Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень художественных произведений и вопросов к этим произведениям, опираясь на которые родители могли бы способствовать воспитанию доброжелательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.

Проблема  развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). В этих исследованиях подчеркивается необходимость специальной работы по  формированию эмоциональной сферы, особенно у детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно зрелость эмоциональной сферы во многом определяет готовность к обучению в школе.

            Представляется целесообразным принять за основу классическое определение эмоциональной отзывчивости как "эмпатийного процесса", состоящего из трех компонентов: сопереживания, сочувствия, внутреннего содействия, т.е. как способности сопереживать, сочувствовать и внутренне содействовать другому человеку через осознание собственных переживаний.

Развитие эмоциональной отзывчивости как эмпатического процесса является важной составляющей нравственного  развития дошкольника.

Педагогическая модель развития эмоциональной отзывчивости ребенка на художественные произведения должна включать активизацию эмоционального отклика детей, организацию творческой деятельности ребенка для воплощения чувств, возникших у него в результате эмоционального отклика, и стимулирование высказываний детей по определению ими эмоционального содержания произведения. Реализация модели осуществляется в процессе комплексных занятий, объединяющих разные виды искусства и виды художественно-творческой деятельности (графика – книжные иллюстрации, музыка, поэзия, малые фольклорные формы).

Основными  этапами развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения в педагогическом процессе являются: эмоционально-ориентационный (на данном этапе ребенок через систему вопросов определяет настроение произведения); эмоционально-смысловой (на данном этапе ребенок через сопоставление собственной житейской эмоции с эмоцией художественного произведения приходит к пониманию его эмоционального содержания), эмоционально-творческий (на данном этапе ребенок посредством слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения).

Основу методики развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников составляет система методов, соответствующая каждому этапу: метод первоначальной ориентировки в произведении (определение ребенком настроения произведения, отраженного в слове); метод контрастного сопоставления (выявление ребенком контрастов в одном или нескольких произведениях);  метод беседы (обращение к собственному эмоционально-жизненному опыту при восприятии художественных произведений, сопоставление его с эмоциями в художественном произведении и определение его эмоционального содержания); метод уподобления характеру художественного произведения, (разнообразные творческие действия ребенка - адекватное выражение настроения художественного произведения в движении, в цвете); метод моделирования художественно-творческого процесса (ребенок вместе с педагогом создают замысел и определяют способы его воплощения в слове).

Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень художественных произведений и вопросов к этим произведениям, опираясь на которые родители могли бы способствовать воспитанию доброжелательности.

 Что читать детям и о чем с ними беседовать?

«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» (обраб.М. Булатова). Почему Чудо-Юдо уверен в своей победе? Как он боролся с Иваном? Как Иван сражался со змеем? Почему Иван не стал отдыхать после битвы? Что могло бы случиться, если бы Иван, как и его братья, в первую ночь не пошел в дозор, а на утро не искал бы семейство Чудо-Юдово?

«Морозко».  Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по-разному ведут себя с Морозко? Ведь они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

  1. Одоевский. «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Почему Рукодельница откликалась на просьбу каждого, кто к ней обращался? Как она заботилась о старике? Как вела себя Ленивица? Кого из них можно назвать по-настоящему заботливой? Почему?

С. Аксаков «.Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Могло ли так случиться при поиске подарка для других дочерей? Почему она согласилась ехать к зверю лесному? Разве ей не было страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца не только за подарки?

Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка». Почему Тема не мог уснуть ночью? Страшно ли было мальчику? Почему же он все-таки спустился в колодец? Что было самым трудным в спасении Жучки? Как мальчик подбадривал сам себя? Понравился ли вам поступок Темы?

Л. Толстой. «Котенок». По чьей вине котенок попал в беду? Почему Вася бросился на помощь котенку, разве он не боялся собак? Каким можно назвать поступок Васи?

А. Н. Толстой. «Золотой ключик». Как жилось куклам в театре Карабаса до встречи с Буратино? Почему Буратино удалось помочь друзьям и победить Карабаса? Научились ли куклы не бояться злого хозяина? Кто им помог?

К. Чуковский. «Айболит». С какими опасностями пришлось столкнуться Айболиту на пути в Лимпопо? Мог бы он не прийти на помощь, сославшись на то, что путь слишком труден? Боялся ли Айболит погибнуть? Что помогло ему преодолеть все трудности?

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Почему парень бросился к горящему дому? Легко ли по стене добраться до пятого этажа? Какой опасности он подвергался, спасая девочку? Почему все стали разыскивать его после пожара?

А. Барто. «Вовка - добрая душа» (глава «Как Вовка стал старшим братом»). Какими были старшие братья у Тани и Вали? Почему Кате тоже захотелось иметь старшего брата? Кто помог Катиному горю? Почему Вовка так поступил? Можно ли поступок мальчика назвать рыцарским, благородным?

В. Осеева. «Просто старушка». Помогать нужно только знакомым или всем, кто нуждается в помощи? Как бы вы объяснили это девочке из рассказа? Как бы вы выразили одобрение мальчику?

Б. Житков. «Храбрость». Почему мальчик не сказал девочке, что он тоже боится идти через кладбище? Как он подбадривал девочку? Что помогло ему побороть страх?

Л. Кассиль. «Твои защитники» («Сестра», «Богатыри»), Почему защита Родины нелегкое дело? Каким должен быть защитник? Как помогла медицинская сестра Надя Балашова раненому бойцу? Как она делала перевязку? Какими словами ободряла солдата?

А. Алексии. «Первый день». Почему Шурик запретил маме провожать его в первый класс? Правильно ли он поступил? Почему мама украдкой шла за Шуриком, а потом стояла под окном школы? Понял ли мальчик, что поступил неправильно?

А.  Митяев. «Сегодня праздник» (отрывок «За что люблю маму»). Если бы дети на вопрос, за что они любят маму, ответили: «За то, что она добрая и ласковая», правильным был бы такой ответ?

Г..Х. Андерсен. «Дикие лебеди». Почему Элизе хотелось расколдовать братьев? Страшно ли ей было ходить на кладбище ночью? А мять крапиву и плести из нее рубашки? Что можно сказать об Элизе? Какая она сестра?

Ш. Перро. «Фея». Чем заслужила девушка награду феи? Она была вежлива только с незнакомыми или со всеми? Если бы фея не сменила облик, удалось бы старшей сестре обмануть ее? На кого из сестер вы хотели бы быть похожи? Почему?

А . Линдгрен. «Малыш и Карлсон» (глава «Проделки Карлсона»). Зачем Малыш и Карлсон забрались в комнату, где плакала девочка? Как они пытались ее успокоить? Прав ли был Карлсон, когда говорил, что он лучшая нянька в мире? Почему Малышу удалось стать лучшей нянькой? Может быть, им не стоило забираться в чужую квартиру и успокаивать ребенка?

Э. Сеттон-Томпсон. «Рваное ушко». Почему крольчонок стал звать на помощь маму? Разве он не знал, что его мама не справится со змеей? Почему робкая крольчиха Молли Пушистый хвост вдруг стала такой храброй?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

Проект на тему: «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через литературные произведения».

Образовательные области:  - «Художественное творчество»,  - «Познание», «Социализация»,  - «Коммуникация», «Труд»,  - &l...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувства...