Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более актуальным. Нашей целью является создать такую среду, которая обеспечит максимальное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом особенностей психического развития, здоровья, психофизиологических показателей, коммуникативного и личностного уровня развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей  предметно -  пространственной среды в группе компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад № 75 комбинированного вида Приморского района г. Санкт - Петербурга .

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно – Пространственной среды в группах ДОУ становится ещё более актуальным. Нашей целью является создать такую среду, которая обеспечит максимальное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом особенностей психического развития, здоровья, психофизиологических показателей, коммуникативного и личностного уровня развития.

 Характеристика группы

Исходя из специфики групп компенсирующей направленности я работаю с детьми старшего и подготовительного возраста.

В 2016 – 2017 учебном году к нам пришли дети из разных детских садов старшего дошкольного возраста. С этими же детьми мы продолжаем работать и в 2017 – 2018 учебном году.

В нашей группе компенсирующей направленности - 17 человек:

  • мальчиков - 12 человек,
  • девочек - 5 человек.

ОНР:

  • 15 чел. - с ОНР 3 уровня речевого развития;
  • 2 чел. - С ОНР 2 уровня речевого развития.

Группа здоровья:

2 человека - имеют первую группу здоровья; 14 человек - имеют вторую группу здоровья; 2 человека - имеют третью группу здоровья.

Более половины воспитанников группы - это дети, имеющие легкие, остаточные явления органического поражения ЦНС, что выражается в повышенной истощаемости и обуславливает:

  • пониженную работоспособность;
  • недостаточную произвольность внимания;
  • слабость запоминания;
  • плохую переключаемость, а также повышенную возбудимость.                                  Поэтому, для воспитанников нашей группы обязательно необходимы:
  • дозировка заданий;
  • чередование видов работ, требующих участия различных анализатор;
  • психологический контакт и стимулирование сотрудничества.

          Организуя предметно-пространственную развивающую среду в группе, мы руководствовались требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям развития детей.

             Образовательное пространство группы разделено на развивающие зоны, соответствующие образовательным областям, плавно переходящие одна в другую.

Это позволяет детям свободно выбирать вид деятельности и объединяться по подгруппам в зависимости от предпочтений.

              Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г., функциональные размеры используемой мебели соответствуют росту и возрасту детей. Детская мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей. Вся мебель в группе закреплена и не несет угрозы жизни и здоровью детей. Используемые игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно - эпидемиологическим требованиям и имеющие сертификаты, подтверждающие безопасность. Мягконабивные игрушки используются только в качестве дидактических пособий,

В группе с детьми проводится работа по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Для этого оформлена игровая зона по правилам дорожного поведения и безопасности, где в доступной форме дети знакомятся с чрезвычайными ситуациями и правилами поведения в них. Зона оборудована игровым материалом для организации сюжетно - ролевых игр «Дорожное движение», «Дорожная азбука», «Мы на улице». «Светофор».

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением создаётся за счёт:

  • теплой цветовой палитры в группе;
  • доступности игрового пространства, оборудования и материалов;
  • соблюдения гигиенических требований к содержанию группы, питанию и режиму, пребывание ребёнка на свежем воздухе не менее 3-х часов в день;
  • за счёт использования элементов психогимнастики в образовательной деятельности и режимных моментах;
  • при необходимости используется спокойный музыкальный фон, сопровождающий различные виды деятельности детей;
  • включения в режимные моменты стихов, потешек по теме.

          Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации. Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения, таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения.

            Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в различных видах детской активности. В группе используются мягкие модули, маты, ширмы, предметы из природного и бросового материала: гладкие камни, шишки, жёлуди, крышки, пластиковые бутылки и др.

Вариативность развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, чтобы создать детям ситуацию выбора и эффект новизны. Работа в группе строится по принципу комплексно-тематического планирования. Игровой и дидактический материал периодически обновляется и дополняется в зависимости от лексической темы, времени года. Имеются предметы, стимулирующие игровую, двигательную и познавательную, исследовательскую активность детей.

