Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

         В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
        Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. 

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr_v_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста.

        Как часто можно слышать фразу « Поиграй со мной». Заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, так как это способствует развитию двигательных качеств, социализации ребёнка, укреплению семейных связей.  Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми.

      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
       Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
       В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
     Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
    Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
    Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.  Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
       Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
       Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
       Подвижные игры создают дополнительную возможность общения взрослого с детьми. Взрослый рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дошкольники запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
       Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
       Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
      Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

         Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагается описание нескольких народных подвижных игр.

Золотые ворота

Дети образуют двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:

Золотые ворота - проходите господа,

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.

Игра с козликом

Дети в кругу, козлик в центре. Дети поют потешку и выполняют движения по тексту.

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять,

Козлик ножками стучит, по - козлиному кричит: « бе-бе-бе!»

Козлик догоняет детей. Кого поймал, тот становится козликом.

Стадо

Играют  волк, пастух и овцы.

Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

Овцы ходят, щиплют травку и поют:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле, погулять на воле!

По сигналу пастуха: « Волк» овцы бегут в дом - в противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

   Если  подобные игры заинтересуют Вас, то Вы сможете описания этих игр найти в предлагаемой литературе:

  1. Левицкая М.  Народные подвижные игры -  СПб, Издательство Политехнического  университета,  2008 г.

     2. Титова О.Я.  Обрядовые праздники в России -  Издательство  ТЦ СФЕРА,  2003 г.

     3. Рыбак Е.   Играем вместе. – Архангельский областной институт переподготовки РИСа АО ИППК,  2008 г.

                           Тайные мечты каждого ребёнка

  • Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
  • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  • Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
  • Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение.
  • Учите меня отличать, что хорошо, а что плохо. Делитесь со мной своими планами.
  • Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
  • Я знаю ещё некоторые замечательные слова: «Я люблю тебя, мама; я люблю тебя, папа!»

Рекомендации родителям

  1. Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть.

Вам поможет в этом игра.

  1. Нет ничего важнее в воспитании ребёнка, чем вера в него. Верьте в то лучшее, что есть в нём.
  2. Играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.
  3. Организуйте совместные прогулки, походы и игры всей семьёй. Игра поможет преодолеть вам чувство превосходства над ребёнком.
  4. Игра научит вас доверять друг другу.
  5. Окружайте ребёнка всем лучшим, что у вас есть.
  6. Игра - это лучшее лекарство от всех недугов.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

презентация "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Презентация для родителей детей дошкольников. в презентации раскрывается роль подвижных игр в развитии детей на прогудке, во время занятий, в семье....

Роль подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. Специфика подвижной игры состои...

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...

"Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста"

Значение подвижных игр в развитии движений ребенка....

Роль подвижной игры в жизни детей дошкольного возраста

Роль подвижной игры в жизни детей дошкольного возраста...