомство с данной настолько меня увлекло, что я прошла обучение при Русском музее и активно использую полученные знания в своей работе.

Мои публикации:
Воспитательная работа
Здоровый образ жизни
Логопедия
Математика
Материалы для родителей
Обучение грамоте
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Региональный компонент
Рисование
Художественная литература
Добавить грамоту в портфолио