Игровое оборудование, как в группе, так и на прогулочных площадках яркое и привлекательное, имеется в достаточном количестве и соответствует возрастным особенностям детей. Периодическая смена игрового материала и появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая предметно – познавательная среда в группе является вариативной.

            Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия в нашей группе находятся в свободном доступе для детей. С детьми заранее обговаривается порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать игровое оборудование доступным, но и помочь детям правильно и рационально использовать игры и материалы.

           Правильно организованная и насыщенная развивающая предметно – пространственная среда выполняет образовательную функцию и способствует освоению детьми образовательной программы, реализуемой в ДОУ.  В группе созданы условия реализации образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально - коммуникативное развитие  
  • Речевое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие
  • Физическое развитие.

В соответствии с образовательными областями пространство группы разделено на развивающие зоны, плавно переходящие одна в другую, что позволяет детям свободно выбирать вид деятельности и объединяться  по подгруппам в зависимости от предпочтений.

Образовательное пространство группы оснащено:

  1. Познавательное развитие

Объекты для исследования в действии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, доски – вкладыши, кубики (СУ, Уникуб., кубики для всех), наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, коллекции ( песка, камней, семян и т.д.), «Био купол» (управление экосистемой), «Наши удивительные 5 чувств» ( научно-познавательный набор, 60 увлекательных экспериментов), «Мир вокруг нас» (научно-познавательный набор).                                                                                                                                

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения: «Юный дизайнер», «Соты Кайе», игры с блоками Дьенеша              ( «Заселим домики», «Вырастим дерево», « Построй дом» и т.д.), «Весёлый поезд», «Чего не стало?», игры на составление фигур-силуэтов («Танграм», «Занимательный квадрат», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и т. д.); «Занимательный треугольник».

 Образно – символический материал: наборы дидактического материала в картинках для рассматривания («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Моё тело», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Дом», «Овощи. Фрукты», «Деревья, травы, кустарники», «Моя семья» и т.д.), календарь погоды, карты, атласы, глобус, головоломки, лабиринты, плакаты («Давай посчитаем», «Кто в лесу живёт? ).

Нормативно-знаковый материал: математический календарь, наборы цифр и знаков, линейки, числовые домики, графические модели по обобщающим понятиям («Птицы», «Звери», «Насекомые», «Рыбы», «Растения»), мнемотаблицы по временам года.

Развивающие и настольно - печатные игры. Домино, шашки. Энциклопедии. 

Аудиозаписи: «Занимательная экология»; «Занимательная астрономия»; «Времена года»

УРС (универсальный развивающий стенд), который я разработала для решения проблем индивидуально-дифференцированного обучения, диагностики и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Он используется и для самостоятельной деятельности детей. В нём заложены игры: «Что сначала, что потом?», игры с блоками Дьенеша, ориентировка в пространстве, «Найди отличия».

                2.  Социально – коммуникативное развитие

Художественная литература; настольно – печатные игры («Хорошо плохо», «Встречаем гостей», «Я – горожанин»);  наборы дидактического материала в картинках («Государственные символы», «Символы Санкт – Петербурга», «Уроки Ушинского», «Воспитание сказкой»); «Правила поведения  настоящего горожанина»; «Дерево жизни»; «Уголок дежурства» (для формирования позитивных установок к различным видам труда); набор картинок «Ребёнок в кругу взрослых и сверстников»; плакаты по правилам дорожного движения и техники безопасности; настольно-печатные игры по валеологии; правила поведения в природе. Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», « Путешественники», «Город, транспорт, пешеход», «Космос» и т.д. с алгоритмами развития игры.

                   3. Речевое развитие

Обогащение активного словаря: набор предметных картинок по лексическим темам; настольно-печатные игры («Какой, какая, какое?», «Антонимы», «Кто что делает?» и т.д.); картотека дидактических игр на развитие словаря; дид. игра «Зажги фонарик»

Развитие фонематического слуха: «Звуковые домики»; картотека дидактических игр; настольно – печатные игры; «Весёлый паровозик» с набором предметных картинок со звуками в разных позициях (начало, середина, конец); «Веселый рыбачек».

Грамматический строй речи: дидактические игры;  модели (схемы) к разным грамматическим категориям (глаголы, предметы, признаки, предлоги).

Развитие связной речи: алгоритмы (схемы) обучения детей рассказыванию;  «Домик Якубенко», «Путешествие по стране Загадок»; игра «Да – нет» (диалогическая речь); наборы сюжетных картинок; игра «Весёлые вещи»; системный оператор

Развитие речевого творчества: карты Проппа; круги Луллия.

Развитие интонационной культуры речи: дидактическая игра «Магнитофон»

Знакомство с книжной культурой: художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми старшего дошкольного возраста; аудиозаписи с литературными произведениями для слушания и понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; музей «Откуда книга пришла?»

            4.  Художественно эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

  • Словесного (художественная литература, фольклор):  художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; справочная литература; аудиозаписи литературных произведений; различные виды театров (пальчиковый, БИ-БА-БО, плоскостной театр на фланелеграфе, маски и театральные костюмы для драматизации, игрушки-персонажи и игрушки-предметы оперирования для кукольного театра, ширмы); картотеки потешек, загадок, пословиц; алгоритмы для обучения рассказыванию; мнемотаблицы для разучивания стихов, пословиц.
  • Музыкального: магнитофон; аудиозаписи музыкальных произведений; дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Композиторы»); разнообразные музыкальные инструменты для детей; шумовые коробочки.
  • Изобразительного: иллюстративный материал, картины, альбомы («Русский музей», «Моя Третьяковская галерея», «Лучшие картинные галереи мира», «Изобразительные произведения для дошкольников»); художественная литература с иллюстрациями; изделия народных промыслов; скульптуры малых форм; настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Народные промыслы», «Ремёсла на Руси»); материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); природный, бросовый материал; материалы для конструктивно-модельной  деятельности (конструкторы настольные, напольные, строительный материал, бросовый и природный материал); схемы построек.

                           5. Физическое развитие

  • Картотеки:  подвижных игр; утренних гимнастик; бодрящих гимнастик.
  • Настольно – печатные игры («Виды спорта», «Валеология»).
  • Плакаты («Виды спорта», «Моё тело», « Чистим зубы»)
  • Алгоритмы упражнений по профилактике плоскостопия, сколиоза, миопии.
  • Атрибуты для развития физических качеств (кегли, кольцебросы, ходули, крутилочки, серсо, гантели, маркеры игрового пространства, мячи, мишени.
  • Массажёры («колючая дорожка», мячики и т.д.)

        Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей. В группе представлены материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательную активность детей:

  • детские энциклопедии,
  • иллюстрированные издания о космосе,
  • животном и растительном мире,
  • технике,
  • жизни представителей разных народов планеты,
  • детские журналы.

Для мальчиков имеется набор инструментов, атрибуты для сюжетных игр «Моряки», Полиция», игрушки (роботы, радиоуправляемые машинки), разнообразные конструкторы с алгоритмами и схемами построек, игровые модели гаража, железной дороги, крепости.

Для девочек созданы уголки «Ряжение» с предметами женской одежды и украшениями шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки, «Салон красоты», материалы для творчества и рукоделия (нитки, пуговицы, мелкие детали для украшения), атрибуты для игр «Дочки- матери», «Детский сад»,« Магазин», «Зоопарк», «Аптека».

       Все пособия и материалы в группе, где осуществляется образовательная деятельность,  доступны детям, все пособия находятся на уровне глаз, их можно легко взять. Материал и оборудование исправно и сохранно.

          Правильно созданная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка!

Вывод: Организация предметно-пространственной среды в группе Агафоновой Любови Тимофеевны создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Заведующий ГБДОУ детский сад № 75

Комбинированного вида Приморского района                                       Е.А. Васильева

г. Санкт - Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Чернышёвой Татьяны Фёдоровны в создании предметно-пространственной среды

Cоздать для формирования и развития творческой личности ребенка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровье...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Клёцбах И.И. в создании развивающей предметно-пространственной среды/

Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»Дата проведения анализа: 17 сентября 2015гХарактеристика группы: подготовительную группу посещают 30 детей 6-7...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Галушиной Любови Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды (2016-2017 уч. год)

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1...