Главные вкладки

    ТРИЗ и речемыслительная деятельность
    статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

    Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировозрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

    В старшем дошкольном возрасте складывается особый вид мыслительной деятельности, направленной на познание мира - речемыслительная деятельность. Её становление обеспечивается установлением связи речи и мышления, когда речь становится орудием мышления, средством решения мыслительных задач.

    Технология ТРИЗ способствует успешному развитию речи через формирование самостоятельного творческого мышления, через создания для детей ситуации успеха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz_i_rechemyslitelnaya_deyatelnost.docx34.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТРИЗ и речемыслительная деятельность.

    Автор: воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности ГБДОУ №75 Приморского района города Санкт-Петербурга.

           Основная задача педагогов и родителей  –  подготовка подрастающего поколения для жизни в завтрашнем дне. 

           Современный мир стремительно изменяется. Очевидна новая проблема: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. 

    Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно возникающих нестандартных задач.

    Гамезо М.В., Домашенко И.А.

    Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18   «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

    ISBN 5-93134-126-9

    «Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и  устанавливать   связи и   отношения между   предметами и    явлениями.

    Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.

    Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

    Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

    Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).

    По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.

    Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

    цель (ориентировочную основу для решения задач);

    условия, в которых задается данная цель;

    потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

    Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею.

    От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

    Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

    Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

    ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ

    Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

    Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

    Самостоятельность мышления

    ---------------=>

    умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли

    Критичность мышления

    ---------------------------------->■

    объективная оценка других и себя

    Глубина мысли

    --------------->-

    способность анализировать, сравнивать, находить существенное

    Гибкость мысли

    ----------------------------------=>■

    умение находить пути решения задачи

    Пытливость мысли

    ---------------->.

    потребность всегда искать наилучшее решение

    Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

    Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

    Тип обучения

    Характер умственных операций

    Тип мышления

    Алгоритмное обучение

    Описательно-объяснительное обучение

    Проблемно-поисковое обучение

    Точное копирование преподавателя и учебника

    Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала

    Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний

    Репродуктивное стандартное мышление

    Полусамостоятельное репродуктивно-вариативное мышление

    Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

         Проблемно – поисковым обучением, а именно разработкой знаний, и, главное, умений решать нестандартные задачи занимается Теория Решения Изобретательских Задач.

          ТРИЗ-образование является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов) являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого мышления, формирования творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В основе ТРИЗ лежат объективные Законы Развития Технических Систем (ЗРТС). ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задачи. 

    Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности. Но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике. 

    Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.

          ТРИЗ, как и другие системы, развивается. 

    Сегодня это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений: ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ. 

    ТРИЗ — теория решения изобретательских задач - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ. 

    РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление воображением с целью создания новых образов. 

    ТРТЛ — теория развития творческой личности - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку Достойной цели и успешного продвижения к ней. 

            Цель преподавания ТРИЗ дошкольникам и младшим школьникам: воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления, что значит: 

    • развивать гибкость, подвижность, системность и диалектичность мышления; 
    • учить анализировать объекты и ситуации: функции, противоречия, системные связи, происхождение, прогнозирование; 
    • развивать поисковую активность, стремление к новизне; 
    • развивать творческое воображение; 
    • учить связной, логически правильной, аргументированной речи; 
    • формировать навык содержательной оценки и самооценки; 
    • активизировать творческое мышление для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 
    • формировать качества творческой личности. 

           ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. 

           Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка.

           Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. 

            Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках,  сказках, творческих и описательных рассказах, загадках, поделках, движениях. 

            Важно создавать для детей ситуацию успеха, взаимообмен результатами, так, чтобы решение одного ребенка активизировало мысль другого, расширяя диапазон воображения и стимулируя его развитие. 

    Выводы: 1. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.                                                                                      

                    2. В дошкольном возрасте складывается особая деятельность, направленная на познание мира, — речемыслительная. Ее становление обеспечивается установлением связи речи и мышления, когда речь становится орудием мышления, средством решения мыслительных задач.

                           3. Технология ТРИЗ способствует успешному развитию речи через формирование самостоятельного творческого мышления, через создание для детей ситуации успеха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для развития речемыслительной деятельности детей

    В данном материале подробно описываются игры для развития логического мышления и речи старших дошкольников....

    Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    Авторские приемы и упражнения в развитии речемыслительной деятельности.

    Для успешной коррекции речи ребенка надо научить правильно дышать...

    План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

    В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

    Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

    Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

    «Инструментарий ТРИЗ как средство развития речемыслительной деятельности у старших дошкольников с ОНР».

    Выполняя свои обязанности, педагог должен быть внимательным, в своей работе учитывать индивидуальные психические особенности детей. Однако, не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных ...

    Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

    Развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией....